Областной съезд мусульманского духовенства. 1927 г. (окончание)

May 20, 2012 10:18

( начало)
18 августа 1927 г.
Служебная записка от Нач.секрет.отдела ПП ОГПУ Шиманкевича в Обладмот.
Разрешение на созыв съезда «на 25-26 IX перенести на 5-6-7/ IX с/г».
Итак, съезд был проведен. Далее переписка касается копии протокола и списка членов нового Управления Мухтасиба.


Протокол

Съезда духовенства с представителями приходских советов 4-го Горно-Заводского района, Уральской области, созвавшегося 5-7 сентября 1927 г. в г.Перми. На съезде всего участвовало 27 делегатов. 17 из духовенства, 10 из представителей приходских советов.
1-е заседание.

Открылось в 7 часов вечера 5/IX Зюфером Касимовым, который высказал нижеследующее: Как-то в нежданное и не думанное время пришлось созвать этот районный съезд и в краткое время, краткими телеграммами вызвать из приходов делегатов на съезд, а те приходы, находящиеся в далеком разстоянии от телеграфных отделений совсем не пришлось известить. Хотя Управление Мухтасиба по желанию населения 4-го Горно-Заводского района принимало меры созвать этот съезд 20-25 марта 1927 года и 20/ I - 27 года подавало заявление за № 10, со всеми нужными материалами, в Уральский Областной Административный Отдел, но не могло получить удовлетворительного ответа. Только Обладмотдел с отношением за № 643/0134 от 4 IV -27 г. предложил выслать тезисы доклада Всероссийского Мусульманского Съезда, созвавшегося в г.Уфе 25 октября - 4 ноября 1926 г. Управление мухтасиба 7/IV - 27 года за № 97 выслало эти тезисы, но все же не могло получить разрешения. После этого я (Мухтасиб) по согласию и предложению членов Управления Мухтасиба поехал в г.Уфу и там объяснившись с Ц.Д.У.М. спросил причину не разрешения на созыв районных съездов. На это ЦДУМ ответило, что оно договорилось об этом с надлежащими органами власти и что после 15-го мая будут давать везде разрешения на созыв таковых. До моего возвращения из г.Уфы прошло порядочно времени и наступила летняя пора. Поэтому Управление Мухтасиба по желанию населения назначило съезд к концу Сентября (к окончанию работ деревенских приходов). И 27/VI - 27 г. заявлением № 184 снова обратилось в Обладмотдел, прося разрешение на созыв съезда, духовенства с представителями приходских советов 4-го Горно-Заводского района, 22-27 Сентября 1927 г. После этого дело наше разсмотрелось в обладмотделе и к нашей великой радости 5/ VIII - 27 г. за № 634/0134 мы получили разрешение на созыв съезда 25-27/IX - 27 г. Но почему-то неожиданно Адмотдел, обратно взял свое решение, 21/VIII - 27 г. телеграммой № 643 через Пермский Окрадмотдел категорически объявил время съезда на 5-7/ IX - 27 г. К сожалению, во время получения этого последнего известия я (Мухтасиб З.Касимов) дома не был. После месячного лечения в курорте Карачи (Сибирь) по предложению докторов уехал было на дальнейшее лечение в окрестность г.Семипалатинска и не извещал Управление Мухтасиба о своем адресе. Поэтому, это решение Уралобладмотдела, о перемене времени съезда, я узнал только в городе Тюмени, по получению телеграммы из г.Перми. Глубоко пораженный этим известием я 31/VIII приехал в г.Свердловск и обратился в Обладмотдел и объяснив им, что указанное ими время не желательно и неожиданное для населения, что оно не согласится созвать съезд в это время и что ввиду моего пребывания на лечении никакая подготовка к съезду не сделана и не извещены еще (и не возможно известить в такое краткое время) все приходы, убедительно просил отложить съезд до конца Сентября. Но со стороны Обладмотдела желание населения и Управления Мухтасиба осталось не удовлетворенным. Ввиду этого Управление Мухтасиба поневоле согласилось созвать съезд в нежеланное и нежданное населением время. Поэтому, пусть съезд в этом не винит и не укоряет Управление Мухтасиба, так как оно в этом не виновато. Дальше Мухтасиб Касимов объявляет съезду, что под ведением Управления Мухтасиба 4-го Горно-Заводского района, надятся 40 приходов и по уставу от каждого прихода должно быть два делегата, один из духовных, один от представителей приходских советов. Значит от 40 приходов должно быть 80 делегатов, а у нас всего только 27. Поэтому Касимов делает предложение делегатам о том, что официально можно открыть съезд или нет. Начинается по этому вопросу обсуждение и принимая во внимание, 1-е - разрешение на созыв съезда в нежелательное время, 2 - не окончание работ деревенских приходов, 3-е не извещение многих приходов о съезде и 4-е - в случае отложения съезда, трудность добиться разрешения, постанавляется съезду открыть официально.

