Проекты средне-специальных и высших учебных заведений для нацмен. 1921-1933 гг.

Jun 06, 2012 19:11


Национальные кадры, грубо говоря... Глава тоже остаётся пока проектом.


Поверьте на слово, мы это проходили в университете, но можно не буду вспоминать кошмары студенческих экзаменов и возвращаться к цитатам из классиков? Если будут попадаться по ходу, обязательно освежу их и в своей памяти и напомню своим читателям, а кто-то об этом и не знал никогда, а кто-то и не узнает, сколько усилий потрачено, чтобы воплотить в жизнь интернациональную мечту о некоем идеальном обществе, тщательно выскребается тайное и плодоносящее в истории советского периода, хотя она и так уже 20 лет не способна зачать ни одной здравой мысли от усилий современных историков. Так это не история, а историки - бесплодны, не там ищут виноватого: может, не в истории нужно искать, а в себе, в глубинах собственной совести? История сама по себе, но историков-то и бесит то, что она к ним абсолютно равнодушна, они развлекаются лишь с собственными фантазиями, которые, впрочем, так же серы и скучны, как и их носители...
Это - больное место в образовании, оно указывает и выявляет принципиальное противоречие, заложенное не столько в образовании представителей национальных меньшинств, сколько в экономико-политических особенностях развития такого многонационального гиганта, как Советский Союз. Один из самых сложных вопросов я вынужден буду оставить в стороне - не с моими знаниями искать пути его решения, однобоким при всём нежелании признавать это остаётся и моё образование - продукт советского времени, вопрос такой: понятийный аппарат татарскими и башкирскими дореволюционными учёными разрабатывался в "теле "исламского богословия" (процесс структурирования языка, структурирования сознания, логика языкового и предметного освоения мира), пропасть между национальным и арабским (мусульманским) была слишком велика, возможно её необходимо было преодолевать не одно столетие, но история страны не могла позволить себе такой роскоши по отношению к тюркским народам; борьба с религией, с укладом, с арабизмами имела смысл, но не должна была носить столь радикальный характер, в итоге - отказались от одного, не успев создать другого... Мысль пребывает в растерянности, национальное путают с религиозным и наоборот, но понимают, что возвращаться в XIX век нельзя, а куда двигаться дальше - не знают (я - среди незнающих, хотя свой выбор, похоже, уже сделал)... В такой ситуации - самое время обратиться к истории...

Родной язык, в конечном счете, остается языком бытового общения, адаптация в обществе предполагает хорошее знание русского языка. Отдавая ребенка в татарскую школу, родители обрекают его на то, что ему часто закрыт путь в высшее учебное заведение и соответственно затрудняется путь к достижению более высокого социального статуса. Не стоит удивляться, что среди инженеров, врачей, ученых, чиновников в 20-30-х годах такой ничтожный процент татар. Осознание этого приводит к тому, что татары все реже отдают своих детей в татарские школы, а чтобы ребенок мог учиться в русской школе наравне с русскими детьми, они до школы и дома начинают говорить с детьми на русском языке. Несколько выдержек из отчета заместителя заведующего УралОНО Куренкова и председателя совнацмен Шамматова. Если нацмены в начальном образовании в количественном отношении отстают от национального большинства, то в разделе повышенного образования это отставание резко бросается в глаза. Так, по области в целом в 1928 году почти достигнуто установленное декретом СНК от 31 августа 1925 года соотношение между повышенным и начальным образованием, а для того, чтобы достигнуть такое же соотношение среди нацмен, нужно увеличить существующую сеть на 194%. По планам УралОНО в лучшем случае возможно увеличение на 25%. Особенно больной вопрос - отсутствие школ 2 ступени. В связи с этим нацмены почти не имеют специалистов в ВУЗах и предоставленные им места ежегодно остаются незаполненными. Некоторые работники местных ОНО считают, что для организации повышенных школ в первую очередь необходимы учителя той же национальности, но их нет. Это равносильно прекращению всякого развертывания сети повышенных школ, ибо они и нужны для подготовки именно тех кадров, которых нет.
Профессионально-техническое образование - еще одно слабое звено. Основной причиной его слабого развития специалисты считают отсутствие какой-либо базы до революции. В области всего одно татаро-башкирское отделение при Кизеловском ФЗУ. Хозяйственные организации никак не способствуют созданию подготовительных отделений или курсов. В 1925 году УралОНО разработал программу 6-ти-месячных подготовительных курсов для поступления в ФЗУ. Прошло три года, нигде такие курсы не были организованы. Хозяйственные органы и отчасти профсоюзные объясняют это тем, что достаточно и общих курсов и ФЗУ, которые в принципе доступны всем. В ВУЗах нацотделений нет, в 1927 году в высшие учебные заведения было откомандировано 5 татар и башкир, часть из которых не поступила. Далее о проектах, частью реализованных, но не долгосрочных, частью нереализованных. [1]

20-е годы.

