Мусульмане Пермской губернии, 1826 год.

May 24, 2012 11:46

Несколько предварительных слов. (Также см. Содержание. Турецкий след.)

1. В 1821 вспыхивает греческое восстание, крупнейшие державы - в предкушении дележа территории Османской империи. Россия выбирает выжидательную позицию, хотя косвенно поддерживает греков.
2. "В Дагестане в 1820-е гг. стало распространяться новое исламское течение - мюридизм. Ермолов, посетив в 1824 году Кубу, приказал Асланхану казикумухскому прекратить волнения, возбуждённые последователями нового учения, но, отвлечённый другими делами, не мог следить за исполнением этого приказания, вследствие чего главные проповедники мюридизма, Мулла-Магомет, а потом Кази-Мулла, продолжали разжигать умы горцев в Дагестане и Чечне и возвещать близость газавата, священной войны против неверных. Движение горцев под флагом мюридизма явилось толчком к расширению Кавказской войны, хотя некоторые горские народы (кумыки, осетины, ингуши, кабардинцы) к нему не примкнули.
В 1825 году в Чечне началось всеобщее восстание. ... Восстание было подавлено только в 1826 г.
Прибрежья Кубани стали опять подвергаться набегам крупных партий шапсугов и абадзехов. Заволновались кабардинцы. В 1826 г. был совершён ряд походов в Чечню, с вырубкой леса, прокладкой просек и усмирением свободных от русских войск аулов. Этим закончилась деятельность Ермолова, в 1827 году отозванного Николаем I и отправленного в отставку в связи с подозрением в связях с декабристами.
Её результатом было упрочение русской власти в Кабарде и кумыкских землях, в предгорьях и на равнинах".
3. Русско-турецкая война 1828-1829 годов - военный конфликт между Российской и Османской империей, начавшийся в апреле 1828 года вследствие того, что Порта после Наваринского сражения (октябрь 1827 года) в нарушение Аккерманской конвенции закрыла пролив Босфор. Султан Махмуд II старался придать войне религиозный характер (выделено мною - Р.Б.).
4. Русско-персидская война 1826-1828 гг.. Напряжённая международная обстановка 1825 года и восстание декабристов были восприняты в Персии как наиболее благоприятный момент для выступления против России[2]. Наследник престола и правитель иранского Азербайджана Аббас-Мирза, создавший с помощью европейских инструкторов новую армию и считавший себя способным вернуть утраченные в 1813 году земли, решил воспользоваться столь удобным, как ему казалось, случаем.

Отдельный вопрос: что творилось в душе мусульман внутренней России?

ГАПО. Фонд 65, опись 4, дело № 108. (43 листа)
Канцелярия Пермского Губернатора.
«Сведения о числе мечетей и состоящих при них магометанских служителей. 1826».

Л.1. Письмо.

«Главное Управление Духовных дел Иностранных исповеданий [1]. Отделение III. Стол 2.
С.Петербург. 31 декабря 1825. № 1908.

Господину Пермскому Гражданскому Губернатору.

В Главное Управление Духовных Дел Иностранных Исповеданий поступали и поступают прошения Духовных Магометанского закона об освобождении их от казенных податей и общественных повинностей.
На некоторые таковые прошения последовали Высочайшие соизволения. Для общих же, в подобных случаях, соображений нужно мне предварительно иметь сведение.

1., Какое число, в каком городе и селении находится соборных и пятивременных мечетей, построенных от казны или иждивением магометан?
При сем, если бы в селениях, где живут татары и имеют мечети, могли быть и христианские церкви; то означать оных церкви.

2., Какое число магометан прихожан считается при каждой из мечетей?

3., Какое число находится при каждой мечети имамов и мулл?

4., При каком числе мечетей находятся Ахуны, Хатыпы, Мухтасипы и Миодаррисы?

Покорнейше прошу Ваше Превосходительство сообщить мне таковые сведения по прилагаемой у сего форме, сколько можно, в непродолжительном времени, и присовокупить также отзыв, при каком числе мечетей необходимо нужными признаются Ахуны, Хатыпы, Мухтасипы и Миодаррисы и в каком отношении к местному Гражданскому Начальству, для сохранения порядка, должны находиться вышеупомянутые магометанские духовные чины?

Министр Народного Просвещения, Главноуправляющий духовными делами Иностранных исповеданий».

(подпись - Александр Шишков - Р.Б.)

Лл.2-3.Далее следует форма «ведомости».

Л.4. Отчеты Земских уездных исправников.

Л.38. Повторное письмо МНП, Главноуправляющего ДДИИ, июль 1826. Теперь данные требует военное начальство (выделено мною - Р.Б.).

Л.39. Черновик ответного письмо с поправками губернатора - сентябрь 1826 год. В примечании, где он пишет, что ахун может иметь в своем ведении до 100 мечетей, мухтасып до 10, прочитывается мнение о нецелесообразности некоторых чинов.

