Екатеринбург-Свердловск. Уточнение адресов. Часть 1. Наброски к проекту.

Jul 22, 2012 14:39

Одно из громких дел, в котором участвуют мусульманская община Екатеринбурга и правительство Росселя, а теперь и суд, - дело о памятнике архитектуры XIX века особняке Миллера.

Фото (во что превращено здание).
Представляю весьма примечательную статью Рустама Галиева. ЦДУМ возвращает собственность, захваченную РАИС.  09.11.2011 12:06 www.islamrf.ru

"В 1917 г. большевиками здание было передано мусульманской общине Екатеринбурга, поддержавшей их политическую платформу, в нем находился театр "Мусульманский очаг Урала", в этом доме действовал драматический кружок, выросший в 1930-е гг. в татарский театр, размещались другие культурные учреждения. Мусульмане использовали его и для молитвенных целей, о чем свидетельствует пристроенный к зданию михраб. Постановлением Правительства Свердловской области от 08.07.1997 г. №564-п данный особняк был передан в собственность Региональному Духовному управлению мусульман Свердловской области в порядке компенсации за одно из снесенных зданий, принадлежавших мусульманской общине. 23.04.1998 г. МУП БТИ г. Екатеринбурга зарегистрировало право собственности РДУМСО на данный объект".

В итоге, некоторые махинации и - "Каково же было удивление реального руководства РДУМСО в лице муфтия Равиля Мамлеева и сотрудников его аппарата, когда на одном из интернет сайтов по продаже недвижимости они обнаружили объявление о продаже "Особняка статского советника Ф.Л. Миллера" от имени общины «Изге калимат» (Доброе слово) за круглую сумму в размере за 20 000 500р. (двадцать миллионов пятьсот тысяч рублей) (так в оригинале, куда автор умудрился деть ещё 450 000, я не знаю - Р.Б.). Цена адекватная - земля в центре города стоит очень дорого".

Вот и шлейф: "Между тем, еще не решен вопрос о возвращении под контроль РДУМСО также своевольно занятых ДУМ Урала помещений мечети «Маулид» в переулке Воронежский, 34 и здания бывшего кинотеатра «Комсосолец» на ул. Репина, ныне удачно сданного в аренду коммерческой структуре. Вероятнее всего, последуют новые судебные процессы".

Первый вопрос, который возникает, когда читаешь об этих новых наследниках: каким образом обоснованы их права не недвижимость? Мусульманская община, конкретные владельцы и меценаты, и татаро-башкирская община, представленая в советских и советскими органами власти - это совершенно разные субъекты. Каким образом РДУМСО может представлять несколько поколений татар и башкир? "Мусульманский очаг Урала" никакого отношения к исламским организациям не имел, идейная основа клуба-театра - социалистическая, создавался под эгидой военных.

Второй вопрос. Эркер (Э́ркер (нем. erker) - выступающая из плоскости фасада часть помещения) я вижу, но михраб? Возможно, фотографии и доказательства есть в деле? Никаких подтверждений тому, что здесь располагалась мечеть и что-то пристраивалось мусульманским обществом, я не нахожу.

Вопрос третий. Никаких актов о передаче дома большевиками мусульманской общине я тоже не нахожу. Таких субъектов права, как "большевики" или "мусульманская община Екатеринбурга", я тоже не знаю.

Четвертый вопрос. Не похоже ли это, что незаконно передавая в собственность незаконно отнятое частное имущество, мы незаконность актов возводим в степень, придавая незаконности как таковой вид законности?
...
Начнём с того, что ни один из домов никогда не принадлежал "мусульманской общине города". Такого юридического субъекта не существовало. Мусульманская община ничего никогда в городе не приобретала.
Молельный дом принадлежал конкретным лицам - братьям Агафуровым, деятельность мулл до революции финансировалась также братьями Агафуровыми. Совершенно непонятно, на каких основаниях "приватизируются" имена и память конкретных личностей?
Напомню. Переписи по Екатеринбургу:
1860 г. - всего 19.832 чел., магометан -36 чел.. (1,64)
1873 г. 26 марта - всего 30.274, магометан муж.65 и жен.39 = 104.
1887 г. 26 марта - всего 31.917, магометан 223 чел. = 0,59%.
1912 г. магометан 3993 чел.
1926 г. (Свердловск с ВИЗом) всего 136.151, татар 2972, башкир 40 (?!) = 3012.