Одно из первых упоминаний: из постановления 1 Всероссийской конференции Заведующих Тюркскими секциями губернских и уездных отделов Народного Образования, прошедшей в Москве с 15 по 23 декабря 1921 года:

«…приветствуя постановление Главпрофобра от открытии отделения при педфаке Уральского Государственного Института имеющего быть преобразованным в 1922/23 учебных годах в самостоятельный Уральский Областной Институт Тюрк-народов Народного Образования, конференция считает необходимым отнести это учебное заведение к разряду ударных высших учебных заведений». [2]

19 сентября 1922 года проходит заседание Организационного бюро Уральского Практического Института татаро-башкир: работу института начать с 1 октября. Подготовительная группа - 30 человек, основная - 35. [3] Тем не менее, по другому документу институт начинает работать 15 октября 1922 года под названием Практический институт народного образования тюркских народов. [4]

Уточнения, как это происходит не в первый раз, несколько запутывают: Учебные планы Всероссийского педагогического института народного образования тюркнародов, не вошедших в автономные республики РСФСР, г.Екатеринбург, педперсонал начитает работу 1 декабря 1922 года.

В 1923 году с осени появляется возможность открытия 2 курса: теперь в институте подготовительный и первый курсы. Приглашенные профессора А.С.Казанский, М.П.Репников, В.И.Сементовский уже работали ранее в пединститутах и на бывшем педфаке УГУ. Также проф.А.М.Титов и В.О.Клер. Получено согласие от правления УГУ на работу этих профессоров в пединституте и на пользование институтом лабораториями и кабинетами УГУ (физической, химической, ботанической и зоологической). Ректором назначен Тагиров, завучем - Каримова.

Задача института заключалась в подготовке научно-образованных работников народного образования для тюркских народов, соответственно предполагалось два основных направления: изучение педагогических дисциплин - социальное и политико-просветительное воспитание, и научное - хорошая подготовка в области естественных и гуманитарных наук. Институт должен был выпускать преподавателей, заведующих музеями, руководителей экскурсий, лекторов школ для взрослых, инструкторов и заведующих. И естественно подробное изучение родного языка, истории и истории литературы тюркнародов. [5] Проекту не суждено было развернуться в полную меру. Далее происходит несколько непонятная возня вокруг института, который или был ликвидирован или переведен в Пермь. В архиве сохранились лишь письма, написанные обеспокоенным тоном бывшего Председателя совнацмена Салехова и сменившего его А.Тагирова.

Вот, что пишет Салехов в Центральный Совнацмен Наркомпроса 11 июля 1923 года:

«В связи ликвидацией практических Институтов перед Совнацменом остро встал вопрос о преобразовании ПИНО в ИНО (так как остро стоит необходимость открытия на Урале и в Сибири школ II ступени и 5 педтехникумов - Р.Б.).

(…) Лица, командируемые, как для продолжения образования, так и для прослушивания краткосрочных курсов в центры татарской и башкирской республик, не возвращаются, удерживаются этими республиками, поэтому этот способ получения квалификации педагогов отпадает. Уральский Университет своими профессорами, кабинетами и лабораториями обслуживал в прошлом ПИНО и в будущем может также обслуживать и ИНО.

На первое время есть возможность обеспечить ИНО и высококвалифицированными работниками из тюркнародов; для практических работ студентов ИНО в г.Екатеринбурге имеются в наличие просветительские учреждения татаро-башкир всех типов».
Первый год обучалось 30 слушателей.
Тем не менее, принимается решение за отсутствием помещений перевести ПИНО в Пермь, но документов, подтверждающих факт перевода, я не нашел. [6]

1925.
4 августа 1925 года. УралОНО возбуждено ходатайство об открытии при Красноуфимском сельско-хозяйственном техникуме татаро-башкирского подготовительного отделения. [7]

1927-29.
Одна из главных причин, препятствующих получению татарами и башкирами средне-специального и высшего образования, - слабая подготовка в общеобразовательном плане. Места, предоставляемые по разверстке, полностью не используются. В 1927-28 году в ВУЗы было командировано 10 татар, на рабфаки 30, в техникумы - 80, в 1928-29 г. в Вузы - 28 татар, на рабфаки 20, в техникумы - 112. [8]

«В текущем 28/29 принято в общие ФЗУ - 33 чел. татаро-башкир, т.е.2%, но по опыту прошлых лет видно, что поступающие нацмен рабочие подростки в ФЗУ в течение курса отсеиваются совсем и до сего времени не было еще ни одного выпуска», - отчитывается инструктор УралОНО Ижболдин.

