Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (24)

Mar 05, 2014 12:10

Оригинал взят у zidanio в Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (24)

24. Народы Южного и Восточного Закавказья.

Юг и восток Закавказья - это территории современных Армении и Азербайджана. А во второй половине XIX века этот регион включал в себя Бакинскую, Елизаветпольскую, Эриванскую губернию и часть Карсской области. Эти места населены двумя многочисленными народами - армянами и азербайджанцами, в XIX веке именовавшимися закавказскими татарами. В значительно меньших количествах здесь обитают и другие народности: таты, талыши, шахсевены, курды, удины, ингилойцы, шахдагские народы, представители некоторых других этносов. Об этих народах и пойдет речь в данном обзоре.
Источниками текстовой информации послужили следующие издания:
- "Народы России. Этнографические очерки", (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- Ж.-Ж.Элизе Реклю. "Россия европейская и азиатская", т.2, 1884;
- М.Владыкин. "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу", 1885;
- Н.Дубровин. "Очерк Кавказа и народов, его населяющих", кн.2 - Закавказье, 1871;
- Н.Зейдлиц. "Этнографический очерк Бакинской губернии", 1871;
- Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20, 1894.

В обзоре использованы фотоснимки тех далеких времен, иллюстрации из книг и журналов, картины художников XIX века.


Значительная часть исторической Армении перешла к Российской Империи в результате успешных войн с Османской Империей (1828-1829 и 1877-1878) и с Персией (1804-1813 и 1826-1828). Российскими властями было организовано массовое переселение в Закавказье армян из Персии и Турции.

Перемешавшись в Закавказье с другими народностями, армяне поселились в Грузии, составляют значительную часть населения Тифлиса и, кроме того, живут поселениями в Ахалцихе и его окрестностях, в Кизляре, Моздоке, Ставрополе, Георгиевске. Они же поселились близ Ростова-на-Дону и основали там особый город Нахичевань; в Астрахани и в Крыму также много армян. Словом сказать - народ этот рассеян по всему Кавказу и Закавказью. В некоторых местах они живут в отдельных селениях, как бы оторванные от своих единоплеменников, с которыми, как выходцы из чужих стран, они, в действительности, имеют мало общего. Так, на Кубани есть селение Армавир, населенное армянами, вышедшими из Черкесии в 1838 году и утратившими совершенно армянскую народность.
"Народы России"









Находясь в подданстве различных государств, и разбросанное, можно сказать, по всему земному шару, армянское племя, подвергаясь вследствие того различному климату, образу жизни и занятий, утратило свою общую типичность. Средний рост, плотное телосложение с развитым туловищем и толстой шеей, мускулистые руки, смуглое с резкими чертами лицо, живые глаза, орлиный с горбом нос, черные волосы, полные губы, красивые, белые, но, редкие зубы - вот отличительные черты армян. Те из них, которые ведут жизнь сидячую и питаются преимущественно рисом, под старость делаются тяжелыми - жиреют.
"Народы России"









Хитрость составляет отличительную черту характера армянина; любостяжание влечет к обману, я для многих дар слова служит средством скрывать свои мысли. Они льстят и в привязанности своей непостоянны - человек, не нужный больше, забывается весьма скоро. Армяне вообще понятливы и охотно следят за образованием. В промышленном и торговом отношениях они не имеют соперников. Они терпеливы, сметливы, умеренны до скупости и отлично умеют предвидеть, какое предприятие выгодно и какое нет.

Армяне принадлежат к числу практических деятелей; они страстны к торговле и банкирским оборотам. Вся торговля нашего Закавказья находится в руках армян. Армяне корыстолюбивы и всю свою жизнь употребляют преимущественно на приобретение выгод, хотя бы и незначительных, чтобы сколотить копейку.
"Народы России"





На армян можно смотреть двояко: торговцы их, не живущие на родине, деятельны, предприимчивы, но также часто слывут и за самых ненадежных корыстолюбцев. Известно, как они, мало-помалу, покупкою, арендою, залогодательством присваивают себе имущество живущих с ними народов, за что и крайне не любимы, подобно евреям. Вся деятельность их устремлена единственно на приобретение денег.
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"



