Теория привязанности Боулби - надёжность методов

Apr 13, 2014 02:03

Наши сотрудники опек очень уверены во всем, что делают.
Лоббисты реформ "социального сопровождения" и "социального патроната" - тем более. [ссылка]http://raz-oblachenie.livejournal.com/42052.html

У них есть четкое понимание, что "эксперты" могут в полной мере оценивать родительскую компетентность, качество жизни ребенка, степень удовлетворения его потребностей, качество детско-родительских отношений и обстановку в семье.
Теперь эти "целители душ" - психологи - предписаны Законом 442-ФЗ каждой семье, эксперты-психологи следят за психологическим здоровьем нации во всех детских садах и школах.

На встрече экспертов и лоббистов того самого Закона "О социальном обслуживании" понятие "привязанности" звучало чаще других понятий при обсуждении вопросов профилактической помощи семьям и сиротоустройства. Та же теория привязанности звучит в качестве стержневой идеи в устах психологов, специалистов семейного устройства Марии Терновской и Людмилы Петрановской. В интервью на первом канале Людмила Петрановская говорит буквально следующее: "Привязанность - это стержень, на который надевается вся личность человека". [ссылка]http://raz-oblachenie.livejournal.com/56214.html

Надо понимать, что говоря о привязанности, эксперты говорят не об отношениях с родителями как главными людьми в жизни ребенка. Речь идёт о "значимых взрослых" в жизни ребенка. Ведь за аксиому берется утверждение о том, что родители случаются всякие, часто плохие: безответственные, жестокие и даже опасные. Кроме того, люди могут попасть в тюрьму или быть пьяницами. Более того, выдвигаются гипотезы о том, сколько раз привязанность ребенка к любимому человеку можно рвать и строить отношения с новым человеком заново, предлагая механизмы и техники построения новой привязанности.

Надо отдавать себе отчет в том, что теория привязанности - это базовый психологический принцип реформы, проводимой в сфере материнства, семьи и детства.

Автор теории привязанности - англичанин Джон Боулби.

Его метод - смесь фрейдизма с дарвинизмом.

У Фрейда была заимствована гипотеза об амбивалентности: постоянном конфликте сексуального чувства и ненависти в отношениях между детьми и родителями.
Идея Дарвина - отношение к человеку как к развитому животному, существующему в условиях естественного отбора, поиск биологических механизмов работы инстинктов и факторов (внутренних и внешних), определяющих поведение, совершенствование и приспособление человека-животного.

Джон Боулби - участник Евгенического Общества.
О евгенике наших дней и программах сокращения населения Земли можно почитать здесь: http://annatubten.livejournal.com/37902.html
Боулби выступал в качестве докладчика на симпозиумах Евгенического общества. Четвертый симпозиум, проходивший в Лондоне осенью 1967 года был посвящен теме «Влияние генетических факторов и факторов окружающей обстановки на поведение».

Уверенность Боулби в собственных гипотезах и методах была такова:

"Лишь будущее покажет, какие исследовательские подходы окажутся наиболее плодотворными. Всякое исследование - это азартная игра, и нам приходится ставить наши деньги на тех лошадей, к которым мы питаем пристрастие. Лично я склонен поддерживать из этой большой области выбора гибридные породы. Мне кажется вполне вероятным, что исследования мотивации у маленьких детей, в особенности исследование того образа взаимодействия, в котором мать и младенец развивают крайне насыщенное эмоциональное взаимоотношение, центрально важное для психоанализа, приобретут намного большую точность и ясность от применения концепций и исследовательских методов, развитых европейской школой, возглавляемой Лоренцом и Тинбергеном, при исследовании поведения животных. Это направление часто известно под названием этологии."

"Однако сам Фрейд, возможно, вследствие своей первой гипотезы о воздействии окружающей среды (относительно влияния сексуального совращения в детстве), оказавшейся ошибочной, был осторожен в объяснении трудностей родителей как значимых в разнообразии влияний окружающей ребенка среды и чем старше он становился, тем, по-видимому все более приходил к мысли о том, что средовые изменения мало чем могут помочь в смягчении силы инфантильного конфликта. Многие аналитики стали разделять его точку зрения."

