Особенности социалистического быта. 1935 год.

Jun 09, 2012 10:04


Пир во время чумы...


В отдел нацменьшинтсв Облисполкома И.И.Кугушеву. [1]
Докладная записка.

О результатах проверки выполнения решения Горкома Партии в июне месяце 1935 г. о ВИЗовских [2] рабочих нацмен-татар.
В бараке № 21 всего рабочих с семьями 67 человек, все из Бардымского [3] района, работающих непосредственно в заводе им.Кабакова 27 человек [4].
Из 27 рабочих, неграмотных 17 человек, малограмотных 7 человек и грамотных 3 человека.
Несмотря на то, большинство преобладает неграмотных, - неграмотность не ликвидируют.
В бараке имеется красный уголок,
в котором столы, стулья лежат безобразном положении [5], нет газет, журналов, беллетристики и т.д.
Свет в бараке недостаточный, тогда как рядом находящийся свинарник светлее, чем в бараке.
Тишины не соблюдается, шум, крик, пьянка, драка, клопы, грязь, пьют денатурат, поют контрреволюционные песни, которые вошли в систему.

Перевод с татарского:
1/ Колхоз выехал сабаном,
Лошадей кормят соломой
Колхозники плачут и рыдают,
Возложенные задания выполняют. [6]

2/ У колхозника лошадь худой [7].
Сани у них разбитой [8].
Колхозникам премия
Один платок на шестьдесят домов.

Вопрос: почему пьют денатурат.
Ответ: Я без денатурата работать не могу, я болею, если не буду пить денатурат.
Вопрос: Зачем поешь такие песни.
Ответ: Все ведь поют, потому и я пою, да еще делать нечего, хорошему никто не учит.

Никто из рабочих не бывает в клубе нацмен, в театре, кино и т.д. Работают в разных сменах, а поэтому, как придут с работы, которым нужно на работу и друг другу мешают, спокойно отдыхать.
Стены барака тонкие, шум, гармошка, пляски, песня раздается по всему бараку.
Дети перепуганы от драки; бьют своих жен, детей, когда напьются пьяными.
Из заводского Парткома, МК [9] никто никогда не бывал и не бывают, комендант редко заглядывает в барак.
25-го июля комендант Кунгуров приходя в барак отобрал у рабочих 6 шт.матрацов и эти матрацы отдал заключенным, оставив рабочих на голой койке.
Рабочим никакой помощи не оказывают в отношении подкрепления здоровья, из за утек  рабочих.

Обследовал: подпись /Семенов/
8/VIII-35

При наличии фантазии человек и сам дорисует особенности социалистического быта. Каким могло быть моральное состояние человека при такой страшной и бесперспективной жизни? Быть может, действительно репрессиям 37-38 гг. предшествует полное моральное и «идейное» разложение страны на всех уровнях… Но частушки о колхозе... По справке рабочие, о которых идёт речь, не трудопоселенцы, но точно у них отняли всё, прежде чем загнали на завод... О каких "заключённых", которым достаются матрацы, идёт речь? На основе одного столь живописного документа нельзя делать выводов, но подумать можно, ибо этот документ в моём архиве - не единственный…
...

[1] ГАСО, ф.88-р, оп.5, д.167, лл.179, 179об.
[2] Один из старых и крупных заводов г.Свердловска.
[3] Я уже отмечал сложную «замесь» бардымских татар: основа - северо-западные башкиры, далее сложный процесс исламизации и татаризации района, одним словом, сегодня - это бардымские татары, с которыми можно познакомиться, заглянув на их сайт. Впрочем, это ни о чём не говорит. Чудовищные условия труда в России - не новость, далеко не нужно ходить. Чтобы представить этот быт, стоит познакомиться с условиями труда рабочих из бывших среднеазиатских республик. Понаехали, - возмущаются сегодняшние татары, тогда как 80 лет тому назад жили не лучше.
[4] Подавляющая масса татаро-башкирских рабочих на Уральских предприятиях занято тяжелым неквалифицированным трудом.
[5] Ничего не исправляю, чтобы дать представление и о грамотности.
[6] Текста на татарском языке, к сожалению, нет.
[7] Текст машинописный, окончание исправлено ручкой на «ая», оставляю оригинал потому, что это характерная «ошибка» для татар - путать рода русского языка.
[8] То же.
[9] Вероятно, месткома.
...

Быт, Индустриализация, Условия труда, Коллективизация, Свердловск, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up