Но, вместе с тем, армяне достойны всякого уважения в их домашнем быту. Живущие на родине крестьяне отличаются честностью, верностью в благородством. «Мне неизвестен народ, - говорит барон Гакстгаузен,- в котором семейные узы были бы теснее и крепче, чем у армян. Нередко у восьмидесятилетнего патриарха живут целых три поколения; раздела нет, и никто не приобретает для себя: труды в выгоды - все в пользу семьи. Есть дворы, в которых семейства состоят из 40-50 членов. Раздел начинается лишь между внуками».
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"





Черные волосы армянок, живые и черные глаза, очерченные иногда прекрасными ресницами и бровями, делают их довольно привлекательными и красивыми; впрочем, это встречается редко, и только до тех пор, пока они молоды и не успели растучнеть, но, к сожалению, это весьма скоро становится их принадлежностью. Женщины-армянки ленивы, неповоротливы, неловки в походке, имеют часто кривые ноги, что происходит частью от азиатского обычая сидеть, поджав их под себя, а частью от завертывания в тряпки ног малолетних детей.

Армянки страшно любят богатые украшения, шелковые, ярких цветов материи, шитые золотом и серебром, цветные каменья и кашемирские шали пестрых цветов. Головной убор их составляют шелковый платок и расположенные со вкусом цветные ленты.

Женщины считают грехом смеяться и шутить с посторонними; они носят покрывала, никогда не снимают их, и даже спят с закутанной головой, так что только видны одни глаза. Женщины проводят всю свою жизнь в заботах о хозяйстве и воспитании детей; они безвыходно остаются в своем доме и ведут жизнь затворническую.
"Народы России"











Семейная жизнь у армян в большом почете и имеет характер патриархальный. Армяне, по мнению многих, принадлежат к числу народов самых мирных, у которых пороки есть только следствие защиты и противодействия насилию, которому так часто подвергался этот народ. Байрон уверяет, что трудно найти другой такой народ, как армяне, которого летописи были бы так мало запятнаны преступлениями.

Семейство армянина и сам он довольствуются пучком травы, горстью лобии (фасоль) и куском черствого хлеба, не вследствие недостатка, а по причине присущей этой нации благоразумной бережливости. Обыкновенную их пищу составляет такой же хлеб, как и у грузин, состоящий из пресных лепешек. Зажиточные едят плов, шашлык, зелень и коренья.
"Народы России"









У армян жених не знает своей невесты: ее выбирают родители или ближайшие родственники. Обыкновенно, когда родители вздумают женить сына, тогда выбирают сватами кого-либо из родственников и отправляют их к родителям избранной девушки. По обычаю армян, девушка не приносит своему будущему супругу никакого приданного, кроме небольшого количества вещей, собственно необходимых в домашнем хозяйстве. Напротив того, жених вносит известную плату отцу невесты.
"Народы России"

Послушание семейное, составляющее крепкую связь и продолжительное согласие между живущими вместе пятью или шестью молодыми женщинами, возможно у армян, вследствие особенного, строгого воспитания их женского пола, хотя это воспитание нельзя назвать ни рабством, ни угнетением. Армянские жены никогда не употребляются в тяжкие работы; даже крестьянин так нежно любит свою жену, что ни эа что не подвергнет ее действию палящих лучей солнца.
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"





Армяне весьма набожны, и ничто не в состоянии заставить их отступить от строгого соблюдения постов. При постоянной, умеренной и постной жизни, деревенский армянин с монастырскою стойкостью соблюдает все посты доведенные у них до умерщвления плоти; обрядовая часть его верований доведена до безукоризненной точности. Армяне точно так же суеверны, как и грузины. Они верят в возможность искупления греха или болезни жертвою. Так, больные дают обещание в случае выздоровления пожертвовать церкви домашних животных, и кровь этих животных льется непременно у стен церкви, а мясо делится между священнослужителями.
"Народы России"

В домашней жизни, в личных сношениях с другими армянин, говоря вообще, расчетлив и даже скуп; но, любя горячо свою родину, как богатый, так и бедный считают своею непременною обязанностью жертвовать, по возможности, на образовательные и благотворительные национальные учреждения: училища, госпитали и многие другие общественные армянские учреждения.
"Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу"



Курды - древний ираноязычный народ, оказавшийся на территории Российской Империи после присоединения Закавказья. В конце XIX века курды массово переселялись на территорию России из-за голода в Персии и Турции, вызванного неурожаем.