Как-то так.

Метод Джона Боулби таков:

"В той мере, в какой психоанализ имеет дело с человеком, как использующим символы животным, с выдающимися способностями к обучению, и поэтому к задерживанию, искажению и сокрытию выражения инстинктивных реакций, он исследуется в области, примыкающей и дополнительной к этологии (наука о животных). Для дальнейшего понимания инстинкта психология будет также искать помощи у биологии."

С одной стороны, он является последователем Фрейда:

В качестве основополагающей идеи берется учение психоанализа об инстинктах как движущей силе поступков и состояния человека.
"Нам следует быть мудрыми, уважая потребности младенца и осознавая, что их отвержение часто порождает в ребенке могущественные силы либидинального желания и склонности к ненависти, которые впоследствии могут стать причиной огромных трудностей как для него, так и для нас."

С другой стороны, последователем учения Дарвина об эволюции видов. Недостатки метода психоанализа компенсируются наблюдениями за животными. Делается гипотеза о том, что инстинкты человека имеют биологическую природу.

"Психоаналитики с самого начала воспринимали социальные отношения человека как опосредованные инстинктами, которые проистекают от биологических корней и побуждают индивида к действию.
Теоретики обучения, наоборот, критикуют психоаналитиков. Экспериментальный метод психоанализа отличает подобное отсутствие систематических наблюдений. И что самое плохое, психоаналитические гипотезы часто сформулированы таким образом, что недоступны опытной проверке -дефект, фатальный для научного прогресса.

Как человек, который одновременно стремится быть клиницистом и ученым, я был остро восприимчив к этому конфликту. Именно в таком расположении духа несколько лет тому назад я случайно столкнулся с работой этологов. Я был сразу же очень взволнован этим. Вот группа биологов, изучающая поведение диких животных, которая не только использует такие понятия, как инстинкт, конфликт и защитный механизм, крайне напоминающие понятия, используемые в нашей повседневной клинической работе, но и выполнила очень детальные описания поведения и разработала экспериментальную технику для испытательной проверки своих научных гипотез. Сегодня я нахожусь под столь же сильным впечатлением от этой работы, как и тогда. Этология, по-моему, изучает относящиеся к ней феномены научным образом.

В кратком обзоре основных характерных черт этологического подхода давайте начнем с работы Дарвина (1859), не только потому, что он был этологом, прежде чем это слово было придумано, но также потому, что главным интересом этологии является эволюция поведения диких животных вследствие процесса естественного отбора. Дарвин выдвигает гипотезу, что «все самые сложные и удивительные инстинкты» возникли в процессе естественного отбора, сохраняющего постоянно накапливающиеся вариации, которые биологически полезны. Он иллюстрирует свой тезис ссылкой на характерные черты поведения различных видов насекомых, таких, как муравьи и пчелы, и птиц, таких, как кукушка."

О допустимости применения результатов наблюдений за рыбами, птицами и насекомыми в отношении гипотез о материнском поведении человека:

«Является или нет необходимый внешний стимул у млекопитающих столь же простым, как у рыб и птиц, недавно обсуждал Бич, американский психолог, чья работа о поведении самцов крыс во время спаривания и о спасении от гибели детенышей крысами-самками основана на методах и концепциях, сходных с европейской школой этологии с ее зоологическими корнями. После многих экспериментов Бич и Джейнс (1956) пришли к заключениям, которые, на первый взгляд, относят крыс в другую категорию - к малиновкам; оба образца поведения, заключают они, основаны на стимульном паттерне, который является мультисенсорным по своей природе. Тем не менее, они остаются осторожными, и в личной беседе Бич указал на возможность, выдвинутую Тинбергеном, «что если мы фрагментируем тотальный материнский ответ взрослой женщины во взаимодействии с младенцем на индивидуальные секции или сегменты, вполне может оказаться, что каждый элемент в последовательном паттерне в действительности контролировался простым чувствительным сигналом». Кроме того, в той же беседе он отмечал, что «поведение очень молодых млекопитающих может управляться посредством более простого сенсорного контроля, чем то поведение, которое имеет место во взрослом возрасте», и что более чем вероятно, что определенные взаимодействия пробуждаются чем-то, напоминающим знаковый стимул. Взгляды такого рода, исходящие от исследователя столь высокого ранга, как Бич, ничего не говорят в поддержку того, что этологический подход неприменим к млекопитающим.»