После этого Касимов предлагает выбрать президиум и после некоторого разсуждения избирается президиум из следующих 3-х лиц.
  1. Мухитдин Хазратов
  2. Шакир Усманов,
  3. Фатих Бактиков.

Затем выводится постановление вести съезд в нижеследующем порядке.
Утренне заседание - от 9 часов утра, до 1 часу дня.
Вечернее заседание от 7 часов вечера, до 10 часов вечера.
Этим первое заседание кончается.
2-е заседание.

Открылось 6 IX - в 9 часов утра под председательством М.Хазратова чтением корана со стороны К.Айдарова. С начала съезду прочитывается разрешение Уралобладмотдела и повестка дня съезда. Делегаты предъявляют сожаление за опущение докладов с мест и доклада Всероссийского съезда Мусульман.

Ввиду того, что из членов Рев-Комиссии на съезде присутствовал только Гата Сафин, а из остальных членов Г.Шахмаев умер, а А.Диваев совсем не принимает участия, предлагается выбрать двух лиц вместо выбывших членов. По большинству голосов избираются Сабирзян Хазипов и Шарафутдин Нугманов. С этого же момента на Рев-Комиссию возлагается разбор дел Управления Мухтасиба.

Дальше предлагается избрать мандатную комиссию и наметить количество членов. По большинству голосов намечается количество членов и выбираются 1. М.Риззатуллин и 2. Назип Таипов.

Затем по порядку дня стоит доклад Управления Мухтасиба, по которому дается слово Мухтасибу З.Касимову. Касимов в начале своего доклада объявляет съезду о том, что этот доклад будет не длинный, т.к. он о своей 6-ти годичной работе дал подробный доклад на съезде созвавшегося 1-3/IX - 26 года, а этот доклад будет только о работе последнего года.
Краткое изложение доклада.

а). Управление Мухтасиба при своей семигодичной деятельности каждое дело вел только согласно устава и деректив власти и инструкции ЦДУМ. Никогда не действовал против декретов сов.власти и всегда уважал и защищал ее интересы. (делегаты с мест подтверждают правильность этих слов).

б). По постановлению Всероссийского и районных съездов Мухтасиб или его советники два раза в год должны посещать все приходы, находящиеся под их ведением, где должны вести проповеди чисто-религиозного характера для верующих мужчин и женщин, стараться защищать их религиозные чувства знакомить их с отношениями и инструкциями ЦДУМ и в некоторых местах, взяв на то разрешение, от местных органов власти проводить общие собрания верующих граждан. Вот эти указанные работы МУХТАСИБ исполнял полностью, посещал приходы по два, а некоторые даже по три раза в год. Старался исполнять свою обязанность без малейших ошибок и упущений.

в). Управление МУХТАСИБА составило список всего духовенства приходов 4-го Горно-Заводского района. В этом списке указаны правильные названия каждого прихода, указанные заводы и деревни находящиеся под ведением этого прихода. Время постройки мечети и молитвенных домов и кем они построены. Фамилии и имена духовенства, время дачи экзамена и степень образования, вступление на должность духовного лица и возраст.

