Мария Леонова: рецензия на четырехтомник проекта "Омикроника"

Jan 26, 2022 03:53



Лабиринты сознания и свет в конце тоннеля

Литературно-эзотерический квест в четырех книгах - так представляет свой творческий проект сам автор Анатолий Белоусов, приглашая читателя погрузиться в созданный им многоплановый и многоуровневый мир «Омикроники».

Представляя единое мистическое пространство, «Омикроника» объединяет в себе ряд самостоятельных произведений: рассказы, повести, стихи и миниатюры в стиле Даниила Хармса, крупные романы и даже популярно-научный эзотерический трактат - разделенные на четыре тома: «Соло на Витгенштейне», «Евангелие от Морфея», «Плерома» и «Омикрон». Каждую из книг можно читать саму по себе, однако лишь внимательно прочитав всю серию, можно до конца постичь авторский замысел и разгадать глубокие философские смыслы, скрытые за остросюжетной фабулой, рассчитанной на массового читателя.

Создавая собственный художественный мир, Анатолий Белоусов прибегает к приему сквозного сюжета, который в истории мировой литературы встречается довольно часто - от Оноре Бальзака до Дэна Брауна. Герои произведений Белоусова перемещаются из одной книги в другую, чтобы встретиться в общей «точке сбора» - «Плероме». Более того: первую и последнюю книги серии автор пишет под именами двух своих персонажей - Ивана Хлюпова и Александра Тагеса. Таким образом, создается эффект книги внутри книги: литературные герои как бы пишут собственные произведения, отражающие познанную ими метафизическую суть. И подобные приемы игры с читателем автор применяет во всевозможных вариациях: например, сопровождая главы подлинными и вымышленными эпиграфами, дополняя сюжет выделенными философскими вставками или создавая (в «Плероме») эффект «Игры в классики» Хулио Кортасара - раскидывает главы в произвольном порядке, в то же время давая в конце «ключ» к их правильной последовательности.

Игровая форма органично перекликается с сюрреалистическим содержанием серии. С одной стороны, книги воссоздают знакомую атмосферу 90-х, со всеми характерными типажами: бандитами, наркоманами, делягами-заправилами, опустившимися интеллектуалами и охотницами за богатством. С другой стороны, сюжеты произведений и сам стиль их изложения лишены рациональной логики и переносят нас в мир сновидения или измененного субъективного сознания. Такие произведения весьма характерны для периода «перелома». Вспомним хотя бы известные «перестроечные» фильмы - «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова или «Город Зеро» Карена Шахназарова.

Так, например, один из героев рассказов сборника «Соло на Витгенштейне» на время перевоплощается в свое альтер-эго, образуя как бы две параллельные жизни, а другой герой перемещается из тела в тело, сохраняя индивидуальную память. В том же сборнике, в повести «Уроборос» разыгрывается сценарий постапокалептической революции: распределение праведников и грешников в ад и рай оказывается не концом, а лишь началом истории, в которой одни не желают мириться со своим угнетенным положением, а другие оказываются неспособны удержать данные им привилегии. Таким образом, автор высмеивает фаталистическое мировоззрение, выступая с позиций, что каждый человек - хозяин своей судьбы, а добро и зло, как свет и тень, не существуют друг без друга.

В столь же сюрреалистическом пространстве оказываются и герои романа «Евангелие от Морфея». Переживая, казалось бы, знакомые всем чувства - любовь, измену, ревность, разочарование, они живут и действуют в несуществующем городе и как будто спят, видя все, с ними происходящее, в собственном дремлющем сознании. Недаром сюжет овеян ореолом древнегреческого бога добрых сновидений Морфея, который как бы представляет нам свое «Евангелие» о сущности любви и смерти.

Фантазийное пространство романа подробнее раскрывается в сопроводительной повести «Лабиринт», где поднимается тема смерти и бессмертия. Снова всплывает мотив равновесия бытия: как добро не возможно без зла, так и жизнь обесценивается без ее завершения: «если смерти больше нет… жизнь изрядно подешевела». Наконец, третье противостояние в равновесии - личное и общественное - рассматривается в «эзотерическом боевике» «Плерома»: «Социум… поглощает индивидуальность без остатка», - говорит один герой; «Без социума немыслима никакая индивидуальность», - возражает другой.

Один из сквозных мотивов серии - тема лабиринта; герои блуждают в поисках чего-то неопределенного, и только в конце мы понимаем, что ищут они смысл собственного бытия. Многочисленные философские диалоги героев составляют главный смысл квеста, последний «ключ» к которому автор дает в трактате «Омикрон», где излагает открытые им эзотерические принципы человеческого бытия и окружающей его Вселенной, как бы выводя читателя из лабиринтов сознания к свету в конце тоннеля. Таким образом, «Омикроника» - это воплощенная в художественной форме дорога к счастью, которого ищут все, но находят лишь немногие.

Мария Леонова,
литературный критик, 2022 г.

Источник: газета "Литературная Россия".

книги, культура, Иван Хлюпов, Омикроника, литература, Александр Тагес, книга, Анатолий Белоусов, Омикрон

Previous post Next post
Up