Л.5.
Пермского уезд: 6 мечетей.
1. д.Култаева, пятивременная мечеть, построена иждивением магометан, мулла 1, азанча 1.
2. д. Янычар, пятивременная мечеть, иждивением магометан, 1 мулла, 1 азанча, 123 прихожанина.
3. д.Кояново. 1-я соборная мечеть, построена на средства частного лица (неразб.), 2 имама, 1 азанча, 300 прихожан.
  • Ахун, он же и Хатып Габдул Кариб Сабитов Романов, имеет под своим ведением 6 мечетей Пермского уезда и (?) Осинского уезда.
  • Имам Мулла при Соборной мечети Ярий Якубов
  • Имам мулла Ибатуллин Зайняшев.
  • Мударис или учитель Зайнетдин Сайеруль-мулюков.

4. д.Кояново. 2-я пятивременная  мечеть, построена на средства Акбаша Бикбулатова, 1 имам, 1 азанча, 160 прихожан.
5. дер.Канабекова, Тихвинская волость, соборная мечеть 2 муллы, 1 азанча, 247 прихожан.
6. дер. Батерикова, соборная мечеть, 1 мулла, 1имам, прихожан 108.Фамилии неразборчиво.

Л.8.
Рапорт от Кунгурского земского исправника от 16 февраля 1926 года. 7 Соборных мечетей.
  1. д.Казаева
  2. д.Ванькина
  3. д.Копчиково
  4. д.Каселтаева
  5. д.Актонкова
  6. д.Култыево
  7. д. Солянская

кол-во прихожан и имамов - неразборчиво.

Л.12.
Красноуфимский уезд. Рапорт от 6 июня 1826 года. В деревнях 26 соборных мечетей, 9 пятивременных, 2 ахуна, 30 имамов, 3 мудариса, 2 хатыпа, 19 азанчей, прихожан 4829.

Ахуны:
Гадильша Хахыбенов, живет в дер.Большие Еманзельги.
Манасып Хусейнов, в дер.Рахмангуловой.

Л.16.
Мухтасып - Карумгул Сенгулов, дер.Биткино,
Далее имамы, мною выписаны только те фамилии, из которых мне удалось разобрать только:

Лл.16-19.
Азигулово - имам Рахимкул Иманов,
Озерки - Зайнут-Габидин Нигаметуллин.

Лл.20-22.
Осинский уезд. 1-й Башкирский кантон. 20 мечетей, 1 из них пятивременная.

В Барде - 1 соборная и 1 пятивременная,
В Краснояровой 2 соборных.

Лл.22-23. Бирский уезд. 16 мечетей.

Лл.26-29. Екатеринбургский уезд. 22 мечети.

Деревни:
  1. Колужбаева - 1 соборная мечеть, 1 имам, 201 прихожанин. [2]
  2. Биктемирова - соборная, 1 , 75.
  3. Булатова, соборная, (муллы нет?), 67.
  4. Тарожкулова, соборная, 1, 48.
  5. Ибрагимова, соборная 2, 81.
  6. Каныкульская, соборная, 2, 51.
  7. (?) Серичнынякова, соборная, 1, 80.
  8. Сарина, соборная, 1 мулла, 1 имам, 155. [3]
  9. Сулейманова, пятивременная, 1,1, 39.
  10. Таскино, соборная, 1, -, 88.
  11. Салтыково, соборная, -, -, 65.
  12. Галиваево, соборная, -, 1, 95.
  13. Нрушево, соборная, 1, -, 138.
  14. Карагайчике, соборная, -, 2, 111.
  15. Куртаныш, пятивременная, -, -, 73.
  16. Зырянкульская, (какая?), 1, -, 98.
  17. Большая Асанова, соборная, -, 1, 268.
  18. Берденишево, соборная, -. 1, 133.
  19. Аягулова, Соборная, 1, -, 74.
  20. Средний Иткуль, соборная, 1, -, 81.
  21. Иткульдавыдово, соборная, 1, 1, 61.
  22. Мещередская Караболка, соборная, 1, 2, 406.

Ахун Кутлусов Мещаряков, живет в деревне Сариной, под его ведением все мечети.

Мухтасипы:
Султан Темиков, д.Зыренкульская.
Абдулжамиль Ишмухаметов, в д.Биктемировой.

Шадринский уезд. 38 мечетей. (от 9 августа 1826г.)

3-й Башкирский кантон.
У мещеряков - 12 мечетей, 1 из них пятивременная.
У башкирцов - 26 мечетей, из них 5 пятивременных.

Есть необходимость перепроверить список, не торопясь. 18 сентября 2008 г., Рустам Бикбов.

[1] Далее ДДИИ. - Р.Б.
[2] Далее 1 цифра - муллы, вторая - количество прихожан. - Р.Б.
[3] Далее 1 цифра - муллы, вторая - имамы (не совсем понятно, что имеется в виду, возможно - азанча), 3-я количество прихожан, (-) - значит отсутствуют. - Р.Б.

Переписка правительственных органов, Архивы Перми, Архивы, Турецкий след, Кавказ, Мечети, Религиозные войны, Пермская губерния, Персия, Мусульманское духовенство

Previous post Next post
Up