Про образовательные услуги. Финал.

Jul 04, 2011 03:25

Публикую без замка.

Сначала ссылки, потом выдержки и некоторые комментарии. Если интересно, по ссылке, соответственно, запись с комментариями.

Из очень давней дискуссии:

"Хорошо, школа не производство, - сказал мой собеседник, - но обучение - это предоставление услуг".
Так вот, не будет у нас в стране хорошего образования, пока народ в массе своей считает, что обучение - это деятельность из сферы услуг, а учитель, выходит, сродни официанту, или таксисту, или парикмахеру.

vespro Я соглашусь с тем, что это - сфера услуг. На услуги не должны быть бесплатными. Они должны быть ОЧЕНЬ платными, как и все интеллектуальные услуги. Это, безусловно, отрежет от образования определенный процент граждан, чему нельзя не радоваться. Не всем оно надо, это образование. Да, часть небогатых семей из кожи вон полезет, чтоб выучить дитя. Очень хорошо! Просто-таки здорово! Приоритеты в семье встанут с головы на ноги...

Школа - не ресторан. А насчёт "очень платных"... Это омерзительно, простите. Я работал в платной школе. Логика и родителей, и их детей одинакова: вам заплатили - учите! И больше половины учеников ничего делать не хотят. Вы же предлагаете это сделать повсеместным. В итоге одни будут невежественными, потому что денег нет на обучение, а другие - потому что есть деньги. Ведь как это дело в итоге будет поставлено? "Не нравятся мои деньги - я в другой школе ребёнку место оплачу, там и его не тронут, и аттестат выдадут, какой мне хочется за мои деньги".
Поймите, пожалуйста, разницу: если плохо постригли, если плохо обслужили в кафе, если таксист вёз так, что чуть не попал в аварию трижды - это всё любой человек в состоянии оценить. А вот как его лечат или как его ребенка учат - этого он оценить обычно не в состоянии. Для многих "хороший учитель" - тот, который пятёрки ставит и работой не нагружает, а "хороший врач" - тот, который больно не делает. Нельзя, нельзя равнять ни школу, ни больницу с парикмахерской!

livius Вроде того. Думают, что в голове что-то прибавляется в момент передачи денег. Обычное перенесение потребительской логики: если я хочу хлеба, то я даю деньги, и у меня оказывается хлеб (и мне не надо дополнительно пахать, сеять, ухаживать и т.д.). То есть, все просто: как только я заплатил - у меня оказался товар, и мне ничего делать не надо. Перенос того же на образование приводит к убийственной логике: я деньги заплатил - от меня больше ничего не нужно.

Сфера услуг:

Образовательные услуги... Пакет медицинских услуг...
Знаете, если относиться к доктору или к учителю как к официанту, то потом и результату удивляться не стоит.
Да, я тоже уважаю профессионалов независимо от сферы деятельности. Неужели неясно, что лично я ничего плохого об официантах не думаю? Я говорю не о том. Дело в том, что есть немалое количество людей, для которых сфера обслуживания - это изначально социальный низ, так, чуть повыше бомжей. И вот в эту сферу включают врача, и учителя, и актёра... И отсюда - своеобразное потребительское отношение к делу, отсутствие уважения к делу: "Мы тебе платим - ты обязан нас обслужить". Так вот, никто ничего не обязан хаму! Пренебрежение к учителю, в отличие от пренебрежения к официанту, порождает пренебрежение к учёбе: я заплатил, так пущай несут на блюдечке! Только разница в том, что учёба - это не посещение ресторана, где от клиента требуется только ложкой-вилкой и зубами работать, и не посещение парикмахерской, где только голову надо держать. Учёба требует серьёзных усилий. А лечение - правильного, уважительного отношения к указаниям врача.
PS. Если уж на то пошло, моя "продукция" - это не реализация методик, а то, что осталось в голове ученика. И оценить это нельзя никакими тестами, никакими поступлениями или непоступлениями в институт.
И нет никаких "равных условий". Что такое равные условия? Одинаковое количество парт и стульев в классах или одинаковые учебники? Одинаковое количество часов, отведённый на данный предмет? Это только чиновники могут считать одинаковыми условиями. Простой пример: в одном классе дети учатся, а в другом в то же самое время вспыхнула эпидемия гриппа, и школу посещают не 25, а 13 человек. Две недели. А учитель тот же - я. И было это в прошедшем учебном году. Где тут равные условия? А в конце года один класс в полном составе укатил в Петербург на неделю, и попросили "ужать" программу и провести аттестацию на десять дней раньше. И такое случается постоянно. Одна школа просто работает, а другая в этот же год проходит аттестацию и лицензирование - где равные условия? Вы знаете, что такое издёрганные вечными проверками учителя и дети? Представляете, сколько времени съедает на уроке идиотская надпись "220 V", которую заставили прилепить над каждой розеткой? Я не оговорился: на уроке. Потому что ученикам, впервые увидавшим этот бред, надо ещё объяснять, надо отшучиваться в ответ на их шутки, потом надо их настроить на работу...
До сих пор я говорил о "крупных" случаях. А вот личное: моя дочь проболела в пятом классе в общей сложности два с половиной месяца. Она была в равных условиях с остальными? Теперь возьмём другую сторону. Один ученик старается, как может, но у него мать - алкоголичка, он ночами почти не спит, мало ест и пр. - он в равных условиях с сытым сынком главного инженера? Третий на дух не переносит своего одноклассника, а их вместе посадили во время урока, который требует самостоятельного усвоения материала. В равных ли он условиях с парочкой подружек, которые сидят позади него и чуть что принимаются шушукаться?
Наконец, одному учителю досталась школа в Кожухово, где дети рабочих ВАЗа и гастарбайтеров, а другому (вот как мне сейчас) - школа с углублённым изучением иностранных языков, новая, шикарная, с такой техникой, что многим только мечтать. Где равные условия, при которых личный фактор теряется?
Никаких равных условий нет и быть не может. И "продукцию" учителя никто не сможет измерить. Реализация методик - это не результат, а урокодательство, показушка для методистов. Методик... Да НЕТ никаких методик, которые может усвоить учитель! Есть личный опыт одного, а другой может познакомиться с попытками изложить этот опыт и выработать свой опыт, иногда частично опирающийся на чужой, но всё равно всегда свой.