Какой уж тут Образ и Подобие. И уж тем более 5 заповедь.



"Видо-специфические образцы поведения, которые нас здесь интересуют, часто изумительно сложны. Рассмотрим действия длиннохвостой синицы, строящей свое чудесное, покрытое лишайником, куполообразное гнездо. Это включает в себя выбор места для строительства гнезда, собирание вначале мха, а затем паучьей пряжи для сформирования площадки и постепенно, посредством боковых движений во время сидения на платформе, сплетение мха в куполообразную форму. Купол равномерно растет по мере того, как птица плетет гнездо вокруг самой себя до тех пор, пока как результат ее непрерывного процесса оно не приобретет куполообразную форму. Тем временем снаружи добавлялся лишайник и оставлялось открытым входное отверстие. Наконец, укрепляются боковые стены у входа и низ гнезда устилается множеством мягких перьев. В этом удивительном строительстве насчитывается четырнадцать отличающихся типов движений и комбинаций движений, некоторые из которых общи другим видам, другие - специфичны для данного вида и каждое адаптировано к той особой среде, где пара . строит гнездо, и все так организовано во времени и пространстве, что в результате получается связная структура, больше не встречающаяся нигде в природе, которая служит жизненно важной функции выживания популяции длиннохвостых синиц."

Методы Теории Привязанности проливают свет на суть проводимых реформ в области семьи и детства и задачи сексуального просвещения детей - управляемое поведение.

"Эксперимент также может использоваться для того, чтобы пролить свет на условия, внутренние для организма, которые необходимы для активации поведенческого паттерна. Они включают в себя созревание тела и центральной нервной системы, как в случае полета у подрастающих птиц, и эндокринный баланс, как в случае сексуального поведения большей части, если не всех, позвоночных. Они также включают в себя, был или нет данный образец поведения активирован недавно, так как хорошо известно, что многие инстинктивные действия вызываются менее легко после их недавнего проявления, чем после периода бездействия. После совокупления немногие животные возбуждаются столь же легко, как и до него. Это и сравнимые изменения модели поведения явно обусловлены изменением в состоянии самого организма, и во многих случаях эксперименты показывают, что такое изменение лежит внутри центральной нервной системы."

Впервые, наверное, отношение к человеку как изучаемому животному проявляется не на уровне научной теории, и не на уровне даже бытового отношения, а в качестве "гуманной социальной политики про-западного образца".

Об экстремистских формах развития теории привязанности можно прочитать здесь: [Spoiler (click to open)]http://www.k-istine.ru/psychocults/psychocults_federichi.htm

UPD 1 Отвечая на комментарии, скажу что разницу между "теорией привязанности" и "терапией привязанности" знаю. Более того, есть еще теория привязанности Ньюфелда.

Я считаю, что все три направления имеют много общего: 1. Уязвимость - центральное понятие всех теорий. 2. Отношение к ребенку как к моделируемому объекту. 3. Во всех теориях большое значение придается отношениям с родителями (воспитателями) (но здесь особых научных открытий нет?)

И то, что все три методики имеют одинаковое название, имеет огромное социальное значение. Авторитетом "серьезного научного метода" таким образом осеняются тоталитарные, опасные для психики методы.

UPD 2 Мое мнение о значимости того факта, что Боулби был евгеником, и о связи евгеники с фашизмом: http://raz-oblachenie.livejournal.com/72804.html

евгеника, лоббисты 442-ФЗ, привязанность, Петрановская

Previous post Next post
Up