Капитан Очевидность снова в строю

Apr 02, 2020 16:36

Сейчас, когда из каждого утюга льётся бесконечное бла-бла-бла про разновсякие возможности дистанционного образования, когда министерство уже успело выпустить методические рекомендации, когда все, кому не лень, или рекламируют ранее созданные, или спешно создают новые платформы для онлайн-уроков, когда Великие Учителя уже рапортуют о своих успехах (или просто хвастаются в Фейсбуке), кто-то же должен сказать об очевидном. Ну, пусть на сей раз это буду я.

Коротко: речь о переходе на дистанционное обучение, а конкретно о том, что мешает и будет мешать сделать это действительно хорошо.

Итак, уже ходят в белых пальто Великие Учителя, у которых всё цветёт и пахнет, у которых, по их словам, ВСЕ ученики на ВСЕХ уроках по ВСЕМ предметам, привизгивая от восторга, САМИ всё делают, причём прекрасно, а дома тоже САМИ работают, причём результативно. Так эти учителя и раньше то же самое заявляли. Заодно и Высочайшее Начальство от образования уже заявило, что всё под контролем, что налажено эффективное дистанционное обучение и пр. Однако реальность такова: школьная система и раньше не была приспособлена к тому, чтобы всех учеников по-настоящему заинтересовать всеми предметами - у отдельных учеников горели глаза на отдельных уроках или потому, что предмет интересен, или потому, что преподаватель нравится, или потому, что профессия уже выбрана. А остальное учат кто как, опять же в зависимости от того, насколько учитель строг и пр. И так было всегда.

Более того, система уже не первый век построена на отметках / оценках (не путайте, какая разница, все и так путают), которые, безусловно, зло, потому что создают соблазн (а порой и необходимость) повысить оценку, сэкономив усилия. И это тоже было всегда. Так вот, те, кто и раньше списывал или иным способом обманывал ради высокой оценки, теперь получили гораздо больше возможностей для этого. Более того, к ним неизбежно присоединятся многие из тех, кто раньше боялся так делать. Присоединятся просто потому, что теперь это гораздо сложнее отследить. И, соответственно, эффективность их обучения тоже снизится (ну, при условии, что она была бы выше, если бы учились самостоятельно, а это уже зависит от учителя и от конкретных заданий, их нужности, осмысленности и пр.).

Нравится это Великим Учителям и Высокому Начальству или не нравится, но огромная армия учителей в нашей стране в целом так же не готова к дистанционной работе, как и ещё более огромная армия учеников и учениц. И далеко не все смогут сейчас более-менее успешно перестроиться, а даже те учителя и ученики, кто сможет, всё равно не сумеют вотпрямщаз выдать прекрасный результат, потому что на такую взаимную перестройку на самом деле нужно больше времени, да и нагрузка на организм при постоянном сидении перед монитором куда больше, а многие формы прежнего типа работы в онлайн-формате будут или неэффективны, или невозможны. И, как бы ни хотелось Высокому Начальству, никакие методические рекомендации не помогут. И если строго спрашивать с учителей, последовали ли они рекомендациям, а заодно призывать их разрабатывать интересные необычные задания, то в ответ можно получить только поток симулякров. Да, немногие будут это делать и без понуканий и рекомендаций. Эти немногие сейчас уже ищут, как работать, находят, пробуют и т.д. Так они и до того так работали, то есть на совесть.

Что в сухом остатке? Следует ожидать увеличения количества липовых хорошистов и отличников и общего падения уровня образования. Совсем тяжело придётся тем, кто действительно мотивирован и, что важнее, порядочен. Потому что система, которая выстраивается сейчас, предполагает, простите, порядочность, честность, а её не так много у нас в пересчёте на душу населения. В перспективе - что-то полезное для себя получат за это время только те, кто согласен впахивать честно хоть сам, хоть с помощью учителей.

устал, окружающая среда, учительское, школьное, бутерброд с вельтшмерцем, занудный динозавр

Previous post Next post
Up