Любопытное. "Татарские стрелы", "сабли гуситов", Ченстоховская Мадонна (Матка Боска) в Екатеринбурге

Dec 08, 2012 18:39

Не отвлечься не мог, крайне любопытные совпадения, аллюзии и абберации...
Ченстоховская Мадонна, Матка Боска (что греха таить, для русскоязычного человека, будь он польских, татарских, каких других кровей, слово "матка" имеет несколько иное значение, фонетически перекликается с татарским словом - Марҗа*), Божия Матерь, Чёрная Мадонна, "Королева Польши"...
И вдруг Екатеринбург 1896 года?! Это что за такое пленение и ссылка "Королевы Польши"?
О чём я мог думать, наткнувшись на этот материал? Конечно, о вездесущих татарских стрелах.
"О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь".
Православный сайт напишет о Блоке: Людмила ИЛЬЮНИНА. «НАШ ПУТЬ - В ТОСКЕ БЕЗБРЕЖНОЙ...». Автор, понятно, заставит нас помолиться "вместе" с поэтом.
"Темный лик Богоматери со шрамом на правой щеке (от удара гуситской сабли*) объясняют следствием пожара, а также потемнением "от скверны" (см. "чёрные Мадонны"). Один из списков этой иконы находится в капелле Яна Собеского в церкви Св. Иосифа (Йозефа) в Каленберге, пригороде Вены. В этом месте икона, по преданию, спасла Вену от нашествия турок, обеспечив в 1683 г. победу польских шляхтичей короля Яна Собеского над сарацинами (мусульманами)". -
Итак, шрамы от удара гуситской сабли превращаются в шрамы от удара турецкой сабли, а затем и в следы от татарских стрел...
"При завоевании Западной Украины поляками икона досталась князю Владиславу Опольскому. Однажды, во время осады татарами замка Бельз, князь Владислав выставил икону Божией Матери на городскую стену, и одна из татарских стрел попала в неё. Тотчас из ранки стала истекать кровь, а на татар напала непонятная мгла, от которой они стали гибнуть в великом множестве. Это вынудило татар снять осаду и уйти из владений князя. Через некоторое время князь Владислав передал икону католическим монахам Паулинского ордена в построенный им монастырь на Ясной горе рядом с селением Ченстохово. С тех пор этот образ стал называться Ченстоховским". -  Это "откровение" перекочевывает из одной статьи в другую (Браиловско-Честохонская икона Божией Матери)
Но почитайте эту заметку, и поймёте, насколько "боголепие" (не благолепие, ибо лепят они Бога по образу своему и подобию своему тёмному, не понимая, к чему призывают) застит очи разумения" - "Непобедимая победа"! - ЕЩЕ РАЗ ПРО ЧЕНСТОХОВСКУЮ...
Впрочем, не на всех списках вы обнаружите следы "шрамов", кто-то из иконописцев посчитал неуместным уродовать лик Матки Боски  -Ченстоховская Богоматерь.
Что же русский солдат должен испытывать, преклоняя колени перед списком, где изображён лик Богоматери со шрамом от сабли мусульманина, отправляясь на подавление польского восстания, к примеру, 1863 года, вспоминая славные победы над "погаными" на Куликовом поле(**)? По официальным данным, мятежники потеряли около 30 тыс. чел. Потеря русских определяется в 3343 чел. (из них 2169 чел. раненых). Повешенных повстанцами насчитывают ок. 2 тыс. чел. Все эти цифры - крайне неточные и спорные. После 1863 г., как и после 1831 г., множество поляков переселилось за границу. Не так-то легко повесить около 2000 человек... Проливалась кровь, а символы веры чернели... Ненависть православных к полякам и татарам неожиданно последних делает друзьями? Так ли уж прав был Пушкин, полагая, что это славянский спор, но вспомнит "измаильский (турецкий - Р.Б.) штык"? У поляков был свой великий поэт - Мицкевич, который не просто поставил под сомнение слова Пушкина, он никогда не простит Пушкину антипольских стихов...
А почитание Казанской Божией Матери*** увековечит разрушение Казани Иваном Грозным в сознании русских и татар, для одних это станет символом гордости, для других - символом позора, а церковь будет напоминать об этом тем, кто хотел бы примирить соседей... И будет осенять все победы над поляками...
Но что же мусульмане в русскоязычной реальности? Черный камень Каабы (Согласно мусульманскому преданию, Аллах подарил его Адаму, и первоначально он был белым яхонтом, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами.).
"Он драгоценной яшмой был когда-то,
Он был неизреченной белизны -
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашел среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века - со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, я рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской...
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный -
Померк от слез и горести людской!
<1903-1906> Иван Бунин.