Отделение нацмен есть только при ФЗУ в Кыштыме. [9]

1929 год.
7 июня 1929 года появляется циркуляр от Народного Комиссариата по Просвещению об особом отношении к женщинам националкам при поступлении в техникумы и ВУЗы: «приемным комиссиям - предоставить при испытаниях женщинам-националкам льготы, установленные в существующих правилах для поступления культурно-отсталых нацмен в вузы, техникумы и рабфаки». [10]

30-е годы.

1930 год.
Обследуется нацмен отделение рабфака УПИ. Отмечается плохая успеваемость и большой отсев, отсутствие преподаватель из татар и башкир, за исключением родного языка и обществоведения. Принимается решение срок обучения на отделении увеличить до 4 лет, набор сделать минимум до 100 человек.

Принимается решение считать необходимым организацию с 1/IV с.г. подготовительных курсов для нацмен при рабфаке на 60 человек сроком - 6 месяцев. Организовать опорные пункты по подготовке нацмен на рабфаке из рабочих районов: Надеждинск, Кизел, Алапаевск, Асбест, Челябинск, Златоуст, Магнитогорск, Свердловск - всего на 480 чел.

Реорганизовать с будущего 30/31 учебного года нацмен отделение в самостоятельный рабфак для обслуживания рабочих тюркских народностей исключительно Уральской области, о чем срочно возбудить ходатайство перед Главпрофобром НКП РСФСР.

В социальном плане предполагается набор из рабочих - 75%, батраков 15%, колхозников - 10%, и женщин минимум до 30%. [11]

1 октября 1930 года в Ялано-Катайске открыт Уральский татаро-башкирский индустриально-сельскохозяйственный техникум, в котором из 120 студентов - 80 обучается на основном отделении, 40 - на подготовительном. Основной курс - агротехника для колхозов и совхозов. [12]

1931-1932.
7 мая 1931 года на заседании Малого Президиума Уралоблисполкома, посвященного работе среди национальных меньшинств, принимаются следующие решения:

- предложить УОСНХ открыть с осени 1931 года отделение нацмен при рабфаках Горного и Строительного институтов.
- обязать УралОНО открыть в Свердловске с 1931-32 учебного года индустриально-педагогический институт для тюркских народностей. [13]

Следующий список кандидатов для работы во вновь организованном «индустриальном пед-институте Тюркских народностей» на 1931-32 учебный год датирован 21 мая 1931 года, написан от руки, почерк похож на почерк Шамматова. В список вошли Сайфи Нур - на должность директора, Тухватуллин Галимзян - помощник директора, Агеев, Бурнашев, Хасанкаев Салих, Шамматов, Сунчелей и Ибрагимов - на должности преподавателей. [14]

27 сентября 1931 года Президиум Уралоблика принимает постановление о создании Педагогического Института тюркских народностей. Работу Института планировалось начать с первого января 1932 года, набрав 240 слушателей. [15]

Обеспечить открытие с 1 первого января 1932г. открытие Уральского Педагогического института для тюркских народностей. [16] Вероятно, в дальнейшем рамки института сужаются до отделение татарского языка и литературы при Свердловском пединституте. Разукрупнение Уральской области делает нецелесообразным существование и отделения. «Все пединституты Наркомпросом с августа 1934 г. перестроены по факультетному принципу. При этой перестройке, исходя из недостаточного количества имеющихся научно-преподавательских кадров и учебного оборудования, Наркомпрос стремился максимально сократить параллельные факультеты. В связи с этим в Свердловском пединституте ЛИКВИДИРОВАНО ОТДЕЛЕНИЕ (выделено в копии документа - Р.Б.) татарского языка и литературы в составе 20 студентов. Упомянутые студенты отделения татарского языка и литературы Свердловского пединститута переданы Оренбургскому татарскому пединституту» [17]

В середине 30-х намечается создать татарское отделение рабфака при Свердловском Институте цветных металлов. [18]

Появляется проект колхозного института для тюркских народностей в Ялано-Катайском районе на 105 человек. [19]

В 1932 году в Ялано-Катайском районе работает сельско-хозяйственный техникум, директором которого является Ахмадуллин. [20]

Разгром Пермского пединститута в 1932 (Кабаков). [21]

1933 год.
Появляется предложение открыть в Тюменском округе колхозный университет для татар. [22]

Троицкий педтехникум.

