Мусульманское военное духовенство Российской империи. Е.А.Архипов

Nov 30, 2013 15:14

О Рахманкулове.
Источник: Мусульманское военное духовенство Российской империи.
Публикация и редакция подполковника Е.А. АРХИПОВА.
Из подборки Staryj2 (Украина, Киево-Святошинский р-н, г. Боярка) "ПОМНИ, ЧТО СОЛДАТ - ХРИСТОВ И ГОСУДАРЕВ ВОИН... Основы религиозно-нравственного воспитания в войсках Российской Империи" от 18 марта 2013.
Сайт ветеранов Вильнюсского радиотехнического училища войск ПВО..
.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
«При русских войсках и военных учреждениях состоят ещё римско-католические капелланы, находящиеся в ведении административного декана, и лютеранские дивизионные проповедники с адъюнктами; кроме того, в варшавском округе при штабе каждого из расположенных там трех армейских корпусов учреждено в 1887 г. по одной должности евангелическо-аугсбургского проповедника. В 1879 г. это инославное духовенство допущено к участию в эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства. В казачьих землях в ведении военного министерства состоит магометанское духовенство. Ср. Невзоров, „Исторический очерк управления военным духовенством в России“ (СПб., 1875); Т. Барсов, „Об управлении военным духовенством“ (СПб., 1879)».

Так описывает ритуал присяги Куприн, Александр Иванович в повести «Поединок» (1905 г.):
«…Ромашов часто разговаривал с Гайнаном о его богах, о которых, впрочем, сам черемис имел довольно темные и скудные понятия, а также, в особенности, о том, как он принимал присягу на верность престолу и родине. А принимал он присягу действительно весьма оригинально. В то время когда формулу присяги читал православным - священник, католикам - ксендз, евреям - раввин, протестантам, за неимением пастора - штабс-капитан Диц, а магометанам - поручик Бек-Агамалов, - с Гайнаном была совсем особая история. Подковой адъютант поднес поочередно ему и двум его землякам и единоверцам по куску хлеба с солью на острие шашки, и те, не касаясь хлеба руками, взяли его ртом и тут же съели. Символический смысл этого обряда, был, кажется, таков: вот я съел хлеб и соль на службе у нового хозяина, - пусть же меня покарает железо, если я буду неверен…»

Мусульманское военное духовенство Российской империи.
Это вся совокупность духовных лиц, профессионально занимавшихся отправлением религиозного культа, мусульманским судопроизводством и руководством общиной верующих в структурах военного ведомства Российской империи в конце XVIII - начале XX века.
В именном указе Екатерины II от 28 января 1783 года «О дозволении подданным магометанского закона избирать самим у себя ахунов». В армии ахун являлся старшим муллой военного округа, по существу, выполняя должность верховного духовника, в обязанности которого кроме прочего входило поддержание боевого духа частей, разъяснение царских манифестов, указов, обращений правительства и генштаба к армии.
16 января (4 января ст.ст.) 1833 год. № 43. Указ Именный, объявленный Коммисариатскому Департаменту Военнаго Министерства Дежурным Генералом. «О производстве полковым Муллам Башкирских полков жалованья». Государь Император Высочайше повелеть соизволил: полковым Муллам Башкирских полков, находящихся на службе, вместо получаемаго ими ныне оклада по 150 рублей, производить впредь жалованья по 300 рублей в год ассигнациями. (Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе Том 8 - C.9)
В 1877 голу в российской армии были учреждены штатные должности мусульманских мулл и имамов. Они должны были совершать объезд всех частей, где служили мусульмане, присутствать на принятии присяги (кроме клятвы верности Царю и Отечеству, данный обряд сопровождался чтением и целованием Священного Корана), проводить беседы и проповеди, а также выполнять обряды принятия в ислам, поминовения усопших и похорон по мусульманским обычаям. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в некоторых городах Восточной Сибири и Северного Кавказа на штатные должности военных мулл назначались главы местных мусульманских приходов. С началом русско-японской войны в войсках были введены постоянные муллы или имамы.




Полковой мулла 8-го гренадерского полка, расквартированного в 1901 г. в Твери, Хусаин Сеид-Бурханов был возведен в почетное звание «ахун» Оренбургским магометанским духовным собранием, при этом имел чин подполковника. В составе расквартированных в Твери полков (8-го гренадерского и 1-го Драгунского) в 1905 году числилось 73 мусульманина.
3 января 1909 года на должность муллы Московского военного округа выдвигается тверской магометанский мулла Соборной мечети, выстроенной в 1906 году Хусаин Сеид-Бурхан, утвержден на должность в июле 1909 года.
Ахтямов, Ахмед-Заки в 1908 году Командиром 1-го Западно-Сибирского стрелкового батальона ходатайствовал А.Ахтямова на должность военного муллы, так как А.Ахтямов с 1891 по 1895 года исполнял требы чинов 4-го Зап-Сибрского линейном батальоне, а с 1900 по 1908 в 1-ом Зап-Сибрском батальоне безвозмездно.
Хурамшин, Ямалетдин Хурамшинович в период Первой мировой войны исполнял обязанности полкового муллы.