г). В настоящее время под ведением Управления МУХТАСИБА имеются официально 40 приходов, не официально 7 приходов, всего 47 приходов. Служителей религиозных культов всего 54 из них 37 мулл и 17 муэдзинов. Всего 29 мечети, 11 официальных молитвенных домов и 7 частных молитвенных домов. Итого - 47.

Из этих мечетей: Богословская и Луневская мечети ввиду разъезда населения находятся закрытыми, т.к. ввиду закрытия Богословских шахт, рабочие переехали в угольные копи, хотя они хотели перевезти и мечеть и взяли на это разрешение надлежащих органов власти, но за неимением средств не могут осуществить своего желания. Так-же и Чермозский молитвенный дом, ввиду некоторых недоразумений взят в руки местных органов власти.

д). Насчет экономического положения духовенства приходится говорить следующее: В 13 приходах духовенство получает постоянное жалованье в размере от 20-120 рублей. В двух приходах не получают постоянного жалованья и живут только на добровольные пожертвования, собираемые несколько раз в год. В остальных же приходах не получают никакого жалованья кроме редких и немногих добровольных пожертвований и обеспечиваются больше своим трудом.

е). Служители религиозных культов 4-го Горно-Заводского района по исполнению религиозных обязанностей подразделяются на три категории. В первую категорию входят приходы - Пермь, Чердынь, Кояново П., во вторую категорию входят Канабеки, Ваксы, Антоновка и новая деревня. В третью категорию все остальные приходы.

ж). О религиозных школах приходится говорить следующее: В нашем районе религиозных школ открыто очень мало, только в некоторых приходах как-то Пермь, Кояново, Канабеки. Причина не открытия в других приходах то: 1). Трудность получения разрешения на открытие. 2) Разрешение заниматься только один раз в неделю. 3) Подавание (в некоторых местах) вероучителей в суд. Вот ввиду всего указанного население боится открывать религиозные школы.

з). Если подойти к вопросу о Богословских курсах, то дело таково: 15/ XII - 21 года созывался областной съезд духовенства и представителей приходских советов 4-х районов Уральской области, где было постановлено открыть богословские курсы и поручено Управлению МУХТАСИБА 4-го Горно-Заводского района хлопотать о разрешение на открытие таковых но не смотря на несколько годичные хлопоты, Управление не получило разрешения. Но в настоящее время кажется допущены открытие таковых в гг. Казани, Уфе и Петропавловске.

и). Связь Управления Мухтасиба с ЦДУМ очень хорошая. Управление каждое дело ведет сообща с ЦДУМ и всегда дает отчеты о своих делах.

к). Все пришедшие деловые бумаги по номерам и по числам вписываются в входящий журнал и хранятся, в конце же года они как следует прикрепляются к делу.

л). Отношение населения к религии хорошее. Очень дорожат и ценят и свою религию и не от какой помощи для нас не отказываются. Только очень безпокоятся за то, что власть не разрешает им свободно обучать своих детей религии и воспитывать их в религиозном духе.

м). Ввиду не разрешения доклада о всероссийском съезде Мусульман и съезд Муккы [1] я о них много говорить не могу. Правда, этот съезд был созван от имени 18 миллионов населения, поэтому делегатов было очень много. Всего с решающим голосом было 475 и около ста с лишним было приехавших из далека, только послушать этот съезд. На этом съезде члены ЦДУМ дали отчет о своей трех годичной деятельности. Оказалось, что они полностью исполняли возложенные на себя обязанности и съезд вполне оценил их деятельность. Был также доклад Рев-Комиссии и объяснилось, что финансовые дела ЦДУМ ведутся вполне правильно. Хотя до сих пор годовая смета ЦДУМ равнялась 54 тыс.рублей, а с нынешнего года равняется 75 тысяч рублей. Состав ЦДУМ остался по прежнему, только один член КУНАВАЙ (из киргизов) ввиду старости по своему желанию выбыл из состава и вместо него был избран Хусаин Байгильдин тоже из киргиз. Значит членами ЦДУМ является Муфтий Ризаутдин Фахрутдинов, члены Кашафутдин Тарджиманов, Зияутдин, Камалов, Габдулла, Сулейманов, Мухлиса Бубей, Магди Маукулов, Хусаин Байгильдин.

