Вопросно-ответная форма

Jul 09, 2011 16:49

В очередном припадке классификаторства сформулировал вот что:

Есть вопросы, ответы на которые известны заранее. В этом разряде - вся школьная рутина, начиная от банального "какая буква пишется в этом слове" и заканчивая не менее банальным "как относился к Базарову Тургенев".

Есть вопросы, не имеющие ответа или имеющие не один ответ. И это не только "скажите, как вы понимаете" или "как вы оцениваете", но и многие другие чудесные прелести, дающие возможность всерьёз подумать.

Так вот, вся скука учительской работы относится к выслушиванию и чтению (сиречь - проверке) ответов, которые учителю известны заранее. Интересное начинается, когда задаёшь ученикам вопрос, ответа на который ты сам не знаешь (ну, или знаешь, что одного ответа нет). Собственно говоря, это и есть то самое развитие, каковое является одной из целей работы школы.

Однако среднестатистический ученик стремится к нулю свести свою работу к простой схеме: "задали - выучил - ответил - получил пять (четыре, три - по вкусу) - забыл". Он не желает искать ответ, который не даёт гарантированной положительной отметки. И это способствует модернизации педагогических технологий очень грустно, потому что вместо того, чтобы искать другие вопросы, не имеющие однозначного выучиваемого ответа, учитель должен заготавливать или заимствовать в уже имеющихся пособиях тысячи шаблонных упражнений, рассчитанных на воспроизведение давно известных ответов.

Кстати, именно это и составляет специфику ЕГЭ. Даже в части С по русскому языку предполагается ожидаемый шаблонный ответ. То есть проверяют усвоение знаний и совсем чуть-чуть - умений и навыков. А вот умение мыслить не проверяется вообще.

школьное

Previous post Next post
Up