В 1914 году в Троицк работает учительская семинария для татаро-башкирского населения. В начале 1922-23 учебного года заведение носит название Татарского педагогического техникума. [23] Сведениями о Троицком педтехникуме поделюсь позже.

Тюменский медтехникум. 1930-1931 гг..

Эта незаконченная заметка посвящена попыткам вырастить национальные кадры в сфере медицины, борьбе за нацмен отделение в единственном в Уральской области медицинском техникуме. Сегодня эти усилия меня восхищают.

28 мая 1931 года в Облздравотдел поступает следующее письмо. Копия также отправлена в Тюменский медицинский техникум.

«Из сообщения Тюменского Медицинского техникума от 20 мая 1931 г., № 535, видно, что Облздравотделом сделано распоряжение о закрытии подготовительного отделения нацмен при Медтехникуме и средства на содержание отделения не отпускаются, что создает безвыходное положение вплоть до роспуска отделения нацмен.

Облисполком считает подобное отношение со стороны Облздравотдела к обслуживанию нацмен неправильным и недопустимым, так как для многочисленных нацменьшинств на Урале существует единственное отделение при Медицинском техникуме и, ввиду отсутствия подготовленных лиц из нацмен, Правительством установлен особый тип учебных заведений по подготовке в средне-учебные заведения. Это подготовительное отделение в составе 2 или 3 групп, каковое в настоящее время существует при всех национальных Уральских техникумах и также при общих с.-х. индустриальных и др.техникумах.

В целях форсирования темпа подготовки медицинских работников из нацмен, острая нужда в коих бесспорно очевидна, Облисполком предлагает принять меры к укреплению подготовительного отделения нацмен, расширить его до 120 человек, включить в свой бюджет содержание отделения и расходы на полное его оборудование учебниками и учебными пособиями на языках нацмен.

О принятых Вами мерах сообщите к 1-му июня с.г.» [24]

(Продолжение следует)

«Уполнацмен, при Урал Совете т.Карышеву.

Докладная записка.

до апреля 1931 года при Тюменском медтехникуме существовало нацмен подготовительное отделение, срок обучения областными организациями был установлен 3 года. Принимались окончившие 4х летка школы I ступени после прохождения учебы в подготовительном отделении, учащиеся должны проходить 2½ г. в основном курсе. Таким образом срок обучения для нацмен устанавливались всего 5½ года.

Принимая во внимание срок обучения 5½ очень долгим, президиум медтехникума еще в 1930 году своим постановлением обратился в УралОНО и Облздрав, срок обучения в подг.отд. для нацмен установить 1 год, и в отделение принять из окончивших школы 7-летки. Но УралОНО и Облздрав на это не согласились.

в апреле 1931 г. без согласия райорганизации, по инициативе обл.организациями нацмень отделение был распущен. причем нам не известно. через нисколько недель работники медтехникума нам сообщили что имеется телеграмма от области отом чтобы с ново собрать подг.отделение.

президиум горсовета с своей стороны примут все миры сохранению нацмен отд. при техникуми.

Член президиума горсов.:Гарифуллин» [25].

24 августа следует отклик Уполномоченного Облисполкома Карышева. Обращение направлено в УралОНО и Облздрав.

«По сообщению члена Президиума Тюменского Горсовета т.Гарифуллина, существовавшие в течение нескольких последних лет подготовительные группы  нацмен при Тюменском медполиттехникуме в апреле с.г., по распоряжению Облздрава, распущены. Роспуск подготовительного отделения произведен без согласия с организациями района и нацмен Комиссии Облика, благоря чему были введены в заблуждение многие областные организации. Сообщая об этом и препровождая при сем копию докладной записки директора медполиттехникума, Упонацмен просит принуть соответствующие меры к удовлетворению его ходатайства.

О принятых мерах просим сообщить нам не позднее 15 IX - с.г.

Уполнацмен Облисполкома (Карышев)». [26]

«12 августа 31 г. Уполномоченному нацмен Уралоблисполкома. (машинопись - Р.Б.)

По вопросу о комплектовании учащимися нацмен отделения (татаро-башкир) при Тюменском медицинском политехникуме.

В Постановлении Бюро Уралблкома ВКП(б) по работе среди нацмен от 4-го июля с.г. указывается, что Подготовительное отделение нацмен (татаро-башкир) при Тюменском Медицинском Техникуме должно быть увеличено в этом году до 120 чел. И значительно расширены основные нацмен отделения. Несмотря на то, что техникум принимал ряд мер к обеспечению выполнения этого решения однако до сих пор достаточного сдвига в работе еще нет, так как организации в этом вопросе не идут навстречу. Ряд татаро-башкирских школ APC IVR не разрешают учащимся поступать в медицинский техникум направляя их в другие. Поэтому заявления в техникум сейчас поступают весьма редко.