Итак, вернемся в Екатеринбург 1896 года. О каком списке идёт речь в данном случае?
Крайне много знаков препинания, текст привожу полностью, в пересказе, далекий от темы и обременный знаниями по части иконографии, могу пропустить что-нибудь существенное. Насколько я понимаю, текст этот ещё не публиковался.
Заседание Екатеринбургской Городской Думы от 22 мая 1896 года:
"Доложено заявление 7-ми гласных Городской Думы, высказывающих желание, чтобы святая икона Ченстоховской Божией Матери, дар г.Екатеринбургу от Екатеринбургского полка (интересно, полк дарит городу? - Р.Б.), находящаяся, по постановлению Думы 7 декабря 1895 г., временно, в Екатерининском соборе (но почему возникают сомнения, и почему мы не можем услышать мнения представителя епархии? - Р.Б.), была помещена на постоянное нахождение не в городском общественном доме, как назначено Думою, а в Александровской, при городской богадельни, часовне, на площади у толкучего рынка. В подкрепление своего желания г.г. гласные высказывают соображения: постановка св. иконы в зале Думы преграждает доступ к ней посторонней публики, среди которой могут найтись желающие служить пред ней молебны и ставить свечи, тогда как часовня, находясь в центре торговой площади, посещается массой молящихся, ставящих от усердия свечи перед иконами и жертвующими в кружки, и помещение здесь св. иконы даст возможность всем желающим молиться пред ней, а кружечный и свечной сбор пойдет на доброе дело; наконец самое единение города с соименным полком будет несомненно осязательнее.

По поводу этого заявления были высказаны мнения, что если действительно св. икону Ченстоховской Божией Матери неудобно поместить в доме городского общества (зачем икона вообще нужна в помещении светского учреждения? - Р.Б.), то лучше не переносить её и в Александровскую часовню, где нет священника и к служению молебнов могут встречаться затруднения, а оставить её в Екатерининском соборе, где находится теперь. Собор расположен на площади, где стояла церковь и Екатеринбургского полка (?  - Р.Б.), во время нахождения его здесь (что это значит? полк уже не стоит в Екатеринбурге? - Р.Б.); собор в честь св. Великомученницы Екатерины, имя которой носят и город и полк; вход в него всегда открыт и затруднений в приглашении священников, для совершения молебствий пред иконой, не может быть.

Против этого было высказано, в дополнение к изложенному в заявлении г.г. гласных, что в Александровской часовне доступ к иконе будет свободнее и при том она будет находиться в массе народа, что все особенно чтимые народом иконы, в больших городах, обыкновенно помещаюся в часовнях, где пред ними служатся и молебны, затруднений в этом случае и здесь встретиться не может, так как Александровская часовня находится близ Златоустовской церкви, священники которой и могут быть приглашаемы для совершения молебствий.

По закончании прений, Дума, большинством 14 голосов против 10, постановила: в отмену постановления 7 декабря 1895 г., местом постоянного нахождения св. иконы Ченстоховской Божией Матери назначит Александровскую, на площади толкучего рынка, при городской богадельне, часовню".
Источник: Журналы Екатеринбургской Городской Думы за 1-ю половину 1896 г. - Екатеринбург. Типография В.Н.Алексева, Колобовская ул, д.№21. 1896 г.