Старые песни о глупом: образовательные услуги:

Выношу из комментариев вот к этой записи: http://m-pojahrsky.livejournal.com/11615.html

Да, я писал уже об этом, и дискутировали мы, но тема не уходит, да и учительская привычка повторять до тех пор, пока все не поймут, сказывается, так что читайте, если охота.

Почему учителя против формулировки "образовательные услуги"?

Неприятие этой формулировки основано на том, что для большинства потребителей в этом случае учитель превращается в лакея-официанта-швейцара. И отношение к нему меняется сразу. Я это на себе ощущаю четвёртый год, поскольку работаю в школе, основной контингент учащихся в которой составляют дети из весьма обеспеченных семей. Тут же позиция сразу иная: "мы вам платим - вы нас учите, а где что не так - вы и виноваты, поскольку мы должны только платить".

НО.

Официанту не требуется участие клиента - только пальчиком ткнуть в меню. Парикмахеру надо только, чтобы клиент пришёл и сел. Ну, и головой чтоб не вертел. Швейцару для оказания услуги нужна дверь и проходящий в дверной проём человек. И всё. А учителю надо, чтобы ученик учился, то бишь прикладывал весьма серьёзные самостоятельные усилия, причём на этапе старшей школы эти усилия должны быть осознанными. А "услуга", повторяю, в сознании большинства - это из разряда "заплатил - получил, причём сам только платишь, но не напрягаешься".

Так что никакого тормоза модернизации учителя я здесь не вижу.

PS. Из комментариев:

Спрос определяет предложение. И если вместо спроса на образование сформирован спрос на образовательные услуги, то нет ничего удивительного ни в лакействе, ни в халатности, ни в лизоблюдстве лакеев, в которых превратили учителей. Мало кто способен в этой ситуации (а она не сегодня сложилась) остаться и учителем, и человеком.

И ещё раз про образовательные услуги:

Возникло в разговоре вот здесь: http://scottishkot.livejournal.com/824197.html
Решил вынести к себе:
Если меня вынудят называть себя оказывателем образовательных услуг, а родителей и их детей - клиентами, то я стану требовать полнейшего повиновения, как парикмахер, например. Пусть попробуют у парикмахера повертеть головой или вдруг достать мобильный, когда он с машинкой или ножницами занят, скажем, чёлкой. А что такого? Вот захотелось поднять голову? Ну, делов-то! Глаз же не последний, а предпоследний был. И в правилах прописать очень жёстко обязанности сторон и их ответственность в случае чего.
Эх, мечты! Никто ни за что не уследит, что у школьника дома происходит. А потому нигде, кроме интернатов, полную ответственность образовательное учреждение на себя взять не может. А по сути - и права не имеет. Только этого чиновникам не втолкуешь.

-------

А теперь кое-что добавлю.

Если кому-то так надо причислить школу к сфере услуг, если школьного учителя низводят до уровня официанта или швейцара, тогда и нечего тут стесняться, давайте доведём до логического конца. Проституироваться - так хотя бы с музыкой!
В общем, если мы - сфера услуг, тогда у меня вопрос ко всем защитникам этой идеи: а где мои чаевые?
Весело, правда? Но уж если так, то в Москве, между прочим, в некоторых кафе и ресторанах даже не всю сдачу приносят, автоматически что-то там себе на чай забирая. Вот давайте-ка, пусть каждый родитель, утром отправляя ребёнка в школу, даёт ему с собой пачку купюр - чаевые учителям. А что?

PS.Рассказывают, что Евгений Моргунов оставлял в ресторане сахар: дескать, вот вам на чай. А в русских деревнях, говорят, благодарность учителю выражали, так сказать, натурой: кто картошки принесёт, кто дров…

учительское, школьное

Previous post Next post
Up