Детские дошкольные заведения и детские дома. 1919-1936 гг. Наброски к теме.

Jun 13, 2012 13:13


Наброски к теме. (Позже заметку дополню фотографиями)
1919 год.
1 сентября 1919 года в Екатеринбурге открывается мусульманский детский сад. В октябре 1921 года он сливается с детским очагом и называется 1 и 2 мусульманский детский сад. Расположен он в то время в доме № 14 по улице Коковинской (ныне Шейнкмана) в доме Крыжановского, передавшего его пролетариату мусульман, и находится в ведении УГОНО. За 2 садом закреплено 13 мальчиков и 29 девочек в возрасте от 3 до 5 лет, за 1-м - такое же количество мальчиков и девочек от 6 до 7 лет. Среди воспитанников 5 человек русских. Обслуживает сад 3 воспитателя и 2 человека техперсонала. [1] В 1919 году детским садом заведует З.Салехова. [2]
1920 год.
Осенью 1920 года коллегия губернского подотдела национальных меньшинств принимает решение открыть детские дома для мусульман в Надеждинске, Верхотурье и Нижнем Тагиле. Надо заметить, что наибольшее количество мусульманских детских домов на территории нынешней Уральской области приходится на начало 20-х годов. Причина тому - страшный голод в Поволжье, в частности, в Татарстане. До того, как будут подготовлены кадры на местах, в Надеждинск командируется Рахима Калимуллина, в Верхотурье - Магира Файзуллина, и в Нижний Тагил - Мариам Рахматуллина. В качестве организаторов на неделю командируются заведующая городского детского сада №1 - Ф.Сайдуллина и мусульманского Детского Очага - Даминова.

1921-22 гг.
В сентябре 1921 года происходит расширение мусульманского детского дома г.Екатеринбурга. В учетно-распределительную комиссию по устройству детей-беженцев из голодающего Поволжья входит и представительница татар - Зугра Салихова. Разрабатывается план организации детского дома в Ирбите.

В июне 1921 года Советы мусульманского детского сада и детского дома на совместном собрании принимают решение всех детей старше 8 лет перевести в Ударную школу.

В списках учреждений социального воспитания, подведомственных Уездному городского отделу народного образования, на 1 октября 1922 года числится два детских мусульманских учреждений:

мусульманский детский сад, которым заведует Зайнап Сабитова, в возрасте 27 лет. В штате есть воспитательница - Ахмарова Рамза, 21 год. Количество детей - 50 человек.

И мусульманский детский дом. Заведующая - Салихова Халима, воспитательница - Мазетдинова [3] Марьям. Всего в детском доме - 33 ребенка. [4]

Да, столь скудными сведениями я обладаю на сегодняшний день. Но общие вопросы, касающиеся детей дошкольного возраста, которые в свое время особенно заинтересовали меня, я буду поднимать достаточно подробно, хотя понимаю, что по ним можно лишь весьма условно реконструировать национальные особенности этой проблемы. И в то же время я не думаю, что условия воспитания детей у татар и русских на Урале в этот период могли сильно отличаться.

1924 год.
5 января 1924 года - этот день отмечен интересным постановлением Жилтройки: татаро-башкирский детдом выселить из города Екатеринбурга и дом передать рабочим монетного двора. В детдоме воспитывается 70 детей дошкольного и школьного возраста, которые учатся в татаро-башкирском техникуме, в семилетке и школе 1 ступени. В детдоме работает 5 педагогов и 5 человек техперсонала. Руководство Облсовнацмен заявляет категорический протест этому бессовестному решению, напоминая, как в свое время были «переброшены» три татаро-башкирских детдома в Ирбит, 140 полураздетых, полуголодных детей было расселено в антисанитарных условиях в помещении на 40 человек [5].

1926 год.
«Положение детских домов особо тяжелое. Имеющиеся здания совершенно не приспособлены и не в какой мере не удовлетворяют минимальным требованиям (городской детский дом). Существование его здесь, как общежития при семилетке крайне необходимо. Имеется недостаточность средств на обмундирование, все это безусловно отражается на педагогической работе в детских домах и нет никакой возможности при таких условиях эту работу оживить. Подготовка детей нацмен детских домов к самостоятельной жизни после выхода путем пропуска через мастерские, дав соответствующую квалификацию не ведется, по причине скудости средств для организации последних с одной стороны и с другой отсутствия помещений» [6].