Национальный, или мусульманский (с 80-90 гг. XIX века до 1919, освобождение города от колчаковцев), или татаро-башкирский (с 1919 года до 1942 года) район располагается в треугольнике: Усольцевская - Коковинская - Студеная.
Советские названия улиц: Сакко и Ванцетти - Шейнкмана - Жукова.

Освоение этого района, который в последующем становится (конечно, с некоторой натяжкой) районом компактного проживания татар и башкир, начинается с Агафуровых. Отправная точка - 1882 год:
1882 год. ГАСО, ф.62, оп.1, д.33, лл. не пронумерованы, между 16 и 17.
"Изб.сп.членов съезда г.Екб к выборам гласных на 3-летие 1882-1885 г.
Лица и учр, им.на осн.ст.28 Полож.о земск.учр., право участия в выборах по владению недвиж.имущ.в городе или на гор.земле и по купеч.св-вам.
По купеч.св-ву II гильдии.
№ 205. Отставной унтер-офицер Агафуров Хасамутдин. (...)
№ 420. Кр.Казанск.губ. Мухамед Абурашитов".
1885-1886. Небезынтересный факт. ГАСО, ф.62, оп.1, д.115. (Переписка с Пермской Казенной палатой о предоставлении сведений о числе выданных купеческих свидетельств и билетов. 1885-1893) На 1886 г. - у Агафуровых лавки в Екатеринбурге и на Режевском заводе. А вот в 1887 г. - у Зайнетдина Агафурова лавка в д.Караболка. Абдрашитов Нур-Мухамет. Первое упоминание: 1885 год, кр.Казанской губернии, 2 гильдии, 1 свидетельство и 1 билет - Каслинский завод.
1889. Среди домовладельцев в списках 1889 года мы также встречаем фамилию Сабитовых. Агафуровы, Абдрашитовы и Сабитовы - родственники. Полагаю, "родственная" поддержка сыграла свою и весьма значительную роль, объединялись капиталы и сферы торговли. Абдрашитов Мухаммад-Садык - богатейший Троицкий коннозаводчик, отец Асмы (Асма Садыковна Абдрашитова (Мухаммад-Садик кызы) 29.01.1868, г.Троицк - 19.06.1918, г.Екб., от тифа), жены Зайнетдина Агафурова. А Абдрашитов Ахмеджан Садыкович - муж старшей дочери Сабитова Замалетдина Шамсутдиновича Умугульсум Замалетдиновна (Сабитова). Семья растёт и прирастает новыми домами, капиталами и роднёй.
Прежде всего, карта 1910 г. и карта 1925-27 гг. изд. 1932. Здесь великолепно видно, что "татарский квартал" находится прямо у самого ипподрома (построен в 1886 году снесен в 50-х). Знаменательное для города событие произошло в 1911 году: «Первый полет авиатора А. Васильева на «Блерио» собрал 27 июня на екатеринбургском ипподроме небывалое количество публики. Трибуны, ложи, боковые места, значительно расширенные живой цепью стражников, и дорожки ипподрома - все кишит публикой. Но ее гораздо больше на прилегающей к ипподрому площади и улицах. Около больницы Красного Креста давка. Цепь солдат удерживает стремление толпы взобраться на забор. Заняты все крыши, даже на балконе водокачки в доме братьев Агафуровых видны зрители».
Агафуровы были заядлыми любителями скачек, а их питомцы частенько побеждали, в родне как никак крупнейший коннозаводчик Южного Урала. Ну, а если ты, к примеру, решил торговать велосипедами, почему бы не поддержать общество велосипедистов, рекламируя свой товар, но это отдельный разговор, посмотрите, какой роскошный павильон построили Агафуровы. По карте влево на запад - мусульманское кладбище, это относительно близко, теперь оно вообще находится в черте города (не перепутайте со "скотским кладбищем", оно находилось южнее, там же, где и слив нечистот).
Здесь я выделил интересующий нас район:

