Строители нового быта. Теоретические изыскания курсантов Совпартшколы. 1928 год.

Aug 08, 2012 12:42

Вновь можно не напрягать свою фантазию: лучше, чем запротоколировано, не напишешь.

11 апреля 1928 года. Курсанты совпартшколы Свердловска решили поупражняться в теоретических изысканиях по части нового быта, править и брать в кавычки ничего не буду. Со своей стороны признаюсь, что мне не смешно - невыносимая, глухая, каторжная, отчаянная работа коллективного мозга и его составляющих, мысли совсем не вздорные, но кажутся новыми, никогда до сих не проговаривались, нужно поворачивать язык, упражняя его на дотоле неведомых словосочетаниях, и подбирать слова, значение которых не совсем понятно, которые ещё и не выучил толком, а слова - точно глыбы, с трудом откалываемые киркой, начинается строительство котлована, где будет заложен фундамент новой жизни, начинается великая стройка...
Повестка дня: О новом быте. /Панов/
Слушали: /.../ Тов. говорит о трёх видах быта в облости экономической, культурной и санитарно-гегиенической (революционному слуху пока чуждо это слово, есть в нём пугающий буржуазно-религиозный привкус, потому, вероятно, и видится оно родственным геенне (семитские (иудо-исламские) и греческие (христианские) корни срастаются), если в тексте встретите "гигиена" (др.-греческое), значит ошибся я - Р.Б.) и приводит соотношение старого и нового быта во всех облостях. Дальше намечая отдельные штрихи нового быта и определив этику и т.д., переходит к отдельным подразделениям, как-то: об отношении полов и товарищеском взаимоотношении, связывая с внутришкольной жизнью; о правильном воспитании детей, в духе коммунизма и из чего мы исходим в настоящем в этом вопросе с материальной точки зрения, об уделении особого внимания детям пионерского возраста; Об упадочном настроении и связанных с ним ряд бытовых вопросах; о вопросах по отношению пудры, кудрей и т.д. и т.п. Дальше о вредности пьянства и изгнании его из нашей среды. Делая вывод, говорит, что нужно покончить с отрыжками старого и рационально использовать новый быт и построить быт в соответствии построения коммунизма.
Прения:
1. Дресвянкин: Мы зачастую своим взглядом по вопросу о быте ставим его очень абстрактно и забываем отдельные конкретные моменты быта. Мы зачастую ищем твердо установленных правил поведения, которых не существует.
Наша молодежь больше подвержена упадочным настроениям и она больше  в отдельных случаях скатывается к мещанству, ибо мы до сих пор не научились жить, учиться и бороться.
2. Малахов. Определяет быт по Лядову (потом постараюсь узнать, кто это такой и что это значит - Р.Б.). Об особом значении нового быта в социалистическом строительстве. О том, что новый быт строить нужно исходя из целесообразности, полезности и т.д.
3. Денисов. У нас есть явления и стремления использовать половое сближение временно в период учебы. Также, если товарищ приводит девушку в общежитие, то другие т.т. способствуют и уходят из комнаты. И есть некультурные выражения и оскорбления друг друга.
4. Скробот. Говорит, что Панов не точно определил мещанство, отождествляя с индивидуализмом, и дает свое определение. - Строить новый быт, нужно создать соответствующую обстановку.
5. Мошкин. - Выступал по теоретическим вопросам: о мещанстве о девственности о нарядах и т.д.
6. Белькова. - Многие коммунисты, не веря в религию, во время праздников злоупотребляют ей. Дальше о пудрах, мазания, о вежливости и т.д.
7. Топорков. Мы сломав старый быт за 10 лет еще не построили как следует новый, особенно в половом вопросе. Есть у нас партийцы цепко стоящих за танцы и поезжая на места они будут пропагандировать не новые хорошие игры, а мещанство, танцы. Неправильно разрешать партийцам венчаться в церкви.
8. Феклушин. - У нас большинство мещанства выявляется во взаимоотношении с женщинами. И это есть со стороны самих девушек курсанток как мне рассказывал один близкий товарищ.
9. Челпанова. - Ставя вопрос о быте нужно его ставить шире, но не заостряя лишь на половом вопросе. В докладе упущен вопрос о пьянстве, об организации правильного отдыха на производстве и т.д. и т.п. Правильная установка санитарно-гигиенической работы не будет обострять половой вопрос. К каждому вопросу нужно подходить и педогогически и педологически.
10. Татарченков. По моему корень зла у нас заключается в обмане друг друга обоих полов, который оформляется в любов, которым замазывают глаза один другому. С этим злом бороться только лишь солидарностью и доверием друг к другу.
11. Миникеев. - Связываясь на практике с производством у рабочих выплывают более всего бытовые вопросы. Работники партийцы многие злоупотребляют своим положением. У нас во время вечеров, постановок курсанты стараются пригласить элементов с мещанскими уклонами.
12. Савин. - Не сделав полного переворота в экономике нельзя перевернуть быт и построить новый.
13. Латыпов. - Нельзя прикрывать мещанские отрывки в нашей среде. Более всего упадочное настроение у нас имеется среди нац-менов (наконец-то, вспомнили и о нас - Р.Б.) и вообще не понимание и извращения нового быта имеются среди нац-мен (очень толковое и ловко сформулированное замечание - Р.Б.)
14. Пыхова. - В наших условиях грязь, индивидуализм и т.д. есть зачатки мещанства и с которыми нужно боротся не отложно.
(Обсуждение вопросов быта переносится до приезда курсантов, т.е. после перерыва)