Нужно сказать то, что на Всероссийский съезд было внесено от населения внутренней России и Сибири всего 218 пожеланий, которые разсмотрелись выделенной для этого докладной комиссии. (Я сам был членом этой комиссии) и изложения этих пожеланий было представлено съезду и некоторые пожелания со стороны их были приняты, но только я не могу сосчитать эти пожелания в отдельности т.к. они еще посланы на разсмотрение высших органов власти.

В общем сказать съезд прошел хорошо, но только большинство делегатов не были согласны с таким ходом съезда и членами президиума.

Уважаемые делегаты! [2] Ввиду того, что этот съезд собрался в совсем неожиданное и нежелательное время, доклад мой приготовлен очень коротко и этим кончается. В своем заключительном слове я скажу только то: Слава Богу, в продолжении 7-ми лет я вел обязанности вашего религиозного работника и исполнял Ваши религиозные дела. Справлялся настолько насколько позволяли закон и устав. В продолжении 7-ми лет, я не совершал никакого изменения. Если же по ошибке были какие-либо упущения, то за это вы меня простите. Я с этого дня отказываюсь от должности МУХТАСИБА и прошу Вас не выбирать меня и даже не ставить мою кандидатуру. Этим я кончаю свое слово.

По докладу Управления Мухтасиба были вопросы на которые Мухтасиб кратко отвечал и этим 2-е заседание кончилось.
3-е заседание.

Открылось 6/IX в 7 ½ часов вечера под председательством Хазратова. Открывается прения по докладу Управления Мухтасиба и со стороны Мухтасиба Касимова даются каждому подробные объяснения. Дальше, идет доклад мандатной комиссии и объясняется, что мандаты делегатов проверены хорошо и оказались 27 делегатов с решающим голосом.

Председателем съезда вносится предложение произвести перевыбор Управления Мухтасиба. Но М.Гиззатуллин предлагает с начала прочесть устав Управления Мухтасиба. Съезд соглашается на это предложение и З.Касимов читает устав. Оказывается по уставу в Управление Мухтасиба нужно выбрать Мухтасиба и двух советников. Один из советников получивший больше голоса должен выполнять и должность заместителя Мухтасиба.

Ставится вопрос устно или письменно голосовать? И Мухтасиба и советников голосовать вместе или по отдельности. Съезд постановляет голосовать письменно и по отдельности.

После этого председатель делает предложение указать кандидатуры.

Указываются кандидатуры 1 - З.Касимов. 2 - К.Айдаров. 3 - М.Хазратов. 4 - Ш.Усманов. 5 - Г.Сайдашев. Только З.Касимов и К.Айдаров просили снять свои кандидатуры не соглашаясь на голосование их, и совершенно отказываясь от выборов. Сколько съезд их не просил, но все же они не согласились. Г.Сайдашев указывая некоторые причины тоже снял свою кандидатуру. Только остались кандидатуры М.Хазратова и Ш.Усманова. После письменного голосования в результате оказалось М.Хазратову 7 голосов за, 20 против. Ш.Усманову 20 за и 7 против. Значит Мухтасибом был выбран Ш.Усманов. Дальше председателем вносится предложение, указывать кандидатуры на советников. Указываются кандидатуры: 1) Ф.Бактиков, 2) Сабитзян Хазинов. 3) М.Хазратов. 4) Г.Сайдашев. 5) М.Бактиков 6) Г.Сафин. Опять производится письменное голосование и в результате оказывается что,

С.Хазинову - 16 голосов за.
Ф.Бактикову - 12 - // -
М.Хазратову - 11 - // -

С.Хазинов выбирается советником и заместителем Мухтасиба. Ф.Бактиков советником, М.Хазратов - кандидатом.