Наружный вид курдов красив; красивые же женщины встречаются весьма редко. Страсть к грабежу и хищничеству преобладает у них над всеми другими качествами; кроме того они мстительны. Курдские женщины, живущие в пределах России, отличаются некрасивостью и неопрятностью, хотя они очень усердны в хозяйстве. Кроме того, они очень ревнивы, и редкий из курдов имеет более одной жены.
"Народы России"





Большинство курдов принадлежит к суннитскому толку, но вообще они плохие мусульмане, и обряды их весьма различаются от тех, которых придерживаются турки или персы. Некоторые курды, исповедующие христианство, почти все несториане. Что же касается до курдов-язычников, то они называют себя иезидами. Ови веруют в Бога, Иисуса Христа и Богородицу, но к этим догматам они присоединяют множество понятий, чуждых как христианству, так и магометанству. Они веруют, например, в дьявола. Священных книг у них нет никаких. Умерших хоронят с множеством палочек, чтобы они могли отгонять от себя злых духов. Старухи находятся у них в большом почитании. В Эриванской губернии иезидов наберется несколько сотен. Другая языческая секта признает своим богом Алия; последователи ее называются "кизиль-башами", еще одна языческая секта поклоняется высоким деревьям, скалам и другим выдающимся предметам природы.
"Народы России"



Крупнейший по численности закавказский этнос - тюркоязычные азербайджанцы, или, как их называли в XIX веке, закавказские татары, были включены в состав Российской Империи в результате русско-персидских войн начала XIX века. Этнически азербайджанский народ сложился из местного населения Восточного Закавказья и, возможно, ираноязычных мидян, проживавших в северной Персии. В средние века в формировании азербайджанского этноса активно поучаствовали тюркские племена огузов. В конце XIX века закавказские татары, помимо территории современного Азербайджана, компактно проживали также в Грузии, Армении, Дагестане.



Татары, хотя далеко не так многочисленны в бассейне Куры, как грузины, занимают, однако, почти всю восточную часть этого бассейна, начиная от самого Тифлиса. В некоторых уездах они живут сплоченным населением, не смешиваясь с другими народами; эти татары, по сути - турки, утратившие название своей расы. Византийцы и арабы соединяли их под общим названием хазар, вместе с теми племенами которые жили по берегам Дона и Волги. Между татарами встречаются всякие типы, начиная с самых благородных и кончая самыми грубыми; но вообще, они вряд ли менее красивы и стройны, нежели их соседи картвелы. Лица почти у всех серьёзные и строгие.

Закавказские татары, рассматриваемые как народ, обладают такими нравственными качествами, каких не имеется у других жителей Кавказа. Только между ними можно встретить такую редкую искренность, такую честность, стоящую вне искушений, и удивительно радушное и утонченное гостеприимство.
"Россия европейская и азиатская"





Большая часть их очень деятельны как скотоводы, земледельцы, садовники и ремесленники. Также и по образованию, во многих уездах они стоять выше русских, будучи большею частью грамотны. Многие между ними хорошо пишут по-турецки - „на языке падишахов", очень часто встречаются татары, знающие, кроме своего языка и туземных наречий, еще два литературных языка: арабский и персидский.

Татары в некотором отношении суть цивилизаторы Кавказа, и их язык, собственно наречие Адербейджана, служит для взаимных сношений между различными народами Кавказа, исключая армян и русских. Всех туземцев, к какой бы они расе не принадлежали, принимают обыкновенно за татар, что, конечно, указывает на отсутствие национального типа.

Хотя религия разрешает им многоженство, они редко пользуются этим правом. Их женщины вообще работают свободно, без принуждения и ходят с открытым лицом.