Перерыв заканчивается 25 апреля. Итак, продолжение собрания.
Прения:
1. Яковлев. - В связи с поставленной задачей культурной революции мы должны проводить в жизнь и новый быт. Недбзя утверждать, что нельзя проводить новый быт в жизнь.
За нарушение товарищеских отношений мы привыкли действовать репрессиями, "выговора", "на виды", и т.д. Мно не гигееничностей у нас в жилищах, которые нужно в корне изживать, нам разъезжающимся партийцам и т.д. нужно поставить задачей ни в чем не участвовать в религиозных праздниках.
2. Накоряков - Я хочу остановиться на практической части этого вопроса. В наших условиях развит взгляд на девушек как на женщину и на оборот (ловкий оборот! особенно в контексте дальнейших размышлений - Р.Б.). У нас есть случае когда курсант и курсантка делают половые сношения где попало, хотя - бы они зарегестрированы в браке , и это тоже исходя из наших конкретных условий (как в воду глядел, но не знал, что узники совести это делают из отчаянного порыва построить лучший мир - Р.Б.).
И все такие явления можно улучшить лишь улучшив материальное положение студенчества. Но есть такие, когда индивид делает самое наихудшее, хотя условия этому и не благоприятствуют. У нас  и клубной работе есть отрицательные стороны. (...)
3. Шулепов - Тов.тов. в вопросах полового отношения перегибают палку, ибо один, два года можно и без этого терпеть. Одежду надо носить такую, которая не вредит здоровью и т.д. (Вот что он имел в виду? - Р.Б.)
4. Сонин - Тов.Скробот говорил, что в глухой деревне коммунист не может найти жену и нужно разрешать им венчаться в церкви. Но это не правильно, ибо не только партийцы, но и б/партийные не нуждаются в этом. Плохой коммунист, - который не может без религиозного обряда найти жену, таких нужно исключать из партии. Тов. Челпанова не права, говоря, что курсанты мало загружены поэтому и увлекаются половым вопросом. Это не верно. У нас извращения вообще нового быта очень много и борьбу с этим мы очень слабо ведем. Новому быту не соответствуют у нас ни вечера и спектакли и т.д., по этому курсант не удовлетворяясь этим находит что-нибудь другое. Чтобы быть проводником идей нового быта нужно больше уделять внимания на воспитание этих проводников.
5. Чудинов - Нужно просвещать темные уголки, в которых трудно проводить новый быт, в которые мало заглядывает культура, литература и т.д.
6. (Видимо, продолжает Чудинов - Р.Б.) Думая делать культурную революцию в массах, мы ещё не сделали эту революцию у себя в семье, не обработали по культурному своих жен (не окультурили т.е.? некоторые татары, как мы видели, предлагают свои методы окультуривания - Р.Б.) Эту культуру надо проводить у нас внутри школы. Мы не обращаем внимания на гегиену, хотя и позволяют условия. Мы и сами не сделаем нужного дела и другим не помогаем хотя бы предложениями.
7. Проводником нового быта по моему является общественное развличение. Но оно у нас очень однообразное. пользуясь которым все время все же надоедает. Нужно это разнообразие развлечений проводить постепенно. (...)
9. Шадрин - Тов. Скробот не прав о венчающихся коммунистах, но и Сонин перегибает палку, ибо нельзя во всех случаях исключать из партии и т.д. О поцелуях, с которыми практикуются игры в деревнях. В смысле гегиены это тоже зло, с которым нужно бороться. (...)
11. Леонов (зав.школой) - ... (как-то скромно и невнятно об антисемитизме, секретарь, видимо, не совсем понял, о чем идёт речь, и также невнятно запротоколировал... иначе я бы сделал выписку - Р.Б.)
Председатель: Плеханов.
Секретарь: Галеев (я уже помню, что входит в обязанности секретаря, может, он и является автором этого маленького шедевра?)
Это не последнее обсуждение столь животрепещущих вопросов, но, видимо, у меня уже не осталось сил делать выписки... (ЦДООСО, ф.231, оп.1, д.6, лл.17-19)
Для облегчения восприятия предложу для прочтения, к примеру, такую интонацию:
"Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён!"
Проникновенную речь директора лагеря фрагментом я не нашёл.
Нашёл нечто другое:
"Кто здесь?" Загружено пользователем alexei127 , дата: 11.02.2008

image Click to view


...
- Даже Шарафутдинов! - вот к чему он это сказал, как вы думаете?
"Что ни день - сто грамм!" Загружено пользователем Max Tolstokorov , дата: 03.04.2008

image Click to view


...

Быт, Антирелигиозная пропаганда, Партийная школа, Свердловск

Previous post Next post
Up