Районные татарские газеты Уральской области. 1930-1938 гг. №1. Территория Свердловской области.

Jun 10, 2012 10:07


Порой я сам себе удивлялся: зачем так много длинных цитат? Кто будет читать все это? Порою мне самому становилось невыносимо скучно оттого, что я вычитывал в документах тех лет. Другой голос говорил: твои обобщения не будут иметь никакой цены без свидетельств людей, которые сами работали в печати. И ведь им самим порой было также отчаянно скучно… Тема татарских газет исчерпывает самую себя: столь уж необходимы, столь ли масштабны репрессивные меры к национальной печати Урала? Я задавал себе постоянно один вопрос: неужели все эти усилия бесплодны? Думаю, нет, с точки зрения интеграции татар в социалистическое строительство и русскоязычную реальность. Ну, а с точки зрения развития татарской культуры и языка, национального самосознания татар? Проделав такой путь, я до сих пор не в состоянии ответить на этот вопрос. В какой-то степени, это и вопрос резонанса моего поиска, будет ли он кому-либо интересен, будет ли подхвачена эстафета исследований этого «скучного мрачного периода». По крайней мере, думал я, вот путь, которым я прошел, а, пройдя, закрыл. Не надо теряться и путаться, подобно мне в лабиринтах свердловских архивов, пусть эта пыль осядет в моих легких, а заинтересованные поставленными мною вопросами, дышат свежим воздухом татарских деревень, ища и корни и надежду там, где живут носители языка.


Напомню, что в 1934 году из Уральской области выделены Челябинская (в составе которой до 1943 года находится и Курганская область) и Тюменская, в 1938 - сформированы Пермская и Свердловская области.
Кроме перечисленных ниже газет, в 1932 году издавались: в Яланкатае - Голос колхозников, Нугайбаке - Красный нугайбак, Тюмени - К коммунизму, Тобольске - Колхоз юлы, Карабаше - Бригадир, [1]

Свердловская область.

Здесь речь идет о газетах тех районов, которые остались в пределах Свердловской области после 1938 года.

“Lenin bajraғь” (Знамя Ленина), г.Первоуральск.
Газета выходила в 1933 года. [2] Других сведений о ней я не нашел.

«Бакыр Учун Куряш» («Борьба за медь»), г.Красноуральск. 1932-1935.
Единственное более или менее внятное свидетельство о газете 1933 года можно получить из бессодержательного обзора Кильдебекова. [3] В 1935 году газета меняет название, и редакция перемещается в соседнюю Кушву.

 


«Алга» («Вперед»), г.Кушва. 1935.
С 20 июня 1932 по 15 декабря 1934 года в газете «Бакыр Учун Куряш», и с 1 января 1935 года в газете «Алга» заместитель редактора - Уразов Гумер. [4] По этому косвенному свидетельству я и сделал вывод, что газета переименовывается 1 января 1935 года, достоверность этого предположениям следует подтвердить.
4 февраля 1935 года редактором газеты утвержден Минкин Г.Г., отозванный из Молотовской парторганизации. [5]

«Ленин Юлы» («Путь Ленина»). Асбест. 1931-1933.
С 11 октября 1931 по 15 апреля 1933 года, т.е. до закрытия газеты, ответственный редактор - Юсуфкулов Нузи Гаряевич. [6]

«Ударник». Манчаж. 1935.
31 июля 1935 года по ходатайству Манчажского РК бюро обкома принимает решение о выпуске в районе многотиражной газеты на татарском языке. Газета будет называться «Ударник». Будет выходить тиражом 800 экземпляров, 3 раза в месяц, двухполосная, формат 29х41. [7]

«Эшче» ("Proletar",“Eşce”,«Рабочий»). Надеждинск-Кабаковск-Серов. 1931-1937.

1931 год. 1 мая вышел 4-й номер татарской газеты Надеждинска под названием "Пролетарий" ("Proletar").
(Socializm Julь, 15 мая, 1931)

1933-1934 год.
Редактор газеты - Галин Х.А. до отъезда на учебу на курсах при газете «Правда» в январе. [8]

1936 год. «Забытая газета».
После положенного общего предисловия:
«В каком же состоянии редакция этой газеты? К сожалению, очень плохо. Несмотря на 5-летнее существование до сих пор не созданы условия для редакции. Бывшая комната редакции «Эшче» отобрана редакцией газеты «Пролетарий». Мы, сотрудники «Эшче» вынуждены работать  в общем отделе газеты «Пролетарий», где курят, шумят, играют в биллиард. При таком условии составлять материалы очень трудно. Шкаф для хранения рабкоровских писем отобран. Все ценные материалы, письма рабкоров хранятся под столом в незапертом виде.

