Ислам и торговля. 1906-1907.

Jun 03, 2012 09:47


Иронизируя, я бы назвал заметку так: Религия и торговля, или свобода совести или свобода от совести. Но не буду. Мы не говорим о движении за справедливость, мы говорим о нарождающейся национальной буржуазии, я сомневаюсь, что она могла сосредоточить свою энергию в производственной сфере.
Об отношениях с властью можно судить по следующему эпизоду. 18 января 1906 года городская Дума рассматривает прошение торговцев-мусульман об изменении обязательного постановления городской думы об ограничении времени торговли в воскресение и праздничные дни. Имеются в виду христианские праздники. Торговля в эти дни разрешена с 17 до 17.30. Основания были просты: у мусульман свои праздничные дни, в которые они не торгуют, манифест 17 октября декларирует свободу вероисповедания, не допускающую какого-либо принуждения в отношении почитания магометанами христианских праздников, торговля происходит в основном фруктами, которые быстро портятся. Вот приблизительный пересказ обсуждения этого вопроса:


Комнацкий предлагает не удовлетворять просьбу, с тем, что сегодня послабления для кучки магометан, завтра - для кучки евреев. Ограничение торговли в воскресные и праздничные дня никак не ущемляет религиозных чувств, оно принято с целью урегулирования труда служащих и торговцев.

Симанов А.М. (в газете Симонов - Р.Б.) присоединяется к мнению Комнацкого.

Фальковский иного мнения, он считает, что просьбу магометан следует удовлетворить, несправедливо ограничивать их торговлю в христианские праздники. Они не торгуют в свои.

Комнацкий замечает, что торгуют. Праздников, в которые не торгуют, очень мало.

Магницкий рекомендует думе серьезно отнестись к ходатайству, подобная проблема существует в Казани, и рано или поздно с ней придется считаться. Кроме того, ограничением времени торговли, мы нарушаем интересы и самого населения города (и это справедливо, отвлекаясь от религиозных аспектов - Р.Б.). Он предлагает создать особую комиссию для всестороннего рассмотрения этого вопроса.

Симанов: сравнивать Казань и Екатеринбург не приходится - там десятки тысяч магометан, здесь же 10-15 человек.

Фальковский предлагает разрешить магометанам торговлю в воскресные и праздничные дни при условии не торговать в свои праздники.

Бибиков оспаривает основательность доводов Магницкого и Фальковского. По его мнению, магометане добиваются не справедливости, а привилегий (и это справедливо - Р.Б.). Во всем мире меньшинства подчиняются интересам большинства и никто не считает это положение несправедливым. Предложение отклонить.

Иванов П.В.: Если весь вопрос возник из-за порчи фруктов, так они могут портиться и в мусульманские праздники. Разрешить им, значит нанести ущерб другим.

Анфиногенов: городские судьи за нарушение правил торговли магометанами штрафуют ничтожно мало по 2-3 рубля, желательно повысить штрафы.

Бибиков против, пусть полиция строже следит за торговцами.

Наконец, большинством голосов против 2 (Магницкого и Фальковского) дума отклоняет ходатайство. [1]

Заметим лишь, что 13 апреля 1907 года на чрезвычайной сессии земского собрания все же была разрешена торговля в воскресные и праздничные дни, понятно, для всех, с 12 до 2 часов дня. К тому же весной 1907 года в смешанную комиссию поступает заявление от служащих и приказчиков магазинов Богатиевых и Хисматуллина. Им удобнее отдыхать именно в воскресение, а не в пятницу, как просили их хозяева, а для религиозных обрядов в пятницу им достаточно 2-3 часов, которые отпускаются служащим на обед. [2]

Поражение в русско-японской войне, революция 1905 года действительно разбудили, или лучше сказать - раскачали Россию, она казалась неуправляемой, с одной стороны, политическая активность масс и народностей, с другой, невероятный рост преступности, разгул терроризма. Правительство Столыпина, с одной стороны, пытается реформировать экономическую и политическую жизнь России, с другой, не церемонится - репрессии, аресты, обыски, ссылки. Созываются и распускаются Государственные Думы. Трудно назвать другое столь яркое произведение, описывающее смуту этого времени, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького.

Заявляют о себе и татары Урала, об уровне их политических претензий можно судить по наказу, который они дают членам Государственной Думы от г.Перми Григорию Ивановичу Баскину и Константину Александровичу Колокольникову:

«Мы, мусульмане г.Перми и Пермской губернии, видя осуществление своих желаний в Государственной Думе, просим вас, народные избранники, прежде всего заняться проведением в жизнь гражданских свобод: полной неприкосновенности личности, полной свободы совести, слова, печати, собраний и союзов. Без этих свобод мы - не граждане, а потому и ставим в этом наказе вам просьбу о свободах впереди всех наших других пожеланий.

В частности, для нас, мусульман, особенно важно:

1). Признание за нами всех гражданских и национальных прав.
2). В деле свободы совести, чтобы муфтий был по выбору от народа, на срока, а не по назначению от правительства.
3). Переустройство духовного собрания на выборном начале.
4). По выбору от народа должны быть все муллы и ахуны.
5). Упразднение закона 31 марта 1906 года.
6). Полное уравнение в правах мусульманского духовенства с православными и упразднение обязательного отбывания воинской повинности для мусульманского духовенства (выделено мною - Р.Б., вам это ничего не напоминает?) и учителей (мугалимов и мударисов) с русскими учителями.
7). Всеобщее бесплатное обучение без различия пола и национальности на родном для нее языке.
8). Заведывание как религиозными, так и просветительными делами мусульман должно находиться в руках духовного собрания (выделено мною - Р.Б.).
9). Добиваться изменения закона 15 ноября 1906 года о времени открытия и закрытия лавок сообразно с религиозными требованиями магометан, т.е. право торговли в дни христианских праздников и закрытие лавок и торговых помещений мусульманам должно быть обязательно лишь в их праздники.

За последнее время разными мусульманскими обществами со всех концов России была подана председателю совета министров масса петиций об изменении существующей системы мусульманского религиозного и школьного управления, но никаких результатов от бюрократического правительства не последовало.

Поэтому мы и возлагаем все свои надежды на вас, наших избранников и просим вас возбудить указанные нами вопросы в Государственной Думе для разрешения их законодательным порядком.

Одним словом, просим вас добиваться полной самостоятельности в духовных и религиозных делах мусульман и права на полное их самоопределение.

г.Пермь, 11 февраля 1907 года. Далее подписи (которые в газете не воспроизведены). [3]
Не стоит удивляться, что более всего активных татар интересуют их лавки и вопросы религии, оставаясь при некоторых симпатиях к марксизму, полагаю, что первое интересует всё же больше. Все остальное - дань времени и форме. Ниже мы увидим, что истинную боль за свой народ способны испытывать единицы.

[1] Заседание городской думы. - Уральская жизнь. 14 января, 1906.
[2] К заявлению магометан. - Урал, 6 апреля, 1907.
[3] Наказ пермских мусульман. - Уральский край, 17 февраля, 1907.

Торговля, Мусульмане Урала, 1907, 1906, Пермь, Екатеринбург, Еврейский вопрос, Пермская губерния, Власть, Дума, Татары и башкиры Среднего Урала, Богатиевы

Previous post Next post
Up