Но обратимся к самому загадочному периоду в истории России, города и "татарского квартала". 1917 год. О формировании мусульманского батальона в Екатеринбурге я уже писал... Ноябрь, город готовится к тому, чтобы предотвратить погромы, дезорганизованная деморализованная солдатская лавина надвигается с севера, разграблены центральные кварталы, магазины и склады в Шадринске и Ирбите. По распоряжению Уральского Облисполкома Совдепа 1 и 2 мусульманские роты направляются на жд вокзал, чтобы остановить погромщиков и при сулчае разоружить, всё проходит организованно, погромщики разоружены без жертв с чьей-либо стороны. Но самое интересное дальше. Вот что пишет Касимов:
"Остальные роты Батальона (Мусульмсанского - Р.Б.) охраняли татарскую часть города Екатеринбурга, улицы Усольцевскую, Коковинскую, Северную и т.д., особенно обращалось внимание на действия екатеринбургских купцов, где можно было ожидать нападения неорганизованной массы погромщиков ещё даже до прибытия вооружённых погромщиков". Сиутация уникальная не только потому, что в центре города квартал оказывается татарским, он постепенно скупался в течение 20-30 лет, но в "его распоряжении" оказался ещё и татарский батальон! Впрочем... прогуляемся лучше по кварталу.

    Усольцевская - Сакко и Ванцетти.    Усольцевская 22/24 - 1889. "Агафуровы братья Камалитдин и Зайнитдин, купцы - деревянный одно-этажный дом, деревянный двух-этажный дом и службы".
"Еще в 70-х гг. XIX в. отставной унтер-офицер Хиссаметдин Агафуров купил небольшой домик в квартале между Усольцевской и Коковинской улицами. В 1884 г. его сыновья Камалетдин и Зайнетдин основали торговый дом, стали торговать в Старом гостином дворе галантереей, золотыми и серебряными изделиями, чаем, табаком и прочими товарами, затем открыли соб-ственный магазин в доме Дмитриевых на Успенской улице. На Усольцевской улице к концу 80-х гг. XIX в. у них было две усадьбы: под №22 и №24." - Улицы Екатеринбурга / улица Сакко и Ванцетти. (бывшая Усольцевская, Полковская, Мартыновская, Ковелинская, Ново-Московская, Новая Московская, Московская, Ивановская). Печатается по книге Л.И. Зорина. В.М. Слукин. Улицы и площади старого Екатеринбурга. Екатеринбург, 2005. - С. 151-154.
Далее цитирую по тому же источнику: "Братья Агафуровы прикупили к прежним владениям еще несколько - № 26, 28, 30, 38, 40 и 52. Ими были построены ряд новых домов, особенно выделялись два деревянных двухэтажных резных теремка*. Один из них (современный №24) был построен в начале 90-х гг. XIX в. по проекту архитектора Ю. О. Дютеля. Другой (современный №28) был сооружен в 1896-1897 гг. по проекту, утвержденному архитектором А. Чирковским".
1911. Агафурову К.(Камалетдину) принадлежат дома по Усольцевской: 22-30 и 38-40. (Весь Екатеринбург и Горнопромышленный Урал (торгово-промышленный справочник). Екб., 1911. - 270 с.. С.182-1)

Таким образом, фактически были выкуплены все дома по правой стороне Усольцевской до Главного проспекта (пр.Ленина). Постепенно район стал заселяться мусульманами (татарами и башкирами).

