Яңа ел белән! Яңы йыл менән! C Новым годом!

Jan 01, 2014 09:36

Одна из самых прекрасных башкирских мелодий, одна из загадочных историй...

"Легенда гласит, что в одном ауле жили семь сестёр, семь красавиц. И были они самыми красивыми и желанными невестами, никто не мог отличить красавиц одну от другой, так схожи они были лицом, станом и характером. Среди своих подруг первыми были они в песнях, в танцах и в труде. Но во время набега их похитил один хан(бай), и хотел всех взять в жёны. Но гордые красавицы не могли перенести такого позора. И они решились бежать из плена, но, конечно, их нагнали, и сам хан был во главе погони, настолько он был разгневан. Погоня нагнала девушек у самого обрыва скалы, и перед башкирскими девушками встал выбор, либо стать жёнами бая, либо умереть, но не запятнать себя позором. Они выбрали второе и бросились со скалы. Это место и по сей день называется "Ет кыз" семь девушек...
Поэтому в танце гос. ансамбля танцуют девушки очень сдержанно, скромно и мягко, без широких, резких движений. В отличии от вульгарного танца в постановке Игоря Моисеева, где башкирские девушки задирают подол высоко поднимая колени, и улыбаются во весь рот, что было невозможно в скорбном танце, перед смертью... В танце же исполненном Гаскаровцами девушки движутся прямым корпусом, с гордо поднятой головой и с опущенным взором. Девушки как бы хотят скрыть свои глаза от любопытных взоров окружающих, они мыслями в родном селе, и только в самом конце они поднимают взор,чтобы уйти навсегда..." - так красиво рассказа о танце Алина Ханни.
М-да, про хана и скалы не припомню, но смысл не меняется...

image Click to view



Весьма немаловажная для меня деталь - взявшись за руки, они бросаются в воду?..
Но в танце - они плавно уходят под воду, лишь на миг, прежде чем погрузиться, поднимая взгляд (споткнулся в поисках - как нечто тяжелое)... И этот последний вгляд должен пронзать сердце, хотя в нём не должно быть мольбы, но нет и решимости... Каким же он должен быть, этот взгляд?
Новый год встречаю вопросами: где же были башкиры? И не рассказывает ли легенда о, по сути, массовом самоубийстве - семь прекрасных девушек, не слишком ли это...
Да, территория "продувалась" кочевьями, я предполагаю, что мы даже представить себе не можем пестроту этого разноплеменья, но... волю башкир подчинить было невозможно... А за девушек, по всей вероятности, предложили неплохой калым, рассуждаем мы дальше. Но кто же мог его предложить? Да, конечно, торговец! Но кто преуспевал в торговле? Ответ на поверхности - татары. Есть над чем подумать отцу, потерявшему и калым и дочерей...
Вот и появились на Урале татаро-башкиры, ставшие чужими и Казани и Уфе... что ж попытаемся жить вместе с другими народами, которые обрели на Урале свою родину.
Есть, есть чему поучиться татарам у башкир, но ведь характеру не научишься, он есть или его нет... да и характер явление противоречивое, он может повернуться и не той стороной и быть приложен к свершению не тех дел, которые достойны памяти... Но какая надежда уже в том, что башкирскую волю не загнать в рамки ислама и торгашества татарского разлива!.. Сами татары находятся в менее выгодной ситуации... Я помню, как после гастролей ансамбля по Свердловской области, которые мне по необъяснимому сегодня стечению обстоятельств посчастливилось сопровождать, мне захотелось уехать с ансамблем...

Сожалею, забыл детали, которые рассказывал Риф Габитов, так что могу что-то переврать, на дне памяти осталось, что их выдают замуж, девушки должны подчиниться воле отца, но они не могут подчиниться, выходя за нелюбимых... но там была загадка, они и не могли расстаться...
Выход один - подчиниться и не расставаться... Вопрос философский. Вот тебе и метафизика самоубийства, а вы мне про Камю и Сартра...
Видеоряд, конечно, слабый, но и это повод поразмышлять о том, кто и как пропагандирует башкирское искусство, вытравляя из него философское содержание.

image Click to view



Риф Габитов рассказывает об иной грани проблемы, о необходимости преодолеть междоусобицы между мужчинами, представляющими разные семьи, кланы или племена:

image Click to view


escape

Previous post Next post
Up