«Из дошкольных постоянных учреждений имеется один детский сад, обслуживающий детей рабочих и служащих гор.Свердловска и В.Исетского завода. Детский сад своей работой авторитет среди населения имеет. Работа детского сада несмотря на не соответствие помещения, все поставлена удовлетворительно. Работники имеют достаточную квалификацию для этой работы. Последния принимают активное участие в работе городского дошкольного коллектива, существует связь детей с современностью, эта связь помимо проведения революционных праздников, имеется и в посещении заводов, фабрик. Проводятся среди детей беседы, игры, пение и т.д., тесно связанные опять таки с современной жизнью. Производится как трудовой процесс лепка». [7]

При надеждинском детсаде в Тагильском округе работает группа дошкольного воспитания детей нацмен. [8]

1935 год.
Я вновь сталкиваюсь с некоторыми разночтениями. На папке с документами дата 18 августа 1936 года, на документе 14 августа 1935 года. Отмечается перегрузка детских домов. И самый большой приток беспризорников дают крупные промышленные районы: Свердловск, Пермь, Нижний Тагил, Чусовая. [9]

1936 год.
17 марта 1936 года проводится областное совещание заведующих детскими домами по вопросу борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. Из документов по совещанию я узнаю только о существовании Кунгурского нацменовского интерната.
Заметка о Нижнее-Иргинском детском доме, в котором находится 23 татарина из 118 человек. Некоторые переведены из 3 класса татарской школы в 1 класс русской, главным образом они и не успевают. [10]

Очень интересно было бы проследить этапы организационных решений проблем формирования сети детских домов.
У темы есть ещё один аспект: грань, "переход", взаимосвязь между детским домом и колонией, детским домом и интернатом. Но уменя нет на этот счёт никаких статистических данных.

В соответствии с постановлениями СНК и ЦК ВКП(б), Президиума Облисполкома и Бюро Свердловского Обкома - ОблОНО в 1935 году передает:
- Управлению НКВД - Верхотурскую трудколонию и 14 детприемников (15 учреждений, 1590 человек),
- Облздраву - 5 детдомов (435 детей),
- Облслбесу - 2 детдома (200 чел.),
Всего 22 детучреждения на 2325 человек.

В системе ОблОНО на 1 июля 1935 года - 77 детдомов (11335 чел.).
В удаленных от промышленных и культурных центров детдомах исключительно плохие условия. Что, конечно, создаёт почву для криминализации воспитанников.

В 1935-36 гг. происходит укрупнение детдомов. В системе ОблОНО на 26 июля 1936 года - 25 детдомов на 10357 человек. [11]

Пока всё. Сведения о дошкольных детских заведениях и о детдомах рассеяны по различным документам, нужно некоторое время, чтобы пересмотреть архив и дополнить главу. С другой стороны, пока я оставляю без рассмотрения вопросы семьи, отражением которых является заявленная тема, как трансформируется национальная и советская семья, как перераспределяются права и обязанности членов семьи, как это отражается на детях…
...
[1] ГАСО, ф.р-17, оп.1, д.821, л.116.
[2] ГАСО, ф.р-17, оп.1, д.98, л.26.
[3] Возможно, что правильно - Тазетдинова, - Р.Б.
[4] ГАСО, ф.р-79, оп.2, д.241, лл.11, 25, 29.
[5] ГАСО, ф.р-233, оп.1, д.67, л.69.
[6] ГАСО, ф.88, оп.5, д.60, л.169.
[7] ГАСО, ф.88, оп.5, д.60, л.169.
[8] ГАСО, ф.88, оп.5, д.60, л.171об.
[9] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.390, лл.2,20.
[10] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.410, лл.4,53.
[11] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.411, лл.2,3.

Семья, Быт, Дети, Свердловская область, Свердловск, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up