Замечательной чертой тюркского населения Закавказья может служить его крайняя веротерпимость. Шииты здесь в большинстве, но они ничуть не притесняют мусульман-суннитов. У татар Закавказья между обеими сектами совсем не существует той свирепой вражды друг к другу, которая встречается в других мусульманских странах. Они пользуются той же терпимостью и со стороны христиан; во многих деревнях со смешанным населением поочередно выбирают старшин как из среды армян, так и из татар, во избежание недовольства с чьей-либо стороны.
"Россия европейская и азиатская"







Богатая и плодородная почва, жаркий климат и обилие природы сделали из татар всего Закавказья народ крайне ленивый. Туземцы более всего склонны к торговле, не требующей особенной деятельности, и часто татарин проводит всю свою жизнь в стругании палочки, в совершении омовения и намаза.

Весною у редкого татарина есть пища, чтобы накормить себя и семейство. Зимою, сидя в своей норе праздно, он все съел, кроме пары волов, да десятка овец. Парою тощих волов, в марте месяце, татарин взроет крючком как попало и где попало землю, бросит в нее несколько четвериков проса да чалтыка (пшена), и тем заканчивает свои полевые работы, которые, при всем том, хорошо окупают его труд.

Кочующие татары, называемые "таракяма" по образу жизни не претерпевают ни жестокости холода, ни несносных жаров, потому что, переменяя место часто и по произволу, они отыскивают и хорошо знают места с одинаковою температурою. Для этого, с наступлением жаров, они отправляются в горы, на возвышенные места, а в холод спускаются в долины, находя там новую траву и тучные пастбища. Такой образ жизни весьма пригоден татарину: удовлетворяя прежде всего своей лени, он вместе с тем, без всякого труда, может содержать значительные стада рогатого скота, составляющего источник его средств, жизни и богатства.
"Очерк Кавказа и народов, его населяющих"







Татарки в молодых летах бывают очень красивы. Смуглое, но свежее лицо с правильными чертами, черные жгучие глаза, длинные ресницы, дугообразные брови, черные, как смоль, волнистые волосы делают их очень привлекательными. Между деревенскими девушками попадаются необыкновенные красавицы, но, к сожалению, они сами очень рано портят себе лицо чрезмерным употреблением белил, румян и разных доморощенных косметических средств.

Домашнее воспитание налагает на девушку обязанность быть послушной и без ропота переносить обиды и притеснения. „Это такая девушка", - говорят деревенские кумушки, желая похвалить какую-нибудь девушку, - „если руку отрежешь, то и тогда она не пикнет". При встрече с мужчинами на улице, девушка должна отворачиваться, закрывать лицо руками и не двигаться с места, пока тот не пройдет.
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20







Деревенская жизнь вообще не благоприятствует сближению молодых людей обоего пола. Однако у татар, живущих на нагорной полосе, девушки пользуются довольно большой свободой. У них девушки свободно выходят из дому и даже разговаривают и кокетничают с молодыми людьми. Неограниченной свободой пользуются девушки у татар-кочевников. Целый день они проводят вне дома, и нередко можно видеть одинокую молодую девушку, пасущую скот за несколько верст от своего алачуга (кибитки).

Женитьба в деревнях совершается по расчету. Родители стараются выдать дочь за богатого, вследствие чего встречаются такие несообразности: старик 50 или 60 лет, имеющий женатых сыновей и внучат, женится на девушке 11-13 лет, или, наоборот: мальчуган лет 6 или 7 лет женится на девице 13-14 лет.

Татары-крестьяне обручают своих детей в колыбели. В татарских деревнях часто можно видеть такую сцену: мальчуган пяти-шести лет читает нравоучение таких же лет девочке или бьет ее. Спрашиваешь: „Зачем бьешь ее?" - „Она моя невеста", отвечает он с гордым сознанием своих прав.

Однажды я подарил пятилетней девочке конфетку. Она тотчас же скушала одну половину, а другую, бережно завернув в полы своей рубашки, спрятала. "Для кого ты прячешь?" - спросил я ее. "Для жениха!" - ответила она. Между тем, жених её, мальчуган таких же лет, без штанов, стоял недалеко и бросал в сторону своей невесты грозные взгляды. Кажется, он был крайне недоволен тем, что девочка без его разрешения съела половину конфетки.