Для обеспечения нормальной работы Техникума, на нацмен отделении, необходимо иметь хотя бы на 50% основных нацмен преподавателей и заведующего нацмен отделением, но кадровые организации до сих пор этих работников не имеют, в техникуме все еще нет ни одного основного преподавателя и нет заведывающего нацменотделением.

При приеме указанного в решениях бюро Обкома комплекта учащихся нацмен в техникум, для техникума необходимо иметь достаточное помещение т.к. имеющееся помещение и общежитие техникума данное количество учащихся удовлетворяет только на 50%, вопрос также перед местными организациями (Горсовет, Коркомхоз) ставился уже несколько раз, результатов нет ни каих.

На основании вышеизложенного прошу:

1). Послать в нацменовские (татар, башкир) школы, ФЗС и ШМК Урал Области и Районо нацмен районов соответствующие отношения о вербовке в Медтехникум на подготовительные отделения лиц с образованием 5-6 гр. (одногодичные курсы) в возрасте от 15 до 30 лет, и на основные отделения лиц с образованием 7-летки, ШМК в возрасте от 16 до 35 лет. Срок подачи заявлений 10 сентября.

2). Поставить вопрос в соответствующих областных организациях (УралОНО, Отдел кадров) о посылке нацмен педагогов для техникума. На первое время хотя бы: 1 зав.нацмен отделением, 1 преподавателя родного языка и 1 преподавателя биологии.

3). Поставить вопрос в соответствующих областных организациях о том, чтобы последние воздействовали на местные Тюменские организации о немедленном предоставлении для Медтехникума здания и помещения под общежитие для обеспечения нормальной работы последнего.

Отсутствие соответствующего помещения для техникума (так как имеющееся помещение с трудом вмещает 200 чел. учащихся в 2 смены) в этом учебном году ставит под угрозу срыва всей работы, в том числе и работу по расширению нацмен-отделения.
Директор Медполитехникума (подпись) /Ябров/ [27]»
...
[1] ГАСО, Ф.р-233, оп.1, д.1158, л.1-3.
[2] ГАСО, ф.17, оп.1, д.103, лл.2, 5об.
[3] ГАСО, ф.17, оп.1, д.440, л.2.
[4] ГАСО, Ф.р-17, оп.1, д.839, л.49.
[5] ГАСО, ф. р-17, оп.1, д.842, л.12а.
[6] ГАСО, ф.17р, оп.1, д.847, лл.14, 20.
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.3, д.595, л.141.
[8] ГАСО, ф.88, оп.5, д.86, л.164.
[9] ГАСО, ф.р-233, оп.1, д.1165, л.173.
[10] ГАСО, ф.88, оп.5, д.83, л.231.
[11] ГАСО, ф.88, оп.5, д.83, л.231.
[12] «Социализм Юлы», 1931, 7 января.
[13] ГАСО, ф.88, оп.5, д.103, л.12.
[14] ГАСО, ф.88, оп.5, д.83, л.138.
[15] ГАСО, ф.р-88, оп.5, д.88, л.19.
[16] ГАСО Ф. р-233, оп.1, д.1829, л.102.
[17] ГАСО, Ф.р-88, оп.5, д.116, л.245. Из копии письма зав.сектором пединститутов Марчукова в Наркомпрос, сентябрь 1934г.
[18] ГАСО, Ф.р-88, оп.5, д.128, л.9
[19] ГАСО, Ф.р-88, оп.5, д.100, л.81.
[20] ГАСО, Ф.88, оп.5, д.111, л.6.
[21] ГАСО, Ф. р-233, оп.1, д.1829, л.32.
[22] ГАСО, Ф.88, оп.5, д.85, л.198.
[23] ГАСО, Ф.р233, оп.1, д.67, л.29.
[24] ГАСО, ф.88,оп.5, д.83, л.109. Копия, машинопись, без подписей - Р.Б.
[25] ГАСО, ф.88,оп.5, д.83, л.5.
Письмо написано от руки. Даты нет. Не в первый раз я сталкиваюсь с вопросом - оставлять ли текст с теми ошибками, которыми он изобилует или исправлять их. Или же передать содержание своими словам?  Пока останавливаюсь на том, что набираю текст так, как он переписан мною с документа. - Р.Б.
[26] ГАСО, ф.88,оп.5, д.83, л.3. Копия, машинопись, без подписи.
[27] ГАСО, ф.88, оп.5, д.83, л.4

Образование, Высшее образование, Язык, Уральская область, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up