Усольцевская, 8.
1889. Рябов Степан Яковлевич, мещанин - деревянный одноэтажный дом, флигель, службы и баня. (Симанов, 279)
1918. 5 января убит З.Сайгетдинов, по подстрекательству жены, двумя солдатами-татарами , задушен, когда заходил в дом. Один солдат, оказывается, был любовником жены убиенного. Но плюс ко всему, в убийстве принимали участие и сестра жены и шурин. Сознались. Сначала душили специально сделанными колодками. Сломались те самые колодки, душили руками, потом петлю накинули, раздели и выволокли на улицу, а мороз стоял 25 градусов... (вольный пересказ по статье "Раскрытие убийства". - "Уральская жизнь", 1918, 10 января)
Усольцевская, 18.
1889. Глебовой Елены Михайловны, мещанки, наследники - деревянный двухэтажный дом, службы, баня.
1911. Домовладелец Садыков М.М.
1924. Рахматуллин Бадри, у него на квартире Ильфан Каримов и преподаёт мусульманское вероучение детям (ГАСО, ф.233, оп.1, д.258, л.287).
Усольцевская, 14-22.
1889. Устинова Евдокия Емельяновна, мещанка - деревянный одноэтажный дом, два флигеля, службы, баня.
1911. Домовладелец Сайдуллин.
Усольцевская, 24.
1889-1919. Дом Зайнетдина Агафурова.
Усольцевская, 26.
1889. Дом принадлежал Тепляковой-Бурениной, жена статского советника, деревянный одноэтажный дом, флигель, службы, бани. (Симанов, 280)
Торговля в разнос фруктами - Баготей. Мне кажется, что это и есть основатель семейный фирмы Богатиевых.
Дом в последующем приобретен Агафуровыми.
Усольцевская, 28/30 - д. 28
1889. Лихачев Павл Герасимович, деревянный одно-этажный, службы (Симанов, с.260).
Куплен Агафуровым, вероятно, в 90-х годах XIX века. Построен новый дом по проекту Чирковского.
1911 - уже принадлежит Камалетдину Агафурову.
1919 - 2 июля последнее упоминание о хозяевах, Садретдин Камалетдинович упоминается в списках кандидатов в гласные городской Управы на 1919-1925 гг. 8 июля начинается эвакуация из города. При такой активности при белых Агафуровы могли быть только расстреляны.
1919. В конце октября в доме открыт татаро-башкирский техникум, 20 курсантов, при техникуме общежитие (ГАСО, ф.233, оп.1, д.184, л.277)
1922-1924. Центральная татаро-башкирская библиотека (отведено 3 комнаты) и Мусульманский татаро-башкирский педтехникум. Данные на 13 сентября 1922 года и 1 января 1924 г. (Советский Екатеринбург. Справочник-путеводитель, сост.В.М.Быков. Екб, 1922. 256 с. - сс.103)
Усольцевская, 34.
1889. Дом принадлежал Солнопековым Александре и Глафире Гаврииловнам и Мазетной Елизавете Васильевне, деревянный двухэтажный, флигель, службы, баня.
Торговля в разнос фруктами. Два татарина: Галмази и Мухамеджин Саверьян (Симанов, 615).
Дом приобретен Агафуровыми.
Усольцевская, 35.
1889. Толстой граф Иван Андреевич, коллежский советник - полукаменный двухэтажный дом, службы и баня (Симанов, 285).
1918. В ноябре в доме русско-татарской (читальни) библиотеки временно размещается Канцелярия Екатеринбургского Мусульманского Нацационального Управления("Среди мусульман". - "Уральская жизнь", 1918, 14 ноября).
14 декабря - канцелярия Национального Управления. (Совершенно точно, что ни мужская мусульманская ни женская школы не могли располагаться в этом доме, их адреса перечислены отдельно) ("Мусульманские курсы". - "Уральская жизнь", 1918, 14 декабря.
Усольцевская, 36
1889. Федотов Николай Иванович, купец - деревянный одноэтажный дом и двух-этажный флигель.
Проживал муатзин мусульманского молельного дома - Шагимарданов Хатхил Ислам.
1911. Дом принадлежит Агафурову К.(Камалетдину)
Усольцевская, 40.
1889. Кропачев Александр Павлович, комменции советник, деревянный одноэтажный дом, три флигеля, службы, баня, сортировка и упаковка шерсти и кудели (Симанов, с.280).
1911 - принадлежит Камалетдину Агафурову.
1923. 16 марта. От заведующего Бюро тат-башкир Губсовнацмена ГубОНО Гадеева. "Ввиду ликвидации мусульманской клерикальной школы г.Екатеринбурга (Усольцевская, 42) имущество передается в распоряжение вновь организуемого т/б Советского II -го Детского дома". (ГАСО, ф.79, оп.1, д.162)
1924-1930 - Татаро-башкирский детский сад (№4), к сожалению, приблизительные, ГАСО, ф.з-1427, оп.1, д.2).
Усольцевская, 49.
1889. Панова Анфиса Михайловна, мещанка - деревянный одноэтажный дом, двухэтажный флигель, изба и службы (Симанов, 285).
1919. Абдрашитов Ахмет Галей Ахмет-Закирович, торговец - по спискам кандидатов в гласные на 1919-1925гг. Список 3 Блока Политических и Общественных организаций г.Екатеринбурга по 1 округу ("Екатеринбургская Городская Управа". - "Уральская жизнь", 1919, 2 июля).
Усольцевская, 58.
1889. Ермолаева Александра Дмитриевна, купеческая жена, деревянный одноэтажный дом, службы и баня (Симанов, 281).
1911.
1919. Ахметзянов Мухамедзян, торговец, кандидат в Управу от Объединенного Комитета продовольственных участков ("Екатеринбургская Городская Управа". - "Уральская жизнь", 1919, 2 июля).
Усольцевская, 59.
1889. У Симанова такого адреса нет.
1914. Сбор белья, организованный С.С.Агафуровой проходит на углу Покровского проспекта и Усольцевской, 59. ("Сбор белья на передовые позиции". - "Зауральский край", 1914, 15 октября)
Усольцевская, 93.
1889. Блинов Алексей Кононович, чиновник - полукаменный двухэтажный дом, службы, две избы, баня, лавка.
Торговля фруктами вразнос - Шакир.

