Leave a comment

rbvekpros October 2 2013, 17:29:48 UTC
Всё несколько сложнее...
Возьму незавершенную выписку из своих же заметок
* Хайрибанат Багаутдинова (мать Мухамеджановых, моя прабабушка) - основная фигура, для мамы она - нечто святое, какой-то непререкаемый авторитет не только для семьи, но и мусульманской общины послереволюционного периода. В документах общины она не «светится», только в татарской газете, исключительно по советским меркам в негативном свете. Для меня - она загадка. До войны мама помнит, что однажды к ним приходили милиционеры выяснять, чем занимается Хайрибанат. Она ответила, что только помогает похоронить мусульманских женщин. Похоже, осталась последней из женщин, кто знал и читал Коран. Мама помнит еще, что Дау-ани не советовала ей вступать в комсомол (пионеркой мама была). Большего из мамы «вытянуть», боюсь, невозможно.
«Вместе с так называемым «я муфтий города» Камалетдином Мусакаевым и Мухамедзяновы, среди населения собирают деньги. Для покрытия своего подлинного лица, для живой связи с религиозными элементами пользуются 8-9 летней девочкой». Из перевода статьи «Разгромить контрреволюционное гнездо», «Социализм Юлы». О деятельности мусульман вокруг свердловского мусульманского кладбища. В те времена по мусульманским праздникам на мус. кладбище собиралось свыше 2 тысяч татар.
ГААОСО, 1,2,П-37775, л.7, л.30. Дело: Галимов Манаф Галимович и Мусакаев Камалтдин Мурзинович. Оба будут расстреляны в сентябре 1937 года. У меня есть копия этой статьи.
«Мне также из разговоров с работником типографии газеты «С.Ю.» Галиакбаровым известно, что по указанию Галимова старики мусульмане, в частности мать Хабиба Мухаметзянова ходит по квартирам татар и собирает деньги для муфтия Арасулева (Расулев)». Из показаний Шакирова Фаттаха Шакировича 9 июня 1937 г., практикант газеты «С.Ю.»
ГААОСО, 1,2,П-37775, л.25.

**Мухаметзянов Лутфулла Халилович, с 1914 по 1918 год служил в фирме Герасимова, с 1919 по 1921 год на военной службе, с 1921 по 1925 год служит продавцом. В 1925 году - член Совета мусульманского религиозного общества г.Свердловска.
ГАСО, ф.575-р, оп.1, д.9, л.97.
Магазины В.Н.Герасимова, если это он и есть, были в гг.Перми и Вятке.
Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1902 г. Изд.А.Л.Вершовой в Перми.
Его садят за "экономическое преступление", но вполне возможно, что чтобы запугать его мать... В Уральской области именно в этот период проходит первая чистка тех, кто имеет отношение к исламу, нечто вроде репетиции перед 37-м.

*** Мухаммеджан Хабиб Халилович, он был принципиален в отстаивании именно такого написания фамилии, потому фамилия разветвилась - Мухамеджанов, Мухамедзянов, Мухамедзян, также он по воспоминаниям принципиально не вступал в партию, в чём постоянно конфликтовал уже с младшим своим братом - коммунистом, таким образом Хабиб «заморозил» свою карьеру... Тяжёлая контузия имела свои последствия, независимо от того, что внешне карьера в университете складывалась достаточно благополучно. К счастью, математиков весьма трудно контролировать, трудно представить себе кэгэбистов, разбирающихся в возможной идеологичности математических теорий...

Вот так скупо. По рассказам Хабиб Халилович был и во штрафбате, где и был тяжело контужен, но почему и как он туда попал, я не знаю. Т.е. пока одни противоречия. К сожалению, и личная жизнь представителей той ветви столь сложна, что фактически не позволяет мне обратиться к возможной оставшейся родне. Сыновья Хабиба (двоюродные братья моей мамы) давно ушли из жизни... а прямые внуки...

Одним словом, нужно думать, как быть дальше, чтобы не задевать чувств других, но продолжить восстановление этой истории, которая связана с мусульманской и татарской диаспорой города и в этом отношении уже не является частной или личной историей.