Почему меня это вдруг заинтересовало: rustam_bikbov - Лион. Чёрная мадонна и Бакунин.
О польской эмиграции во Франции пока совсем чуть-чуть только в связи с Шопеном.

Тему, впрочем, можно было бы закрыть, но... стоит почитать, какие нешуточные страсти разгораются вокруг мифологии иконы. Почитайте это в контексте празднования "освобождения" России от польского ига в 1612 году и готовящегося в 2013 году празднования воцарения Романовых. Это не шутка - овладеть "Королевой Польши"!
- Валерий Мельников. Может ли спасти Россию Ченстоховская икона - знамя польского католицизма в борьбе против Православия. Православный журнал. Благодатный огонь. №10: "День Ченстоховской иконы Божией Матери празднуется в Русской Православной Церкви 6 марта (19 марта по гражданскому календарю). В этот день православные помимо уставных молитвословий возносят молитвы Господу о спасении древней иконы из католического пленения. Молиться же о спасении России иконе, самой находящейся в плену и ставшей символом чужой веры, более чем странно. А, то, что далеко не худшая часть православной России без оглядки ринулась, пусть и невольно, под омофор католической святыни, ничтоже сумняшеся отметая святыню православную, свидетельствует о том, насколько враг коварен. В связи с этим более понятными становятся евангельские слова о том, что, возможно, прельстятся и избранные (Мф. 24, 24)...
В католической книге А. Мигель «Тайна, которая ведет папу» Ченстоховской иконе посвящено несколько страниц. Черная Мадонна, Царица Польши - так зовут ее поляки. «Черная Мадонна» - любимая икона папы Кароля Войтылы. Рассказывая о фатимском чуде - явлении Божией Матери пастушкам и о таинственных пророчествах, якобы Ей сообщенных, папа часто говорит о нашей стране и видит свое предназначение в борьбе с «заблуждениями России». Папа Иоанн Павел II желает спасения России и ее «обращения». Он мечтает привести Россию «к Непорочному Сердцу Девы Марии» и часто молится об этом перед Ченстоховским образом. Не в этом ли скрывается причина появления в нашей стране многочисленных репродукций именно этой иконы? Теперь к молитве папы о «спасении» России присоединились тысячи православных, и с каждым годом число российских почитателей «Черной Мадонны» увеличивается. Стоит ли удивляться, что с каждым годом нарастает и духовная экспансия католицизма в нашей стране?"
- «А нужно ли нам, православным, ехать на поклон к “Матке Боске Ченстохове”? Ее же давно инославные считают “Королевой Польши”!» - Анатолий Холодюк. Ченстоховская святыня.

Интересная статья - Н. Романова. ЗАГАДКИ ИКОНЫ: К вопросу об иконе Божией Матери "Ченстоховская".
"А вот другая книга: "Материалы научной конференции, посвященной памяти полководца М.И. Кутузова-Голенищева", - изданная в Санкт-Петербурге в 1993 году. Здесь на стр. 87 можно обнаружить статью полковника, кандидата исторических наук, доцента В.Д. Мелентьева "Актуальные проблемы из истории войны 1812 года и биографии М.И. Кутузова". Читаем: "... Однако имеется еще одна из причин, тщательно до сих пор скрываемых от читателя. Суть ее такова. По занятию русскими войсками польской крепости Ченстохов Кутузов реквизировал из городского собора икону Ченстоховской Богоматери, направив ее в дар Казанскому Собору. Что же касается польских служителей духовенства, то они изготовили копию упомянутой иконы, которую до сих пор в день так называемого "плача" выносят во главе религиозных процессий. К сожалению, усилиями цензоров факт этот под предлогом "недопущения травмирования психики верующих католиков" к огласке не допускается. Думается, однако, что правда должна оставаться правдой. Поэтому и в этом отношении следовало бы окончательно разобраться, поставив точки над "i"...
А у нас в России, на Украине и в Белоруссии очень много древних списков с образа Ченстоховской, очень всеми почитаемых. У меня таковых - по книгам и личным фотографиям, сделанным в паломнических поездках - собралось более сотни. И поражает то, что на землях нашего Отечества они (эти образы) совсем иные, не похожие на ту, хранящуюся в Ченстохове. Причем я имею в виду не новописанные иконы, а по-настоящему очень древние, чудотворные, практически все выполненные в нашем - православном - духе и стиле.
Одна моя знакомая, р.Б. Елена, горячая почитательница Ясногорского образа, очень верно и тонко подметила доброе название "наших" списков - "словянки".
Много загадок хранит древний чудотворный образ Ченстоховской иконы Божией Матери. И среди них одной из наиболее волнующих является та, что связана с ответом на вопрос, почему так разительно отличаются между собой образ, хранящийся в Ченстохове, и те, что издревле писаны в землях русских. Недаром, видимо, посреди последних есть два с очень характерным названием - "Вразумительница" и "Ключ разума": быть может, когда-нибудь с Божией помощью уразумеем... А пока: да не ослабнет молитва наша Пречистой и Преблагословенной Славной Владычице нашей (в том числе и по обнаруженному недавно старинному Акафисту Ченстоховской-Браиловской иконе Богородицы)".

