Многозначительные символы... Дрессировщик черепах - не более того. Художник мог и не намекать на неповоротливость османов... Но если бы кто понимал, кто такие османы...
...
...
Osman Hamdi Bey, a set on Flickr.
Via Flickr:
Shaw, Wendy M. K. Possessors and possessed: museums, archaeology, and the visualization of history in the late Ottoman Empire. University of California Press. p. 2003. ISBN 0-520-23335-2. "(Osman Hamdi)…His father, Ibrahim Edhem, was born in the Greek Orthodox village of Sakiz. After being captured as a prisoner of war during a village revolt, he was sold as a slave to the chief naval officer, Kaptan-I Derya Husrev Pasha, the head of the Ottoman Navy, who would also soon serve as vizier to the sultan."
Итак, вполне возможно, что первым турецким художником был грек, сын некогда невольника - не хочется переводить "раба"... Почему возможно? Добрый нрав османского военачальника - быть может, результат поздних исторических наслоений. С осторожностью отношусь к источникам...
У нас и Иван Грозный с любовью, помнится, относился к казанским сиротам... В русских фамилиях тоже запутаться можно...
"Его отец (Османа Хамди), Ибрагим Эдхем, родился в греческой православной деревне Хиос на острове Хиос (Sakız - Сакы́з)..."
Отвлечемся:
В 1822 г. остров потрясла так называемая Хиосская резня - жестокая расправа турок 11 апреля 1822 года над греческими жителями за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции. Из 155.000 жителей острова после бойни уцелело лишь около 2000. Из них по приблизительным оценкам 25.000 были вырезаны, остальные - проданы в рабство, депортированы либо оказались в изгнании, образовав хиосскую диаспору Западной Европы и США. Эти жители впоследствии сделали многое для объединения острова с Грецией в 1912 году. После 1822 несколько десятилетий остров был практически необитаем. Затем оставшиеся в живых жители стали понемногу возвращаться. В 1922-1923 гг. Хиос, как и Лесбос, стал перевалочным пунктом для сотен тысяч греческих беженцев из Малой Азии, но только незначительная часть из них осталась на острове.
До 1912 года мусульмане (турки и отуреченные греки) и приглашённые на постоянное поселение из Испании евреи (сефарды) занимали старую часть города (Кастро), в которой грекам запрещено было селиться. С 1912 - в составе Греции. В 1922-23 гг в ходе обмена населением между Грецией и Турцией турки и евреи покинули остров, вместо них на острове поселилась часть греческих беженцев из Ионии.
Далее:
"... Захваченный в плен после разгрома восстания на острове, он (Ибрагим Эдхем) был продан как раб главному военно-морскому офицеру и командиру османского флота - Каптан-и Дерья Хусрев Паше, который вскоре стал визирем у султана".
Husrev Pasha - ... One of the interesting points about Husrev Pasha was his adoption at early ages of up to one hundred children, sometimes including slaves bought at market, who, after an attentive education, later became his protégés and rose to important positions in the state structure, the most notable of these being Ibrahim Edhem Pasha, a child from Chios bought in an İzmir slave market in 1822. Levy mentions that in the 27,000-strong initial Mansure Army of 1827, the direct ancestor to today's Turkish Army, the officer corps included a core group of 70-80 of Husrev Pasha's "children".
en.wikipedia.org/wiki/Husrev_Pasha Но дело в том, что и янычар набирали из христианских семей...
"Набор детей в
янычары (девширме - налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).
В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме. Позднее исповедующие ислам бошняки и албанцы-мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566 года) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.
В 1683 году янычары начинают комплектоваться также из мусульман. С конца XVI - начала XVII веков происходил процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом. Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 года был убит султан. Похожее восстание произошло в 1807 году.
В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены".
Итак, несколько слов об отце художника:
Ибрагим Эдхем-паша (тур. İbrahim Edhem Paşa, 1818-1893) - османский государственный деятель XIX века, этнический грек.
Ибрагим Эдхем родился на острове Хиос в греческой православной семье. В 1822 году во время Хиосской резни его родители были убиты турецкими солдатами, а он сам продан в рабство. В Стамбуле его усыновил великий визирь Коджа Мехмед Хюсрев-паша, не имевший собственной семьи, дал ему имя «Ибрагим Эдхем» и помог получить хорошее образование - сначала в Османской империи, а затем в Париже, где Ибрагим Эдхем учился в Эколь де Мин вместе с Луи Пастером.
С ноября 1856 по апрель 1857 Ибрагим Эдхем был министром иностранных дел, с декабря 1859 по июль 1861 - министром торговли, с февраля по май 1863 - министром общественных работ, параллельно с марта по май 1863 - министром образования, с марта 1865 по июнь 1866 - вновь министром торговли. С сентября 1866 года он стал губернатором Трикалы, с июня 1867 - губернатором Янины, и оставался на этом посту вплоть до марта 1868 года.
Затем Ибрагим Эдхем вновь вернулся в правительство. С августа 1870 по июнь 1871 он был министром юстиции, с июня 1871 по январь 1873 - министром общественных работ, с сентября 1871 по август 1872 - министром торговли, с февраля 1874 по июнь 1875 - вновь министром общественных работ. С апреля по декабрь 1876 он возглавлял посольство в Берлин, а с 26 декабря 1876 по 5 февраля 1877 возглавлял Девлет-и Шура.
В январе 1877 года завершилась Константинопольская конференция, ставшая дипломатическим провалом Османской империи. Виновником провала султан Абдул-Хамид II счёл великого визиря Мидхат-пашу и, отправив его в отставку, сделал новым великим визирем Ибрагима Эдхем-пашу. Вскоре лишённую дипломатической поддержки Запада Османскую империю атаковала Россия, и Ибрагим Эдхем руководил государством практически всю русско-турецкую войну, однако падение Плевны привело к его отставке.
С марта 1879 по март 1882 Ибрагим Эдхем был послом в Вене, с марта 1883 по октябрь 1885 - министром внутренних дел. -
ru.wikipedia.org/wiki/Ибрагим_Эдхем-паша Шоу, Венди М.Л. - профессор истории искусств факультета истории искусств и Центра культурных программ исследований в мире искусств в Университете Берна , Швейцария.
Название книги можно перевести так: "Владельцы и владение..."
смысл шире: приобретение, хранение, распоряжение... не могу подобрать термина.
"музеи, археология и "визуализация" в истории поздней Османской империи..."
bookos.org/book/860048/b71d19 Своими словами: "в поисках национальной идентичности"... в конце XIX века Османская империя наконец образщает взоры не на "добычу", а на историю собственной культуры, что оказывается не такой простой задачей...