После этого один делегат делает предложение выбрать З.Касимова и К.Айдарова почтенными советниками. З.Касимов категорически отказывается от этого и съезд единогласно избирает К.Айдарова почтенным советником, а дела Управления Мухтасиба, до утверждения нового состава, поручаются З.Касимову.
4-е заседание.

Открылось 7/IX утром под председательством М.Хазратова, объявляется съезду, что будет доклад Рев-Комиссии и председатель делает предложение Г.Сафину начать свой доклад. Г.Сафин в своем докладе говорит следующее: Мы члены Рев-Комиссии несмотря на короткое время, как следует разобрали и проверили работу Мухтасиба и Управления Мухтасиба. При разборе дел Мухтасиба мы не удовлетворились только его докладом и взяли от него еще более подробные ответы. Ввиду того, что дела Управления Мухтасиба велись очень аккуратно, отвечать было очень легко. Также и приход-расходные дела велись очень аккуратно и по порядку ежемесячно прикреплялись к делу. После разбора что с ноября 1923 года до сентября 1927 года в Управлении Мухтасиба собрано добровольных пожертвований всего 4295 р. 41 коп. из этой суммы, в течении этого срока израсходовано 4306 р. 87 к. Пожертвования посланные в ЦДУМ, на ремонт его здания и на проездные расходы делегатов в Мекку и в Уфу, тоже входят в эту сумму. Сумма собранная в Управлении Мухтасиба, не может полностью укрыть расход Управления и в настоящее время Управление имеет долг в сумме 11 р. 46 к. В общем Мухтасиб Касимов поставил свои дела, в совершенно надлежащий порядок. Например бумаги полученные из центральных и местных органов власти в одну папку, отношения и инструкции ЦДУМ в другой папке, бумаги полученные из приходов, протокола районных и всероссийских съездов каждый в отдельной папке.

Ввиду этого Рев-Комиссия находит работу Мухтасиба и Управления весьма удовлетворительным. Этим доклад Рев-Комиссии кончается. После этого съезд приносит сердечную благодарность Касимову за его семигодичную старательную деятельность и находят нужным вывести об этом резолюцию, составление которой поручить президиуму съезда. Президиум составляет резолюцию и читает съезду, который единогласно принимает составленную резолюцию.
Резолюция.

Мухтасиб 4-го Горно-Заводского района, Уральской области уважаемый Зюфер Касимов в течении 7-ми лет с большим старанием исполнял возложенную на себя должность Мухтасиба. Этот съезд созвавшийся 5-7/IX - 27 года полностью оценил и нашел весьма удовлетворительной работу Мухтасиба и совершенно правильным приходо-расходные суммы собранные в течении семи лет. Принимая во внимание то, что КАСИМОВ не смотря на трудность положения времени и не останавливаясь не перед какими препятствиями, неустанно работал и исполнял свою должность, съезд приносит ему сердечную благодарность.