  Студёная - Допризывников (нач.20-х XX в.) - Маршала Жукова (нач.80-х XX в.).  "Магометанская молельня - Студеная ул., дом бр.Агафуровых". Все данные по 1889 году беру из книги: И.И. Симанов "Город Екатеринбург", 1889 (репринт). Её можно скачать. Но в самом справочнике написано, что в доме располагается Товарищество Печенкина и Ко. Каменный с подвальным помещением дом, службы, бани.
По данным Зориной и Слукина Агафуровы к началу XX века приобрели на Студёной два дома - № 6 и № 8.
По найденным мною, это 1910-1911 гг. - Зайнетдину Агафурову принадлежат дома по Студёной - №№ 6 и 8. (Весь Екатеринбург и Горнопромышленный Урал (торгово-промышленный справочник). Екб., 1911. - 270 с.. С.182-1)
Я не могу также понять по какому адресу находилось мусульманское женское училище: 27 февраля 1915 года в Екатеринбурге торжественно открывается женское высшее начальное училище, для которого братьями Агафуровыми рядом с молитвенным домом построено, по мнению журналистов того времени, прекрасно оборудованное здание, которое оценивается в 20 000 рублей. «Это прекрасное, высокое, светлое помещение, имеющее много комнат. Оно устроено по последнему слову техники».

Отчасти повторюсь, чтобы обратить ваше внимание и на цифры.
постановка школьного дела всецело создана по инициативе исключительно и на средства братьев Агафуровых. Первая мусульманская школа в Екатеринбурге открыта ими 20 лет назад. С этого времени братья Агафуровы беспрерывно обеспечивали дальнейшее существование школы и, кроме того, употребляли немало средств на другие культурно-просветительские мероприятия. За 20 лет на школьное дело Агафуровыми потрачено более 100 000 рублей. (Открытие мусульманского училища. - Зауральский край, 3 марта 1915.)