В качестве приложения.
Иногда я прислушиваюсь к словам Кураева, но другое дело, что это запутывает ситуацию в РПЦ, что они там делят? -
"Я просто
а) обосновываю свою личную не-любовь к Ченстоховской готике
б) показываю, как "дурят нашего брата" иннэнисты, которые вроде бы борясь с экуменизмом, на самом деле призывают умильно смотреть на латинскую картину, да еще и брешут будто на нее "перешла благодать со всех русских икон".
в) показываю, в какие дебри их заводит воинствующее богословско-историческое невежество". - из комментария к diak_kuraev Ченстоховская икона - воплощенный экуменизм.
"19 марта 2004 года в Екатеринбурге в храме Рождества Христова служители, утром открыв храм, обнаружили старинную Ченстоховскую икону Божией Матери. На иконе сохранилась надпись на польском языке: «Под твою защиту прибегаем».
В комментариях:
24 января 20:25, Раба божья Надежда: 19 января 2012 года во время православной выставки - ярмарки в Екатеринбурге мироточила Ченстоховская икона Божьей Матери. Икона была привезена на выставку участниками из Свердловской области. - Слава Ченстоховской иконы Божией Матери в последние времена. ПРАВАЯ.RU 9 сентября 2005 г.
- Ирина Ошуркова. Вчера в Екатеринбург прибыл Крестный ход с Ченстоховской иконой Божией Матери. 26 июня 2012 «Областная газета»

"...С этой иконы было сделано множество списков. Однако в России большинство из них после революции пропали. Исчезла и икона Казанского собора". - на этом сайте вы можете заказать за 11 тысяч рублей - язык не поворачивается назвать даже списком то, что они предлагают, - нечто, что внешне напоминает икону. Ченстоховская Икона Божией Матери www.ikonu.ru
И некая разновидность - Ченстоховская Икона Божией Матери (Непобедимая победа).
На этом форуме очень много цифровых копий: ОДИГИТРИЯ, Путеводящая...
Здесь другие образцы: Ченстоховская икона Божией Матери.

Это интересно, пусть порой и сомнительно.
*Марҗа - Şundıy versiә işetkәn idem. İmeş, Татарларны явыз-Хайван чукындырган(крешение) вакытта бөтен татар хатын-кызларына "при крещении получаешь имя Мария" дигәннәр. "Марйә/Марҗа" исемле хатын = чукынган хатын. Шулай булып чыкты. Элек "марҗа - урыс йәки керәшен хатын -кыз" булган. Слово "Марҗа" - приобрело пренебрежительный, презрительный оттенок, превратившись в имя нарицательное, "чужая". Если заглянем в англо-французские корни слова, то с удивлением обнаружим - "край"... край, граница через которую нельзя переступать верующему мусульманину, а, может, "граница", на которой осуществляли сделки восточные и западные купцы, торгуя живым товаром? К примеру, в средневековье встретились "неверных" друг для друга купца (мусульманский и христианский) на рынке невольниц: Марҗа, Марҗа! - Предлагает один другому русскую пленницу, а второй в уме прикидывает, какая же маржа ему от этой сделки достанется...

