Единственная территория, на которой союзники сразу нашли общий язык... Конечно, нефть как условие победы.
... Это не просто линия жизни, это условие дееспособности всей военной машины Объединенных Наций.
... И вы должны уважать образ мыслей и действий иранцев, британских и русских солдат, как бы они ни отличались от ваших...
... Помимо духа терпимости... информация. Ваше мнение о стране и людях никогда не будет лучше ваших знаний о них...
Одним словом, достаточно беглого взгляда, чтобы понять (даже при таком отвратительном знании английского, как у меня), насколько необычное и интересное издание Центральная библиотека Южного методистского университета в Далласе:
Pocket guide to Iran [electronic resource] / prepared by Special Service Division, Army Service Forces, United States Army. :: Historic Government Publications
Pocket guide to Iran, 1943, a set on Flickr.
Via Flickr:
Pocket guide to Iran / prepared by Special Service Division, Army Service Forces, United States Army.
Source: Central University Libraries, Southern Methodist University.
digitalcollections.smu.edu/cdm/ref/collection/hgp/id/661#...Rights These files may be freely used. A high-quality version of these files may be obtained for a fee by contacting ncds@smu.edu.
Summary As an American soldier assigned to duty in Iran (once called Persia), you are undertaking the most important job of your life. There is no other war theater where military success by the United States and her fighting allies will contribute more to final victory over the axis. You've heard a lot of talk in this war about life lines - the sea lanes and land routes by which military supplies flow into the combat zones to be turned against the enemy. Iran is much more that a life line. It is a major source of the power that keeps the United Nations' military machine turning over -- oil. Because of its prime strategic value, Iran in the only country in the world where the armies of three of the United Nations -- Great Britain, Russia, and the United States -- are operating in daily touch with each other. This combination of great powers, cooperating in the defense of Iran, is a clear-cut indication of the decisive importance of the task you and your outfit have been called upon to do. You, as an American, have a responsibility that goes beyond the ordinary military duties required of you. Your country has a reputation throughout the world for decency and unselfishness in its dealings with other nations. That reputation is a major asset for us in this global war. By your actions you can uphold it or destroy it. Accordingly, it is part of your job to establish and maintain friendly relations with the soldiers of our Allies -- Russia and Great Britain -- and with the people of Iran (Iranis). Most of those you meet won't know very much about Americans, except by reputation. they will watch to see how you act and what you do and will probably say to themselves: 'So, this is what Americans are like.' And what they think of us will have much to do with our military success or failure. It isn't a very difficult job. You'll be expected to act pretty much as you would at home, using your common sense to tell you what to do when you run into a tough situation. You'll be expected to keep your mouth shut and your eyes open even after you are sure of your ground. And you'll need to respect the ways of thinking and doing things of the Iranis and of the British and Russian soldiers, no matter how different they may be from your own. If you adopt the attitude that we Americans don't know all the answers and that the world doesn't revolve around Kankakee, Ill., you won't be very far off the target in your dealings with other peoples. Beyond a spirit of tolerance and a willingness to meet the other fellow half way, the thing you'll need most in order to get along in Iran is information. Your opinion of the country and the people will never be any better than your knowledge of them. As you exercise your curiosity and gain fresh knowledge, you will increase your efficiency as a soldier and will add personal value and pleasure to a tough job. This guidebook is to help you move in that direction, but it is little more than a preview. A smart soldier will soon know far more about the country than is to be found between these covers. That is the target to shoot at, and there is no better way to begin getting acquainted with the country than by understanding Iran's present position in this global war.--p. 1-3.
Вячеслав Алдонясов, Специально для Iran.ru - Иран во Второй мировой войне (часть I):
Не секрет, что еще до подписания трехстороннего договора, Советский Союз оказывал помощь сепаратистским движениям в северных провинциях Ирана. Государственный секретарь Соединенных Штатов Корделл Хэлл в своих воспоминаниях говорит о своем нарастающем беспокойстве относительно экспансионистских планов Кремля. Как архитектор американской внешней политики, он настоятельно рекомендовал президенту Рузвельту принять решение об оказании дипломатической поддержки Ирану с целью предотвращения развития ситуации, при которой может возникнуть угроза целостности иранского государства в результате коммунистической экспансии. В марте 1942 года Конгресс США принял закон о представлении Ирану права на участие в программе «Ленд-лиз». Соединенные Штаты приступили к посылке в Иран консультативных и миссионерских групп. В декабре 1943 года в Иран начали прибывать американские подразделения из Командования технического обслуживания в Персидском заливе для обеспечения поставок из США военной, технологической и продовольственной помощи в Советский Союз.