До 1935 года редактором работал сын бывшего торговца Гайнутдинов, который был исключен из партии и снят с должности ответственного редактора. После него Кабаковский городской комитет партии поставил редактором газеты «Эшче» всесторонне неспособного, малограмотного человека Галеева, который развалил всю работу редакции. Обязанности редактора очень большие, а вот носивший звание редактора Галеев сам не может составлять материалы, а уже о редактировании совсем нечего сказать. Работая полтора года, он не составил и не редактировал ни одного материала. В руководстве совсем слабо. Вначале я нуждался в руководстве. Сам малопонимающий технику газеты, Галеев меня не учил ничему, никогда не проверял мои дела. Я хоть бы не составил материал, так и вышел в газету. Утром придешь в редакцию и ждешь задание редактора. Но сколько бы не сидел, он все равно тебе ничего не скажет и не даст никакого задания. Но потом сам пойдешь охотиться за материалом. Зайдешь в металлургический завод имени Кабакова и напишешь, какой попал в глаз материал. А редактор не понимает хорошего и плохого материала. Он никогда не думал о рабкорах, доверял рабкоровские письма хранить 15-летней девчонке. Много раз теряются рабкоровские письма. Никакого учета не ведется. Число рабкоров из месяца в месяц уменьшалось. В мае, июне, июле месяцах прибыло только 6-8 писем. Газета стала не авторитетной. Я, как комсомолец, не могу потерпеть такого безобразия в большевистской печати.

Свердловский областной комитет партии послал одного коммуниста т.Гибадуллина зам.редактором для налаживания работы. Как приняли у нас т.Гибадуллина? Местные организации приняли его не как коммуниста, командированного обкомом партии. Вот уже четыре месяца он ходит без квартиры, ночует в разных местах. Ему выдают зарплату 250 рублей в месяц, а семья у него 4 человека. Он не может перезти семью из Свердловска в Кабаковск из-за отсутствия квартиры. Тов.Гибадуллин энергично работал. Мы несколько подняли качество газеты, но нам не оказывают никакой помощи.

Кабаковский горком ВКП(б) не проверяет дел редакции, горком не знает наших дел, мы не знаем горкома. Горком не хочет знать, какая неответственность ведется с письмами в редакции. Нами несколько раз была написана в горком докладная о состоянии дела в редакции, но на это не обращают никакого внимания. Городской комитет ВКП(б) не хочет знать о состоянии своего органа. Культпроп Кабаковского горкома Туркин никогда не спрашивал у нас о делах выпуска газеты. Он не хочет поговорить с нами. Зайдешь с делами поговорить с ним, всегда не разговаривает с нами. Всегда получаешь от него ответ - «нет времени».

О безобразном состоянии с выпуском газеты «Эшче» знает зав.сектором печати и издательств обкома ВКП(б) т.Лозов. Мы несколько раз сообщали ему об этом, но никаких мер не принято.

Я уже пишу вам это письмо в самой крайней мере.
Комсомолец Ахмет Нигматуллин. (Письмо отпечатано на машинке, без подписи.)

Факты изложенные в письме подвергаются проверке, ее результаты изложены в докладной:

«Ознакомившись с условиями и состоянием газеты «Эшче» а также с условиями жизни его работников надо сделать вывод, что материал, посланный в редакцию газеты «Правда» одним из работников этой редакции тов.Нигматуллиным подтверждается.

Редакция газеты находится в общей проходной комнате, где шумно, не уютно и невозможно работникам редакции сосредоточиться на чем либо и спокойно работать. Это положение можно было в известной степени облегчить если бы были приняты своевременные меры к подысканию квартиры для сторожихи, занимающей одну комнату редакционного помещения. Но сейчас, поскольку в ближайшее время (в течение 1-1,5 месяца) предстоит переход во вновь оборудованное помещение дома марксистско-ленинской учебы и где редакция «Эшче» так-же получит комнаты, можно считать, что этот вопрос скоро разрешится. Кстати сказать, биллиард сейчас из этой комнаты убран.

Что касается рабселькоровских писем, то они хранятся в стольном ящике, запирающемся на замок. Это явно не обеспечивает их сохранность, поэтому мною рекомендовано редактору газеты «Эшче» т.Гибадуллину письма хранить в общем шкафу с письмами «Пролетария».

Состав работников редакции остается прежним. Но редактор сейчас заменен, вместо бывшего редактора т.Галеева утвержден рекомендованный Обкомом в качестве газетного работника т.Гибадуллин, который намного серьезнее взялся за дело и при условии нужной помощи со стороны Горкома партии и местного нацмен партактива может обеспечить газету.