Бывают случаи, когда обручают детей, еще не родившихся. Это часто бывает, когда обручением детей хотят прекратить семейную вражду, продолжавшуюся несколько лет.

Всего чаще у татар устраиваются браки между близкими родственниками: двоюродный брат женится на двоюродной сестре, и девушка с большей охотой выходит за своего двоюродного брата, чем за чужого. Юноше стыдно, если другой женится на его двоюродной сестре, а девушка, выходя за двоюродного брата, надеется, что, на правах близкой родственницы, будет гарантирована от побоев мужа.

Татарин-отец за дочерью не дает никакого приданого, напротив, сам получает от жениха известную сумму, так называемый калым. Полученную от жениха сумму, которая доходит от 50 до 300 рублей, отец целиком расходует на дочь, покупая ей платья и необходимые в хозяйстве предметы, очень часто даже сам прикладывает из своего кармана.

В городах молодые люди сами выбирают себе невест. Городская молодежь в сердечных делах не так стеснена, как деревенская.
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20





Танцы татарок так же монотонны, как и их жизнь. Молодая татарка, подбоченясь, одной рукою и ладонью другой полузакрывши лицо, начинает под звуки "даире", медленно топтаться на одном и том же месте, бросая исподлобья жгучие взгляды на присутствующих мужчин, между тем как остальные женщины, сидя полукругом, равномерно, под такт музыки, бьют в ладоши. В танцах женщин грация, плавность и бойкость движений не имеют значения. Танцуя, татарка принимает такие позы или производит такие движения, которые могут возбуждать только сладострастие...
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20





О нравственности женщины татары очень низкого понятия. Они искренно убеждены в том, что на свете нет абсолютно нравственной женщины. В этом убеждении кроется причина недоверия татарина к своей жене и его необыкновенной ревности. Он учреждает за женою строгий контроль и заставляет ее вести строго затворническую жизнь. Существует, однако, бесчисленное множество анекдотов о том, как жена ловко обманывает своего мужа.

Замечательно, что татарин относится с недоверием и ревнует свою жену только к своим близким и единоверцам. К иноверцам, к христианам, например, он относится более снисходительно. Татарки, как женщины, так и девушки, даже в присутствии своих мужей и братьев могут свободно болтать с христианами и кокетничать с ними. Чиновники русские, имеющие дело с деревенскими татарами, удивляются свободе, которою пользуются татарки.

Ревность городского татарина не знает пределов. Он держит жену взаперти и не позволяет ей показываться с открытым лицом даже самым близким ее родственникам. Может быть, он отчасти и прав, так как татарка, как только не чувствует над собою гнета, нравственно падает и обзаводится любовниками. Татарка - или любовница мужа или общая любовница. У нее врожденный инстинкт баядерки.

В низших сферах городского общества мужья смотрят сквозь пальцы на поведение своих жен и дочерей. В городах, населенных татарами, нередко можно встретить мужчин, открыто торгующих своими женами и дочерьми. Вообще, в этом классе нравственное сознание как-то притуплено, а по местам разврат доходит до ужасающих размеров: из этой среды выходят баядерки, танцовщицы, и эта среда дает наибольший процент проституток.
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20





У татар существует масса анекдотов и легенд о злых женах. Рассказывают, например, что одна злая жена довела своего мужа до того, что тот задумал покончить с нею. Однажды, когда она черпала воду из колодца, он столкнул ее в колодец и закрыл отверстие большим камнем, чтобы она не могла выйти оттуда. Спустя несколько времени, он пошел узнать, что сталось с нею. Как только он приподнял камень, из колодца выскочили три шайтана и стали горячо благодарить его за то, что он избавил их от злой женщины, которая держала их в колодце в черном теле.
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып.20





В горах всех провинций татары складывают свои жилища из камня, как из материала наиболее дешевого и находящегося под рукою. Каменные постройки дома издали похожи на русские, но всегда с плоской крышей. Жители строят свои дома из неотесанного камня, связываемого между собою глиною и деревянными перекладинами; плоская крыша туземца засыпается землей.