Студёная, 6.
1889. Колыгин Василий Ефимович, крестьянин - деревянный одноэтажный дом, флигель, службы и баня.
1909. 17 декабря в 5ч. 30 м. утра в доме З.Х.Агафурова Студёная, 6 - пожар. Загорел потолок 1 этажа и пол второго. Пожарная команда потушила пожар за 1/2 часа. Убыток 150 р. Причина - неисправность печи. ("Пожар". - "Уральская жизнь", 1909, 18 декабря)
Студёная, 8 (или Студёная 8-15, или Б.Съезжая 15).
1889. Товарищество Печенкина и Ко. Каменный с подвальным помещением дом, службы, бани.
В 1889 году в доме проживает мулла Хаким Абдул Латифов (ск. в 1910).
1917. 12 февраля к д.Агафуровых, по Большой Съезжей подкинут мальчик в возрасте 2 недель... Подкинувший знал, что мальчика Агафуровы не оставят - мальчик был отдан в Верх-Исетский воспитательный дом. ("Подкинутый". - "Уральская жизнь", 1917, 15 февраля)
Из воспоминаний Самигуллы Касимова.
"В августе (1917) мы получили повестку от гарнизонного комитета г.Екатеринбурга с вызовом делегата на имеющий быть съезд воинов мусульман Урала, а также и представителей рабочих организаций на этот же съезд. Поскольку в Камышлове не было рабочих организаций наша татаро-башкирская рота от своего имени выбрала одного делегата. Я как избранный делегат в назначенному дню прибыл в г.Екатеринбург (Свердловск) и по указанному адресу улица Антона Валека дом 15 (бывшая татарская школа) небольшое одноэтажное здание, где уже собрались несколько представителей от рабочих организаций, а также представители от уральских гарнизонов". Именно здесь Касимов познакомился со старшиной саперной роты из екатеринбургского гарнизона Сахибгареем Саидгалеевым. (лл.75, 76)
1918. Из объявления в "Уральской жизни": "15 сентября "Гарафа", 16, 17, 18 сентября "Гаифе Курбан" мусульманские праздники. Молебствия Гаид будет совершаться 16 сентября в 6.30 утра (Студёная, 8)".
1919. 29 июня - Гайды-Фитр в мечети Студёная, 8. ("Магометанский праздник". - "Уральская жизнь", 1919, 27 июня)
1920. После революции, в 1920 году улица переименована в Допризывников. В 1920 году в документах дом фигурирует как "магометанский молельный дом". 4 сентября 1920 года подписан договор о принятии мусульманским обществом города от Екатеринбургского Совета рабочих и Крестьянских депутатов  в бессрочное бесплатное пользование. От мусульман договор подписали И.Валитов, Мухаметхи Мустаев, Хисматдинов Хосерни и Г.П.Х.Валеев. Составлена опись имущества, подписи принявших - 50 человек. Временным муллой был Аминов Сабирзян.
1922.  (А.Валека, 15, или Б.Съезжая, 15) - Мусульманская школа 1 ступени, или 46-я Советская школа. В справочнике - 2 мусульманских школы, другая на Шейнкмана, 14 - Мусульманская школа "семилеток". 
1924. Открыта мусульманская школа, впрочем, в 1925 году она уже закрыта.
Далее я узнаю, что Допризывников 8 и Антона Валека (до 1919 г. Большая Съезжая) 15 - это один и тот же дом.
1925. 19 октября проводится обследование помещения инспектором ОкрОНО, затем санэпидемврачом:
Акт (копия).1925 ноября 29 дня Зав.Санэпидем Свердл.Окрздравотдела врач Упоров -
9 ноября произвёл осмотр помещения на предмет открытия школы, при осмотре оказалось:
"Дом каменный, одноэтажный; две комнаты заняты молельной; комната отводимая под школу, имеет измерения: длина около 6-ти, ширина - 5-ти и высота 3,5 метра; окна выходят на Север, световая поверхность до 2-х квадр.метров; потолок и стены штукатурены, выбелены, пол крашеный; два вентилятора, один (вытяжной) в печи, другой в окне.
Кроме того есть постоянная вытяжка в русской (кухонной) печи; в помещении тепло и сухо.
Заключение: осмотренная комната может быть отведена для школьных занятий с детьми (до 15 человек)..." (ГАСО, ф.575, оп.1, д.9, л.118)
В 1925 году в этом же доме проживал мулла Гифран Рахманкулов с семьёй в 9 человек (на иждивении), занимая всего лишь одну комнату.
В 1929 году в одной из комнат проживает Муазин Миннибаев Мингазетдин (1887 г.р.)
1927-29 гг. Дом ещё в ведении Совета мусульманского религиозного общества. 28 сентября 1929 Жилищно-арендный отдел в лице Заведующего коммунальным хозяйством предлагает Общине в 3-х месячный срок освободить помещение по ул.Допризывников 8/15, подыскав в этот срок другое помещение, основанием служит договор, заключенный с общиной 12 октября 1926 года. В декабре 1929 Горадмотдел требует новой перерегистрации общества. А вот в 1930 году начинают собираться собрания, которые должны узаконить ликвидацию религиозного общества вместе с его правом на пользование этим домом: 9 и 10 февраля 1930 собираются рабочие татаро-башкиры Уралмашстроя (85 чел.) и принимают решение изъять дом у "торговцев" и передать под детский сад (понятно, что никто с Уралмаша сюда ездить не будет, да и ездил), 11 февраля - татбаш рабочие Бараков Коммунстроя (42 чел.), эти уже хотят взять мечеть "из рук спекулянтов" и "обувателей до 28 февраля 30г. т.е. да праздника Уразабайрама", и передать татаро-башкирскому детскому саду. 12 февраля собираются 35 "рабочих и домохозяек" Октябрьского посёлка стр.орг.П.ж.д. (строит.ограниз.Пермской железн.дороги - Р.Б.). 29 февраля Президиум Горсовета, подведя итоги, принимает решение о немедленном закрытии мечети (ГАСО, ф.575, оп.1, д.9)
5 марта 1930 года Малый Президиум Уральского Облисполкома быстренько рассматривает ходатайство Горсовета и утверждает его, здание мечети официально передаётся детскому саду. (ГАСО, ф.575, оп.1, д.22)
1956. Здание ещё не снесено. Возродившаяся мусульманская община обращается к городским властям вернуть дом под мечеть. Понятно, получает отказ. Возможно всё же, что когда-нибудь найдутся и фотографии дома и активистов-мусульман.