Часть военных поставок объемом в 4,5 млн. тонн были доставлены в порты Персидского залива для отправки на север. Хотя общий объем американской помощи по ленд-лизу в Советский Союз составил всего 7% от общего объема вооружения, производимого самим Советским Союзом на протяжении всей войны, тем не менее, по оценкам российского историка Александра Орлова поставки в 1941-1942 годах составляли почти 90%.
Тысячи иранских граждан внесли свой заметный вклад в строительство железных и автомобильных дорог. Многие из иранцев работали водителями грузовиков, а также механиками, слесарями и сборщиками американских «Студебеккеров» и «Виллисов» на сборочном заводе в Андимешке, получившем название «маленький иранский Детройт». В течение одного года десятки тысяч автомобилей были собраны в Иране для отправки в Советский Союз.
В сентябре 1943 года Иран объявил войну Германии, получив таким образом право на членство в Организации Объединенных Наций. Присоединение Ирана к антигитлеровской коалиции явилось основанием для выбора Тегерана в качестве места встречи руководителей стран-союзников. На Тегеранской конференции в ноябре того же года президент США Франклин Д. Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и Верховный Главнокомандующий Советского Союза Иосиф Сталин вновь подтвердили свою приверженность обеспечения независимости Ирана и территориальной целостности и выразили готовность оказывать ему экономическую помощь.
Лавренов С. Я, Попов И. М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. - М.: ACT; Астрель, 2003.
В целом Персидский коридор сыграл в годы войны огромную роль: по нему было переправлено 23,8% всех военных грузов, адресованных СССР в рамках программы ленд-лиза. Почти две трети от общего числа всех автомобилей, поставленных в годы Второй мировой войны, прошли именно этим путем. Одним только автосборочным заводом в местечке Андимешк почти за три года было собрано и отправлено в СССР около 78 тыс. автомобилей. [21]
До осени 1942 г. жизнедеятельность всех транспортных коммуникаций в Иране обеспечивали только англичане. Однако с увеличением объема перевозок плохое состояние иранских коммуникаций сказывалось все сильнее. Англичане уже не справлялись с их восстановлением. Недовольные этим, американцы в октябре 1942 г. взяли контроль за работой портов, аэродромов, железных и шоссейных дорог в свои руки. В марте 1943 г. в ведение США перешел и контроль за работой Трансиранской магистрали и портов в Персидском заливе. К 1944 г. состав войск армии США в Иране возрос до 30 тыс. человек.
Западные союзники проделали огромную работу по улучшению инфраструктуры Ирана. Английская администрация на Ближнем Востоке осуществила работы по подготовке государственной Трансиранской железной дороги в южной части Ирана к перевозкам грузов для СССР. Американская строительная фирма «Фолспен» приступила к сооружению шоссе от Хорремшехра на север и к строительству железнодорожной ветки от Ахваза к этому порту с ответвлением на Танума. Была проведена реконструкция портов в Хорремшехре, Бендер-Шахпуре и Басре; в порту Хорремшехр появились авиа - и автосборочный заводы, в порту Бушир - автосборочный завод. Там собирали «Виллисы», «Доджи», «Студебеккеры» и другие марки автомобилей. В середине 1943 г. также заработали предприятия в Шуайбе (Ирак) и местечке Андимешк, лежащем на Трансиранской железнодорожной магистрали. На всех автосборочных предприятиях работали местные жители, администрация заводов состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.