Reply

rustem_akhunov October 2 2013, 18:31:15 UTC
И всё же материал набирается. Да, сложно всё собрать. Порой найденные новые документы складывают одну часть семейной мозаики, руша при этом другую Ведь порой документы противоречивы, а иногда и воспоминания оставшихся сташих родственников. Кто-то вовсе не хочет идти на контакт. Всяко бывает. У меня нечто подобное сейчас происходит. Тем не менее надо упорно набирать материал, пока есть силы, возможность и желание. Иначе часть сведений будет безвозвратно утеряна. А это маленькие странички нашей общей истории.
Помню, что мне рассказывали участники подготовки троицкой книги Марьям Абубакировой "Историю оставить народу своему", о её авторе.


«книга Абубакировой» на Яндекс.Фотках

Она, почти всю жизнь проработавшая в советской школе учителем татарского языка, записала свои воспоминания о дореволюционном Троицке, того периода когда была совсем маленькой девочкой. Но здесь свою роль сыграл такой факт, что тогда родители таскали её с собой повсюду в гости. И память маленькой девочки о тех многочисленных встречах удивительно сохранилась в воспоминаниях, когда Марьям апа стала в преклонных годах. Но вот в своём повествовании она кому-то уделяла внимание, а кого-то проигнорировала, несмотря на усиленные распросы исследователей. Её память оказалась избирательной не случайно, о ком-то она упорно не хотела ничего рассказывать, сказались личные симпатии и антипатии.

Reply

rbvekpros October 2 2013, 18:56:34 UTC
Согласен. Ты обратил внимание, как часто я выхожу за рамки своих задач. И неловко, конечно, но с другой стороны... уверен, что нужно ещё и искать какие-то иные подходы. Пока я не обнаруживаю связи между Рахманкуловыми, которыми занимался ты, и муллой нашего города, но жена Гирфана Рахманкулова - Сагида Латыпова имеет отношение к Троицку, в своё время он побывал и учился в Каире и в Бейруте, он не мог не знать троицких Рахманкуловых... И я ничего, к сожалению, не знаю о возможной "студенческой" диаспоре татар в Каире или в Стамбуле (наш Рахманкулов был в Бейруте, думаю, и в Стамбуле), они не могли не держаться вместе... http://www.flickr.com/photos/brambeus/sets/72157635866281426/
Ты обратил внимание, что фотографические мастерские в Османской империи содержали армяне и греки, здесь просто теги "армянский вопрос", "греческий" и "история фотографии"

Reply

rustem_akhunov October 2 2013, 19:42:17 UTC
По Рахманкуловым надо бы оренбургского к.и.н. Д.Н.Денисова поспрашивать, он переписывался и с эмигрансткой частью, и вообще, у него те же сканы турецки посланий Рахманкуловых с их фотопортретами имеются. Но там конкретные Рахманкуловы, сыновья ахуна Троицкого уезда шейха А.А.Рахманкулова.
У меня вообще рамки стали размываться. Приходится обращаться за опосредованной информацией. Сейчас вообше пришло предложение написать статью в Смоленский журнал об уроженце Смоленской губ. Причём, он совершенно не татарин ))
Зато по этой части раздобыл иллюстративный материал освещающий творческие следы С.Ахуна в нашей Казани. Всё это благодаря смоленскому протекционизму ))

Reply

rbvekpros October 3 2013, 03:03:38 UTC
Это очень интересно. Удачи!
А по Троицку у меня есть несколько фотографий 20-30-х по татбашпедтехникуму, которые, насколько я знаю, не публиковались, на днях обязательно выложу. Вообще, уже понял, что всё равно сам никогда не успею обработать накопившийся архивный материал. Буду выкладывать во flickr, давая ссылки и здесь

Reply

rbvekpros October 3 2013, 11:12:23 UTC
Выложил со свердловскими и троицкие фотографии. Быть может, кому-то они интересны, а кто-то и поможет идентифицировать некоторые из них - http://rbvekpros.livejournal.com/162745.html

Reply


Leave a comment

Up