Из Википедии.
**Гуситы.
"Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке... Последствия борьбы между национальным религиозным движением гуситов и католической церковью сказываются на духовной жизни чешского народа до сих пор: чехи являются в настоящее время самым атеистическим народом в Европе... 23 марта 1430 года Жанна д’Арк надиктовала письмо, которое призывало к выступлению крестоносной армии против гуситов до тех пор, пока гуситы не вернутся к католической вере. Захват её солдатами англичан и бургундцев двумя месяцами позже освободил её от этой миссии.
В 1422 году великий князь литовский Витовт (провозглашённый король гуситов?) отправил на помощь гуситам пятитысячное литовское (белорусское) войско во главе с князем Жигимонтом Корибутовичем, которое вместе с гуситами отразило четыре крестовых похода императорских войск...
Был трижды крещён (!!! - и мы поставим три восклицательных знака): первый раз в 1382 году по католическому обряду под именем Виганд, второй раз в 1384 году по православному обряду под именем Александр и третий раз в 1386 году по католическому обряду также под именем Александр".
И, конечно, однажды мы вернемся к "дружбе" Витовта и хана Мухаммеда и к великой Грюнвальдской битве, спасшей и Русь...

***Куликовская битва.
"Евразийский подход Гумилёва и его последователей видит в Мамае (в войске которого сражались крымские генуэзцы) представителя торговых и политических интересов враждебной Европы; московские же войска объективно выступили на защиту законного властителя Золотой Орды Тохтамыша. В такой трактовке Куликовская битва предстаёт всего лишь промежуточным этапом борьбы за власть внутри Золотой Орды, и вся предшествующая историографическая традиция полностью перечёркивается...
Некоторые современные историки, отнюдь не разделяющие взгляды Гумилёва, всё-таки согласны с тем, что значение битвы сильно преувеличено в историографической традиции. В реалиях 1380 года ещё не могла идти речь об освобождении русских земель от власти Золотой Орды. Задачи московского правительства были гораздо более скромными: изменить в свою пользу расклад сил в регионе и возвыситься среди других русских княжеств, используя в своих интересах затяжной внутриполитический конфликт в Орде..."

****Казанская икона Божией Матери. (к вопросу места хранения Ченстоховской списка или иконы)
"Уже на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича в 1552 году монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий. Смиренной ревностию, а не силою шло присоединение к Церкви обращаемых в православную веру магометан. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля по христианскому летоисчислению, устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана...
Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российских, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону. - Надежда Дмитриева. - Из книги "О Тебе радуется!" Казанская икона Божией Матери.
"Во время Смуты, когда Москва была занята поляками, а Патриарх Ермоген томился в темнице, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому (о татарине Минине, а татары не хотят его "отдавать", хоть ты кол на голове теши, особенно московские, конечно, грех вспоминать, хотя и крещёный, вроде... впрочем, и о народе тоже как-то нехотя - Р.Б.), и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился тогда архиепископ Элассонский (из Греции) Арсений. Ночью к нему в келью явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «заутра Москва будет в руках осаждающих (ополчение Пожарского) и Россия спасена». Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китайгорода, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли. В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября, а в память чудесного обретения иконы - 8 июля. Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам". - Икона Божией Матери «Казанская». Из сборника "Россия перед вторым пришествием".