Жилищные условия редактора газеты «Эшче», можно сказать, частью разрешены. Ему представлена квартира из двух комнат, но без печи, без необходимого ремонта (стены со щелями, дощатые, не обтесанные и не закрывающиеся двери и т.д.) Эти недостатки сейчас ликвидируются, при мне по распоряжению зам.пред.горсовета т.Прозорова приступили к ремонту.

Тов.Галеев - зам.редактора «Эшче» по сее время остается без квартиры, живет на окраине в чужой квартире с хозяином в антисанитарных условиях. Т.Туркин (член бюро РК и зав.культпропом Горкома) обещает при первой-же возможности посодействовать обеспечить его квартирой. Так-же обстоит дело с другим работником редакции т.Нигматуллиным.

Работа газеты пока страдает многими недостатками. В газете участвует 24 рабкора (большинство рабочих с производства). Тематика газеты однообразна, тираж чрезвычайно мал (350 экз.). Горком недостаточно интересовался работой газеты «Эшче», а когда заслушал о ее работе даклад бывшего редактора т.Галеева, принял решение о ее закрытии. Приток писем ничтожен. С начала года по 20 ноября получено 83 письма, из которых 43 приходится на октябрь-ноябрь месяцы. Это показывает, что в последнее время дело идет к улучшению, но это ни в коей мере недостаточно. Действенность материалов «Эшче» еще низка. Из 24 материалов, посланных в организации на расследование, ответ получен лишь на 10.

Для обсуждения состояния газеты «Эшче» 21 ноября при Горкоме ВКП(б) было созвано совещание коммунистов и комсомольцев татар (материалы совещания при этом прилагаются). К сожалению, несмотря на договоренность с тов.Туркиным, никто из горкома на совещании не участвовал, так-же как не послал своего представителя и редакция «Пролетария», несмотря на обещание тов.Копытцева.

Как одно из мероприятий по улучшению работы с рабселькорами 22го ноября организован при редакции семинар рабкоров с привлечением 10 рабкоров.

Исходя из высказываний товарищей, участвовавших на совещании при Горкоме и учтя состояние газеты мною рекомендованы редакции провести следующие мероприятия.

1). Работникам редакции почаще выходить на предприятия к рабочим, особенно к рабкорам, проводя с ними индивидуальную работу по воспитанию и обучению их рабкоровской работе. По окончании начатого семинара организовать новые семинары с привлечением новых людей с тем, чтобы умножить количество постоянно пишущих в газету рабкоров.

2). В целях улучшения читабельности газеты, необходимо разнообразить материал, побольше давать живой, интересной информации, показать зажиточную жизнь трудящихся, рост культуры и т.д. Газеты «Эшче» пока бедна такой информацией, живым материалом.

3). Для того, чтобы повысить грамотность газеты, ставить задачей борьбу за техническую грамотность самих работников редакции. В этих целях организовать при редакции кружок родного языка и добиться систематической работы по повышению грамотности работников.

4). В ближайшее время созвать совещание представителей организаций, которым больше поступают материалы газеты «Эшче» (прокуратура, профсоюзы, хозорганизации, горсовет и др.) с тем, чтобы добиться получения скорейшего ответа на все сигналы газеты. Организовать бригаду рабкоров для проверки того, как реагирует та или иная организация к материалам газеты, о руководителях организаций, которые наиболее невнимательны к сигналам печати - ставить вопрос перед партийными организациями.

5). На сохранность и движение писем трудящихся, заметок рабселькоров должен отвечать, как это установлено ЦК, лично редактор. Поэтому тов.Гибадуллину самому заняться обеспечением действенности как помещенных, так и непомещенных писем трудящихся, обеспечением сохранности писем и других материалов, связанных с расследованием писем.

6). Наладить работу производственных совещаний редакционных работников, привлекая к этому делу и активных работников. На этих совещаниях организовать разбор вышедших номеров газеты, обсуждение плана предстоящих номеров, обсуждение важнейших материалов, подаваемых в очередной номер и т.д.

7). Провести ряд мероприятий по увеличению тиража газеты: созвать совещание совместно с отделением «Союзпечати» о распространении газеты «Эшче», выехать на лесоучастки, охватить подпиской учащихся в школах по ликвидации неграмотности и малограмотности и т.д., использовав для целей распространения местный актив, в первую очередь коммунистов и комсомольцев.

Имея ввиду, что среди нацмен очень высок процент неграмотных и малограмотных требуется большая работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди них. Поэтому просить Обком партии воздействовать на ОБлОНО в удовлетворении ходатайства городских организаций о командировании организатора и методиста по ликвидации неграмотности среди нацмен.