При каждом почти доме имеется нечто вроде балкона, который состоит из комнаты о трех стенах с нишами, а четвертая, обращенная на двор, не строится. В этой комнате все хозяйство татарина: котелки, чувалы, кувшины, шерсть, масло в бурдюках и грубый станок для выделки ковров. Многие дома двухэтажные: в верхнем живут хозяин и его семейство, а в нижнем - скот, лошади и одна комната предназначается для кладовой. У кого дом одноэтажный, тот для всего помещающегося в нижнем этаже строит особый сарай. В каждом дворе построено несколько вышек, где ночуют хозяева, так как в комнатах мухи и комары не дают заснуть, несмотря ни на какую усталость. Вышки эти бывают часто в два и три этажа, смотря по числу членов семейства. У богатых бельэтаж делается наподобие беседки с тесовой крышей и весь малюется яркими красками.

Конечно, лучшие постройки домов принадлежат жителям городов. Фасад городского дома обращается всегда к стороне двора, а на улицу выходит глухая стена, без окон и дверей. Причиною такого безобразия постройки было, в прежнее время, желание скрыть от посторонних взоров свое имущество и семейную жизнь. Каждый татарин знал и имел случай убедиться, что если хан или кто-либо из его приближенных увидит зажиточность обывателя и чистоту его помещения, то на него будет наложена такая часть податей, что он сравняется с своими бедными и грязными соседями. Если же случалось, что хану бросалась в глаза красивая женщина или девушка, или что она одевается нарядно, то он всеми мерами старался добровольно или насильно отнять жену у мужа, дочь у отца или сестру у брата и перевести ее в свой гарем, а когда это не удавалось, то мщение всеми способами сыпалось на сопротивлявшегося.
"Очерк Кавказа и народов, его населяющих"





Талыши, или, как их еще называли, талышины - ираноязычный этнос, обитающий рядом с азербайджанцами на территории Ленкоранской низменности и Талышской горной системы. Среди талышей много долгожителей. Рекордсмены по прожитым годам, знаменитые еще в советское время, М.Эйвазов и Ш.Муслимов, прожившие соответственно 152 и 168 лет, были талышскими чабанами.


Талышины, без сомнения, единственные аборигены Бакинской губернии, уцелевшие с незапамятных времен в своем неприступном уголке.

Талышинское наречие принадлежит к семье иранских языков и ближе всего подходит к персидскому языку, но не есть испорченный местный говор, а развилось самостоятельно. В фонетическом отношении оно грубо, неблагозвучно, но без шипящих звуков, зато обильно разнообразными гласными звуками.

Талышины среднего роста, хорошо сложены. Цвет лица у них смуглый, выражение его дикое, но отнюдь не свирепое; оно весьма отличает их от татар и персиян. Нос острый, большой, чаще прямой, чем загнутый; малый, круглый череп, украшенный на висках известными у персиян кудрями. Узкое лицо, кончающееся острым подбородком с красивыми большими глазами, выражает более плутовства и лукавства, чем ума. Впрочем, люди, хорошо знакомые с талышинами действительно находят их вялыми на понятие, но хитрыми и не лишенными смышлености; особенно легко дается им изучение языков. Замечают в них отсутствие всякой привязанности к своим родным. Талышины смирного нрава, не воинственного духа. Между тем, в среде их находится несколько замечательно храбрых охотников, поборовших не одного тигра. Женщины довольно хороши собою.
Этнографический очерк Бакинской губернии



Соседи талышей, шахсевены, сейчас считаются субэтносом азербайджанцев, хотя в XIX веке этнографы склонны были расценивать их как отдельную народность.

Шахсевены, явившиеся в числе тюркских переселенцев в Иранские владения, еще до присоединения Талыша к России приняли оседлость на севере нынешнего Ленкоранского уезда, а по окончании последней войны нашей с Персией, поселились и на левом берегу Аракса.