Затем член Рев-Комиссии Г.Сафин читает смету составленную Рев-Комиссией. Прежде чем читать, он напоминает то, что Рев-Комиссия старалась составить смету на 27/28 год, более экономично стараясь взять цифры по ниже.
Жалованье Мухтасибу назначается 45 рублей.
Принимая во внимание, что в году 4 раза должно быть совещание членов Управления Мухтасиба, местом совещания назначить город Кунгур, а расход на проездные и суточные членов - 50 руб.
На разъезд Мухтасиба по приходам - 120 руб.
На разъезд советников по делам в ближайшие к себе приходы - 40 руб.
На телеграфные и почтовые расходы - 25 руб.
На канцелярские принадлежности - 12 руб.
Для временного секретаря и прочих расходов - 100 руб.
  1. Дальше Г.Сафин говорит, что для сбора указанной суммы ввиде добровольных пожертвований составлен список приходов указывающий сколько может уплатить добровольного сбора каждый приход. Пожертвования посылаемые в ЦДУМ в эту сумму не введены.
  2. Затем председатель вносит предложение избрать новую Рев-Комиссию для ревизии дел Управления Мухтасиба и просит намечать кандидатуры. Съезд принимает это предложение и намечает следующие кандидатуры: Ш.Нугманов. Г.Сайдашев. М.Залялутдинов. Г.Сафин. Г.Мазитов. В результате единогласно были избраны Ш.Нугманов, Г.Сайдашев, М.Залялутдинов, а Г.Сафин остался кандидатом.
  3. Дальше обсуждался вопрос о местонахождении Управления, и было постановлено устроить в доме самого Мухтасиба.
  4. После обсуждения вопроса о разъезде Мухтасиба по приходам, постановили, что Мухтасиб должен не менее двух раз в год посетить каждый приход и старательно исполнять инструкции ЦДУМ, а население свои добровольные пожертвования должны передавать лично Мухтасибу во время пребывания его в приходах.
  5. Затем обсуждался вопрос о назначении места созыва предыдущих [3] Рай-съездов [4] и избрали Чусовской завод. ( как центр 4-го Горно-Заводского района) и постановили иной раз созвать рай-съезды там если местные органы не будут иметь препятствия.
  6. После этого чтением Корана, съезд закрылся.

Председатель: Хазратов
Секретарь: Усманов
Бактиков
С подлинным верно: Мухтасиб З.Касимов [5].
8 октября 1927 г.

В этом письме, написанном от руки, представитель Обладмотдела просит выслать второй экземпляр протокола и, кроме того, предоставить список лиц избранных в Управление Мухтасиба.
16 октября 1927 г.

В Уральский Областной Административный Отдел
От бывшего Мухтасиба 3-го и 4-го районов Уральской области - З.Касимова.

Настоящим довожу до Вашего сведения, что я с 5/ IX 1927 г. уволился с должности Мухтасиба 3-го и 4-го районов, Уральской области и с тех пор освобожден от всяких духовных обязанностей.

(машинопись) подпись З.Касимов. [6]
11 ноября 1927 г.

В Уральский Областной Административный Отдел г.Свердловска.

На Ваше отношение от 8 окт. 1927 года за №134-13 - препровождаем второй экземпляр протокола съезда духовен. в г.Перми от 5-7 сентября.

Просимый Вами список лиц, избранных в Управление Мухтасиба выслать не могу по той причине, что избранные лица пока не утверждены ЦДУМ, при вступлении же ими в исполнение обязанностей список будет тотчас выслан.

Бывш.Мухтасиб 4-го Горно-Заводского района З.Касимов. [7]

На письме красными чернилами - следующая резолюция:

А) Указать Мухтасибу, что Управление его является выборным исполнительным органом съезда и никакому утверждению со стороны ЦДУМ не подлежит, вследствие чего список он должен представить нам и Перм.АО немедленно. Протоколы к делу.
19 ноября 1927 г. (копия, машинопись)

Мухтасибу (…)

Уральский областной Административный Отдел предлагает представить список членов, избранных в Управление Мухтасиба на съезд 5-7 сентября 1927 года, по установленной п.3 инструкции НКЮ и НКВД (опубликованной в Изв.ВЦИК 1923 г. №92) форме, независимо от того утверждены или не утверждены избранные лица ЦДУМ. (…)

Нач. Обладмотдела (без подписи) Старков. [8]
22 декабря 1927 г. из г.Усолье

в Областной Административный отдел. [9]

Согласно вашего отношения от 19 ноября 1927 года за №0134-13 высылается вам список членов Управления Мухтасиба 2-го горно-заводского района Уральской области.