Пушкин и Мицкевич.
- П. А. Вяземский. Мицкевич о Пушкине. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика / Сост., вступ. статья и коммент. Л. В. Дерюгиной.-- М.: Искусство, 1984. (История эстетики в памятниках и документах). OCR Бычков М. Н. (Обратите внимание, что скажет Баратынский о гении Мицкевича)
- Томас Венцлова. Пушкин как неизбежный «другой». Опубликовано в журнале: «Иностранная литература» 2009, №4.
- Я с интересом прочитал эссе Юлии Андреевой jandrejeva. Пушкин и Мицкевич. Скованные одним плащом.
- "Досадно и обидно было Мицкевичу, что тот, кого он называл «певцом вольности», теперь служит царизму и славит его захватническую политику. В изгнании, далеко от порабощенной родины Мицкевич пишет стихотворение «Русским друзьям». Первым вспоминает Рылеева. Его уже нет. «Светлый дух Рылеева погас. Царь петлю затянул вкруг шеи благородной, Что, братских полон чувств, я обнимал не раз. Проклятье палачам твоим, пророк народный! ». Второй - Бестужев - воин и поэт. «С поляком за руку он скован в руднике, И в тачку их тиран запряг, обезоружив». Эти двое, жертвы деспота-царя, называются поименно.
Третий - безымянный, но легко угадывается. Он «золотом иль чином ослеплен», «наказан небом строже: Быть может, разум, честь и совесть продал он За ласку щедрую царя или вельможи. Иль, деспота воспев подкупленным пером, Позорно предает былых друзей злословью, Иль в Польше тешится награбленным добром, Кичась насильями, и казнями, и кровью».
Пушкин, прочтя это стихотворение, напечатанное в сборнике, изданном в Париже, начал было писать ответ Мицкевичу. Стихотворение начиналось строкою «Он между нами жил…», но так и осталось не дописанным до конца, при жизни не печаталось, увидело свет только в посмертном издании 1841 г. Есть в стихотворении строки, в которых отчетливо видится тактика, свойственная многим сегодняшним политикам: скажешь им горькую правду в глаза - сразу включат тебя в стан подкупленных врагов: «Наш мирный гость нам стал врагом - и ядом стихи свои, в угоду черни буйной, он напояет. Издали до нас доходит голос злобного поэта…»
Мицкевич словно предчувствовал такой резонанс. Его стихотворение «Русским друзьям» завершает строфа: «А если кто из вас ответит мне хулой, Я лишь одно скажу: так лает пес дворовый И рвется искусать, любя ошейник свой, Те руки, что ярмо сорвать с него готовы».
...Поручик Дантес, приехавший из Франции «на ловлю счастья и чинов», за вызов на дуэль и убийство Пушкина был разжалован в рядовые, лишен российского гражданства и выслан за границу. Когда Мицкевич узнал о смерти Пушкина, то опубликовал в зарубежной печати письмо, в котором писал, что считает долгом отомстить за смерть своего друга Пушкина и вызывает Дантеса на дуэль (Вер., с. 623). Но дуэль не состоялась.
В заключение поясним еще, почему Г.П. Федотов называет Пушкина «последним певцом Империи». Он писал: «После Пушкина, рассорившись с царями, русская интеллигенция потеряла вкус к имперским проблемам и национальным и международным проблемам вообще… Она возмущалась насильственной русификацией или крещением инородцев, но это возмущение относилось к методам, а не целям. Ассимиляция принималась как неизбежное следствие цивилизации…» - ПРАВДА О ПУШКИНЕ «Секретные исследования» о «великом и могучем». Часть II. Иван ЛЕПЕШЕВ, доктор филологических наук, профессор, г. Гродно. Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования».
- Ивинский Д. П. К истории литературных отношений Пушкина и Мицкевича: «Медный Всадник» и «Отрывок» III части «Дзядов».
- Samuel Schwarzband. А. Мицкевич и А. Пушкин, 1830-1833 гг.

Патриотизм, Литва, Православие, Белоруссия, "Загадки истории", XIX век, Польский вопрос, Дума, Эмиграция, Польша, Чехия, Пушкин, Франция, Екатеринбург, Бунин, Блок, Католики, Христианство, Ислам

Previous post Next post
Up