Шахсевенские кочевники ославили себя грубым проявлением силы и ее злоупотреблениями. Но при этих недостатках в основании их нравственного направления лежат хорошие начала: они гостеприимны, доверчивы и честны в сделках. Гость у них - священная особа, его всегда ожиидает радушный прием, а в дороге - провожатый. Не было еще примера, чтобы шахсевен уклонился от честного расчета по торговым сделкам; также редкое исключение, чтобы открытое воровство осталось безнаказанным.
Этнографический очерк Бакинской губернии



Таты - ираноязычная народность, обитающая в восточном Азербайджане и южном Дагестане. В советское время татов совершенно неправомерно стали отождествлять с горскими евреями. Многие горские евреи записались "татами". Поэтому официальная численность татов согласно переписи 1989 года выросла едва ли не вдвое по сравнению с 1970 г.

Таты говорят языком, который, вероятно, ничто иное, как испорченный народный говор персидского языка. По крайней мере, уверяют, будто персияне легко понимают татский язык, тогда как талышинский требует особого изучения.

Этнографы считают, что таты, разбросанные по Бакинской губернии, есть остатки тех иранцев, которые поселились по Каспийскому прибрежью в IV веке по Р. X. Таты Кубинского уезда некрасивы, неопрятны, бедны. Бакинские таты - народ весьма трудолюбивый и промышленный.
Этнографический очерк Бакинской губернии



Ингилойцы, проживающие на северо-западе Азербайджана, считаются субэтносом грузин, а их язык - диалектом грузинского. Большинство ингилойцев - мусульмане-сунниты, есть среди них и христиане.


Удины - одни из древнейших обитателей Азербайджана, прямые потомки кавказских албан, имевших здесь свое государство во II - I веках до н.э. Удинский язык относится к лезгинской ветви. В XIX веке часть удин, принявших армянскую веру, утратили свой язык и ассимилировали с армянами. В XX веке активно шел процесс "азербайджанизации" удинского населения. В настоящее время небольшое количество представителей этого народа живет в двух селах, в Азербайджане и Грузии.


Еще одни потомки древних жителей Кавказской Албании - шахдагские народы: крызы, будухцы и хиналугцы - обитают на северо-востоке Азербайджана в районе горы Шахдаг.










Но не всё так просто с хиналугцами. Дело в том, что в 5 км к западу от села Хыналыг есть место выхода природного газа, которое в переводе с местного языка так и называется - "место, где горит огонь". Благодаря такому природному артефакту, хиналугцы до принятия ислама придерживались зороастрийской веры, то есть, были огнепоклонниками.

А самый известный храм огнепоклонников в Азербайджане - Атешгях - расположен в 30 км от центра Баку, возле селения Сураханы. До 1902 года в Атешгяхе горело несколько источников неугасимого огня - природный газ, вырываясь наружу, загорался от соприкосновения с кислородом.


В 1860-70-е годы при Атешхяге жила община индусов-парсов (огнепоклонников) во главе со священником, присланным из Бомбея.


И в конце этой части обзора обратим внимание на две этноконфессиональные группы русских, проживавших в Закавказье - духоборов и молокан. Местами их обитания были села в Джавахетии (Грузия) и в Азербайджане.



Русские сектанты, поселившиеся в 1838, 1840 и в последующие годы на южной стороне Кавказского хребта - большею частью молокане и духоборцы, пришедшие сюда с р. Молочной, что в Таврической губернии. И те, и другие, благодаря господствующему у них согласию, пользуются гораздо большими удобствами жизни, нежели их соседи татары и грузины. Но вместе с тем, это же благосостояние и нравственная изолированность заставляют их держаться раз установившейся рутины. Во многих отношениях они уступают другим славянским колониям. Духоборцы, лишенные почти все какого-либо образования, и знающие лишь на память несколько религиозных песен, уважаются всеми за чистоту нравов. Молокане более образованы, более утонченны, занимаются охотно торговлей, но менее любимы своими соседями.
"Россия европейская и азиатская"



На этом закончим наше этнографическое путешествие по Кавказу и Закавказью второй половины XIX века, которое заняло целых 4 части обзора. Неохваченными пока остаются Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север. В какой-то из этих краёв мы и отправимся в следующей части.

К оглавлению этнографического обзора

Кавказ, Азербайджанский вопрос, Армянский вопрос, Курдский вопрос

Previous post Next post
Up