Штамп, подпись Ш.Усманов.
За секретарь Сайманова.

(На обороте:)

Примечание: согласно распоряжения «ЦДУМ» наше Управление Мухтасиба переведен на второй

Круглая печать и подпись Усманова. [10]

Список членов Управления Мухтасиба 2-го горно-заводского района Уральской области. Избранное съездом Мусульманского Духовенство и представителей приходов бывшим от 5-го по 7-е сентября 1927 года в городе Перми сроком на три года.

Список представлен в виде таблицы с восемью столбцами:

Фамилия имя отчество / Место жительство и адрес / Социальное положение / Общественное и служебное положение с 1914 года / Принадлежности к тому или другому сослов.до революции / Имуществен.положение / Время присоединения к данному религию / Примечание (в этом столбце у всех пропуск)

Для удобства размещаю их в виде списка:

Мухтасиб Усманов Шакир Садрутдинович / г.Усолье Клары Цеткин д.№2 / Духовный / Учительствовал с 1910 года до 1922 года / Крестьянин / Нет / С самого рождения /

Мушавир и Заместитель Мухтасиба Хазипов Сабирзан / с.Антунова кунгурский округ. Березовский район / Духовное / Учительствовал с 1912 г. до 1916 год / Крестьянин / Дом и сельск.хоз. / С самого рождения /

Мушавир Бактиков Фатых Ахмедзянович / г.Кунгур Погачевская дом № 62 / Духовный / Учительствовал с 1908 г. до 1924 г. / крестьянин / нет / с самого рождения /

Штамп Мухтасиба и подпись Ш.Усманов

21 апреля 2004 года, г.Екатеринбург

Пока все. Познакомившись с этой перепиской, я пожал плечами. Независимо оттого, что вернулся к этому материалу, чтобы представить его вашему вниманию, желание комментировать его так и не появилось.
Источник: ГАСО, ф.Р-102, оп.1, д.363.

Рустам Бикбов.

О том, что происходило дальше с мусульманскими общинами России, читайте здесь: "Мусульмане… преисполнены надежды, что будут полностью обладать и пользоваться правами… дарованными РСФСР". Письма председателя ЦДУМ муфтия Р.Фахретдинова председателю ЦИК М.И. Калинину. 1920-е гг. Опубликовано в журнале "Отечественные архивы" № 5 (2006 г.)

20 мая 2012.
Сегодня, публикуя в своём журнале эти документы, я попытался представить и понять, что заставляло меня переписывать документы с несвойственной мне дотошностью. Субъективно: скорей всего был без работы и без денег... Чуть серьёзнее - такое предположение: мусульманское сообщество стояло на пороге реформ, эта одна из попыток вписаться в новое общество... сначала эти попытки увязли в бюрократическом советском болоте, а затем уже просто пресечены в административном порядке и в прямом физическом смысле. Но за недостатком материала и знаний я не могу подтвердить свои предположения относительно глубины и силы реформаторского движения мусульман региона.

[1] Так в тексте. Возможно, в Мекке? - Р.Б.
[2] Во второй копии - «товарищи». - Р.Б.
[3] Думаю, не столько опечатка. Вероятно, обсуждался вопрос о месте созыва предыдущих съездов и место последующего съезда выбрали… - прим. Р.Б.
[4] Районных съездов, по-русски звучит слишком вызывающе. - Р.Б.
[5] Курсив - от руки. Подпись Касимова. Другие фамилии просто вписаны, похоже, рукой Касимова. - Р.Б.
[6] Штамп о получении - 18 октября 1927 г.
[7] Текст написан от руки, штамп о получении - 14 ноября.
[8] Копия заверена подписью делопроизводителя.
[9] Все написано от руки, штамп Управления.
[10] Штамп о получении - 27 декабря 1927 г.

Татаро-башкирские противоречия, Переписка правительственных органов, Реформаторство в исламе, Мусульманское духовенство, НКВД

Previous post Next post
Up