Студёная, 14.
1889. Пахомов Иван Тимофеевич, мещанин - полукаменный двухэтажный с подвальным помещением дом, два флигеля, службы и баня; магазин и мастерская ювелирных вещей. (Симанов, 261)
1914. 16 декабря на собрании членов правления мусульманского благотворительного общество объявляется, что правление сняло квартиру под мусульманскую библиотеку в доме Пахомова по Студёной улице с платою 300 рублей в год ("В мусульманском благотворительном обществе". - "Зауральский край", 1914, 19 декабря).
1918. В двух словах. Начало апреля, между собой выясняют отношения Национальный мусульманский совет "Шуро" (своеобразный буржуазный орган самоуправления) и Исполнительный Комитет Екатеринбургского Совета рабочих мусульман (официально подчинён Исп.Ком.Ек.Совета Р.и С.Д). В итоге, "Рабочий" принимает постановление предложить "Шуро" прекратить деятельность, сдать дела, имущество и капитал совета. В это же время Екатеринбургский культурно-просветительный кружок обращается в Исполком Ек.СРиСД с ходатайством об отводе помещения для открываемого кружком мусульманского социалистического клуба. Итак, Ек.Сов.раб.мусульман (ЕСРМ) своим решением "упраздняет" местную национальную организацию "Шуро" и занимает помещение комитета - Студёная улица, д.14. "Шуро" представляет состоятельных татар города, дом или принадлежал кому-то из них или был арендован. ("Уральская жизнь", 1918, №№ за 5 и 12 апреля. ЦДООСО) Но другой вопрос, что законность самого Исполкома Ек.Сов.раб.мусульман под сомнением, не только его действия. 11 мая ("Уральская жизнь") появляется заметка ещё занятней:
Ек.Сов.раб.мусульман сообщает Агафурову, что его дома переходят в ведение Совета. Исполком Ек.Сов.Р.и А.Д., осведомившись об этом предписании, постановил разъяснить Сов.Раб.мус., что у него нет права делать подобного рода предписания помимо Ек.Сов.Р. и А.Д. Более того, Совет ждёт результатов мусульманского съезда в Москве, узаконит ли съезд существование такой мусульманской организации.
1918. "20 октября с 9 часов утра до 9 вечера, по ул.Студёной в д. №14 - выборы в мусульманское национальное управление" ("Мусульманские выборы". - "Уральская жизнь", 1918, 20 октября). Речь идёт о выборах в "Махаллий Миллий Идар".
Студёная и Б.Съезжая. В июне 1918 года Исполком Сов.Раб.мусульман принимает решение открыть детскую площадку, использовав сад, находящийся в усадьбе Об.С.Р.Кр и Ар.деп., и "усадьбу мечети ул.Студёной и Б.Съезжей". ("Уральская жизнь". 1918, 6 июня)
Студёная, 34.
1889. Подкорытова наследники: Андрей и Илья Порфирьевичи Подкорытовы - деревянный одноэтажный дом, службы, баня и изба; лавочка (Симанов, 262).
1912. Рахматуллин Ш.Ш. (Весь Екатеринбург. Торгово-промышленный справочник. Екб.,1912. - 234 с.), или Шаг.Шар., торговая точка на углу Главного и Успенского проспектов в доме Жирякова (по Весновскому).

Продолжение следует. Часть 2.
...

 

Екатеринбург, Карты, Саидгалиев С.-Г., Адреса, Агафуровы, Погромы, Свердловск

Previous post Next post
Up