В иранские и иракские порты автомобильная техника прибывала на грузовых судах в виде сборочных комплектов - в ящиках. Собирали автомобили на берегу. Сначала качество сборки было низким: она производилась вручную, а квалификация большинства рабочих оставляла желать лучшего. Рабочие и инженеры сталкивались с большими бытовыми трудностями. Со временем, однако, для рабочих были построены барачные городки, налажен быт и питание; оплата труда стала сдельной; за брак в сборке были установлены штрафы. Качество работ постепенно повысилось. С начала 1942 г. через Персидский залив в СССР стало поступать примерно 2 тыс., а с 1943 г. - от 5 до 10 тыс. автомашин в месяц. Первая колонна из 50 автомобилей отбыла в Советский Союз 23 февраля 1942 г. из Бушира через Джульфу (иранскую и советскую). [22]
Перегон машин более чем на 2 тыс. километров через горы и равнины, часто по бездорожью, оказался чрезвычайно сложным. Автоколонны состояли обычно из 40-50 «Студебеккеров», «Фордов», «Шевроле» и шли на север своим ходом. Командовали колоннами советские офицеры и сержанты, шоферами были в большинстве иранцы и арабы, зачастую наспех обученные вождению машин. Охрану трассы южнее Тегерана несли в основном индийские воинские подразделения. Все машины были загружены до предела: везли запчасти, оружие, продукты и другие товары, поставлявшиеся союзниками по ленд-лизу. Марши осуществлялись по узким горным дорогам, через крутые перевалы с бесчисленными «слепыми» поворотами, через раскаленную зноем пустыню, окутанную густой пылью, которую не в состоянии был пробить свет автомобильных фар. На трассах появились вооруженные банды, совершавшие диверсии, вооруженные нападения, грабежи.
Особо трудной и ответственной задачей была доставка в Советский Союз авиационной техники. Самолеты либо собирались на заводах, построенных союзниками в Иране и Ираке, и перегонялись по воздуху на советские аэродромы, либо направлялись на автомобилях в разобранном виде, а затем собирались на советских авиазаводах. Чтобы ускорить перегон самолетов, в короткий срок была создана специальная авиационная база в Маргиле и промежуточная - в Тегеране. В Азербайджанской ССР были также подготовлены аэродромы для приема боевых и транспортных самолетов, их технического обслуживания, подготовки летчиков к боевому использованию американских и английских истребителей и бомбардировщиков.
Работа в тяжелых климатических условиях требовала большого напряжения. По воспоминаниям участников событий, сборка, к примеру, бомбардировщиков «Бостон» в Маргиле сначала осуществлялась силами английских военных специалистов. Работа начиналась в 3-4 часа утра и заканчивалась в 11 часов дня. В другое время работать было физически невозможно: машины так накалялись под палящим солнцем, что рабочие получали ожоги. Затем к сборке самолетов начали привлекать советских специалистов. Только за один год, с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 г., удалось собрать и отправить в СССР около 2900 самолетов{17}.
10 февраля 1944 г. на встрече со специальным посланником американского президента А. Гарриманом нарком внешней торговли [23] СССР А. И. Микоян выразил удовлетворение успешным поступлением грузов, шедших по южному маршруту через Персидский залив. В связи с этим 15 апреля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа американских офицеров была награждена советскими орденами и медалями. В частности, американский генерал Конноли, ведавший всей этой работой, был удостоен ордена Суворова II степени.
...
Помимо военных специалистов в годы войны на территории Ирана, прежде всего на севере, работал и гражданский персонал из СССР.
По итогам проведенной разведки, советские специалисты-геологи доложили в Москву о перспективности нефтяных месторождений [24] в Гогране, Мазандаране и Гиляне, которые на северо-западе смыкались с нефтяными разведочными и эксплуатационными землями Советского Азербайджана, а на северо-востоке - с Туркменской ССР. Одновременно они отмечали, что промышленная разработка нефтерождений потребует больших капиталовложений и - ни больше, ни меньше - «отчуждения» части иранской территории.
Тем временем экономическую активность в Иране развернули и тогдашние союзники СССР. С конца 1943 - начала 1944 г. две американские нефтяные компании - «Стандард вакуум» и «Синклер ойл» - и английская компания «Шелл» при поддержке посольств США и Великобритании и благосклонном отношении иранского правительства приступили в Тегеране к переговорам о предоставлении им нефтяных концессий на юге Ирана, в Белуджистане. Активность союзников встревожила Москву и ускорила работу над подготовкой проекта договора о заключении нефтяной концессии с Ираном.
И
т.д.
Посмотреть:
КУРДИСТАН И КУРДСКИЙ ВОПРОС (1923-1945). Политика Советского Союза в Северном Иране.
U.S. planes stand ready to be picked up at Abadan Field, Iran, which in the rainy season is reported as being the “damnedest gumbo you ever saw.” Five principal types of aircraft have been delivered to Russia, three of which are shown here. Of the total, about 20% were P-40s, 25% P-39s, 49% A-20s, 5% B-25s and 1% AT-6s. (U.S. Air Force photo)
...
...
April, 23, 1946 A.D.:
Red Army Says Farewell!
...