Сотрудник редакции газеты «Социализм Юлы» (подпись) Галеев. [9]

1937 год.
Скандальная ситуация вокруг газеты назревает в феврале 1937 года: выясняется, что она несколько месяцев выходила без просмотра Горлита. [10]

31 августа 1937 года Бюро Обкома рассматривает вопрос «О политических ошибках редактора газеты «Эшче» т.Гибаддулина Г.»:
«Обком считает, что редактор газеты «Эшче» Гибаддулин Г. допустил грубую политическую ошибку, опубликовав в газете под видом критики врагов народа их контрреволюционные высказывания.
Объявить Гибаддулину Г. за эту ошибку выговор.
В связи с тем, что в Надеждинском районе проживает всего 1400 человек татарского населения считать нецесообразным существование газеты «Эшче» - закрыть ее. Поручить Надеждинскому ГК провести среди подписчиков этой газеты и татарского населения работу по распространению областной газеты «Социализм юлы». [11]

Вялая борьба за собственную газету не закончилась.

31 августа 1938 года в отдел печати Обкома от секретаря надеждинского горкома поступает запрос:

«В Надеждинском районе до 1937 г. выходила газета на татарском языке «Эшче», но она была закрыта по неизвестным причинам, конференция приняла решение в котором просит Обком ВКП(б) разрешить открытие газеты «Эшче». В Надеждинском районе насчитывается рабочих и служащих татар 5700 чел. большинство из них не могут читать на русском языке никакой литературы. Горком ВКП(б) просит вновь открыть газету «Эшче» в Надеждинском районе. Смета по содержанию газеты и решение конференции прилагается…» [12]

«Эчкон» («Ocqьn»), Лысьва. 1932-1935.

1933 г. редактор - Галиакбаров, секретарь Нуреев. С 1932 по 8 октября 1933 года массовиком является Насуртдинов Шайхутдин. [13] В «Социализм Юлы» дата выхода первого номера - 24 апреля 1932 года. [14]

В 1935 году Галиакбарову Абдуллу Лысьвенским ГК будет объявлен выговор за искажение перевода в газете. В конце 37-го года Галиакбаров будет исключен из партии.

Предварительное заключение (ибо продолжу рассказ о районных газетах).

В заключение приведу несколько документов 1938 года, которые, так или иначе, проясняют отношение к национальной печати. Первый документ касается марийской газеты, но аргументы те же, а при закрытии татарских газет объяснения более сдержаны.

«5 июня 38 г. Манчажский район, дер.Б.-Карга, тов.Степанову.

Вы просите объяснить, почему не стала выходить газета «Социализм Корно» на марийском языке. Мы Вам отвечаем: во-первых, газета не была обеспечена квалифицированными кадрами газетных работников и вследствие этого не обеспечивала потребностей читателя.

Во-вторых, газету Социализм Корно в основном выписывали актив и за колхозные средства, что же касается индивидуальной подписки читателей, она была очень незначительна.

В-третьих, издание газеты при таком малом тираже вызывало огромные убытки, которые ложились на плечи государства. Вот исходя из этого решением Обкома и ЦК ВКП(б) газета «Социализм Корно» закрыта. -
Зав.отделом печати и издательств Обкома ВКП(б) (без подписи) (Ермолин)». [15]
...
[1] ГАСО, Ф.р-88,оп.5,д.123,л.164
[2] «Социализм Юлы», 1933, 27 сентября.
[3] ЦДООСО, ф.4, оп.11, д.534, лл.48-50.
[4] ЦДООСО, ф.4802, оп.1, д.913.
[5] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.27, л.35.
[6] ЦДООСО, ф.4802, оп.1, д.1055.
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.13, д.91, л.23.
[8] ЦДООСО, ф.4, оп.12, д.75, л.11.
[9] ЦДООСО, ф.4, оп.14, д.347, лл.122-128.
[10] ЦДООСО, ф.4, оп.15, д.438, л.93.
[11] ЦДООСО, ф.4, оп.15, д.62, л.44.
[12] ЦДООСО, ф.4, оп.33, д.314, л.155. Партконференция состоялась 15-20 мая.
[13] ЦДООСО, ф.4802, оп.1, д.619.
[14] «Социализм Юлы», 1932, 22 мая, с.4.
[15] ЦДООСО, ф.4, оп.33, д.314, л.84.

Пресса, ЦДООСО, Национальные меньшинства, Газеты, Свердловская область, Национальная печать, Национальная периодика, Фотокопии документов, Марийцы, Периодика, Нацмены, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up