Первым муллой Приамурскрго военного округа, стал крестьянин из ссыльных Александровского округа о. Сахалин оглы Габдул-Гафар-Абдул-Джебар. Духовное окормление военных мусульман округа было организовано посредством штатных и нештатных мулл. Сохранилось следующее свидетельство: «Я, нижеподписавшийся Хаджи, Имам и Мугаллем, Габдул-Гафар-Абдул-Джебар, имею честь разъяснить, что на основании свода законов Российской империи… был выбран муллою для магометанских треб с 1891 г. нижними чинами Хабаровского и Владивостокского гарнизонов магометанского исповедания, а именно: 1, 3, 7, 8, 10-го Восточно-Сибирских линейных батальонов; - Хабаровская окружная артмастерская; - матросы Сибирского флотского экипажа; - 1-й Уссурийский ж / д батальон; - Владивостокской крепостной артиллерии; - Владивостокского крепостного пехотного полка; - Восточно-Сибирского саперного батальона; - Владивостокской саперной роты; - Хабаровского окружного артсклада; - Хабаровской местной команды; - 3-й батареи 2-й Восточно-Сибирской артбригады; - Николаевской крепостной артиллерийской роты; - 11, 12, 24-го Восточно-Сибирских стрелковых полков; - полевого запасного № 16 госпиталя».
После начала первой мировой войны по рекомендации Гатауллы Баязитова его ученика Гимади Байгильдеева назначают военным ахуном Северо-Кавказского военного округа и отправляют в г. Армавир для работы в мусульманских частях царской армии. Бай-гильдеев неоднакратно встречался с председателем турецкого Красного Полумесяца Юсуфом Акчурой для облегчения положения военнопленных, о которых турецкое правительство не особо заботилось. После победы Октябрьской революции военных ахунов, как и христианских священников стали увольнять из армии, заменив комиссарами.
В издании «Весь Харьков» за 1914-1915 гг. указан адрес: Магометанская Соборная мечеть. Ярославская ул., 31-33. Харьковский губернский ахун и мулла Киевского военного округа Узбяков Рахим. С 1914 г. по 1917 г. он являлся военным муллой Киевского военного округа, в который входил харьковский гарнизон.

Из примечаний.
{1} Некоторое представление о конфессиональной принадлежности личного состава императорской армии и Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС) в начале XX в. дают следующие сведения: из 1386 генералов 1183 (85,4 проц.) были православные христиане; 144 (10,4 проц.) - лютеране; 48 (3,5 проц.) - католики; 6 (0,4 проц.) - магометане; 5 (0,3 проц.) - армяно-грегорианцы. Среди нижних чинов в этот период православные составляли 75 проц., католики - 9, магометане - 2, лютеране - 1,5, другие - 12, 5 проц. (в том числе и не заявившие о своей конфессиональной принадлежности). Как видим, православные составляли большинство среди военнослужащих: в пехоте - 85-86 проц., в кавалерии - 80-83 проц., в артиллерийских и инженерных частях - около 90, в ОКПС - 82 проц.
{2} Военные священники за военные подвиги могли быть награждены боевыми орденами - с мечами или золотыми наперсными крестами на Георгиевской ленте (до 1905 г. были награждены 111 человек). Вот только один пример: священник Охранной стражи Восточно-Сибирской железной дороги о. Александр Журавский был награжден наперсным крестом за отличные действия 13 и 17 июня 1901 г. при исполнении своих обязанностей под ружейным огнем противника при напутствии раненых и умирающих во время боя под Ажехе. (См.: Режепо П. Статистика генералов. СПб., 1903. С.1920).
{3} Столетие Военного министерства (1802-1902 гг.). СПб., 1902. Т. XIII. С.63-65.
{4} По: Кононов Н.К. Пограничный взвод в учебных сборах. Пособие руководителю сборов.2-е изд. СПб., 1914. С. 285-286.
{5} Николич Е.Л. Новый путь современного офицера // Пограничник. 1907. №13. С.197.
{6} Устав внутренней службы. Выс. утвержден 23 марта 1910 г. М.: Правоведение, 1916.
{7} Столетие Военного министерства (1802-1902 гг.). СПб., 1902. Т. XIII. С.130.

К теме:
1. И.К.Загидуллин / Il’dus K. Zagidullin. Особенности соблюдения религиозных прав мусульман в российской сухопутной регулярной армии в 1874-1914 г. Peculiarities of religious practices of Muslim servicemen in the Russian Imperial Army in 1874-1914.
С началом военных действий на Дальнем Востоке, а именно 4 февраля 1904 г., оренбургский муфтий, предвидя значительные людские потери, обратился в Военное министерство с предложением об определении призванных в действующую армию духовных лиц в госпитали, санитарные отряды или в части войск, где окажется много солдат-мусульман, для напутствования раненых и умерших мусульман по законам ислама(72). На период войны с Японией Военное министерство ввело в октябре 1904 г. должности военных мулл при штабах Маньчжурской армии, Приамурском военном округе с присвоением жалованья в размере 600 руб. в год и всех особых видов продовольствия наравне с младшими унтер-офицерами (73). В начале ноября, по рекомендации Духовного собрания, Департамент духовных дел иностранных исповеданий представил Военному министерству фамилии солдат-татар для занятия должностей военных мулл при штабах 2-й Маньчжурской и 3-й Маньчжурской армий (74).
(72) РГИА, ф.821, оп.8, д.1064, л.71.
(73) РГИА, ф.821, оп.8, д.1064, л.100.
(74) РГИА, ф.821, оп.8, д.1064, лл.108-110.
2. Халим Абдуллин. Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи :конец XVIII-начало XX вв. Автореферат диссертации. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/musulmanskoe-dukhovenstvo-i-voennoe-vedomstvo-rossiiskoi-imperii-konets-xviii-nachalo-xx-vv#ixzz2m874aag9
а также: Мусульманское военное духовенство: состав, порядок избрания и утверждения (конец XVIII - начало ХХ вв.).
и: Мусульманское духовенство и военное ведомство Российской империи.
3. Ильдар Мухамеджанов. Атака "татарского" батальона. 20 ноября 2013.




Армия, Куприн А., Украина, Харьков, Дальний Восток, Русско-японская война, Российская империя, Мусульманское духовенство, Военные традиции, Башкиры

Previous post Next post
Up