О падении уровня грамотности

May 15, 2013 23:02

Тут такое дело... Мне alisa_neverova дала техзадание, то бишь попросила ответить на вопросы ( Read more... )

учительское

Leave a comment

forestivy May 18 2013, 07:46:44 UTC
(cleofide) Здравствуйте. Давайте дискутировать, раз уж Вы сами это предложили.
(ИЯ) Это не я предложила, а Сергей Игоревич. Это он из моего невинного частного рассуждения решил устроить показательное избиение младенцев :)

(cleofide) Слабость к "разговорно-диалектной лексике" - это что? Использование матерных слов или всего-навсего просторечных выражений? (…) Вставленные для оживляжа фольклорные слова ничего нового в мысль не вносят. Они просто придают ей другую эмоциональную окраску и переносят в другой стилистический контекст. Грамотный человек не будет использовать просторечную лексику всегда и везде, просто потому, что он так привык.
(ИЯ) Ну, например, я отношу к разговорной лексике слово "оживляж" или использование "ну" в начале предложения. Из диалектных люблю такие словечки, как "окстись" или "гутарить"… К использованию мата я, кажется, нигде не призывала, хотя признаю, что в определенном контексте мат может иметь художественную и семантическую ценность. Насколько я понимаю, для Вас одним из критериев грамотности является умение выбрать стиль речи в зависимости от ситуации общения. Совершенно с Вами согласна: язык - это ящик с инструментами, которыми надо уметь пользоваться: забивать гвозди плоскогубцами можно, конечно, но лучше всё-таки молотком.

(cleofide) Ясная формулировка мысли подразумевает и ее четкое оформление. Если оформление неряшливо, то и мысль не может быть выражена внятно. Правда, это зависит и от уровня самой мысли. Бывают мысли, простые по своей природе. А бывают сложные, и выразить их, не обладая определенным уровнем культуры и грамотности, не удастся.
(ИЯ) Я не спорю, что структура нужна любому высказыванию. И чем сложнее мысль и высказывание, её передающее, тем сложнее структура. Но так ли все эти сложные пунктуационные (и некоторые орфографические) правила из учебника по русскому языку нужны для четкости оформления? Я привела несколько примеров в своем ответе true_frog…

(cleofide) Орфография и пунктуация - это действительно несколько разные вещи. Пунктуация может быть авторской, но орфография - категорически не может.
(ИЯ) Так ведь даже с допущением авторской пунктуации пишешь, как по минному полю пробираешься: как бы где бы не опростоволоситься и запятую не пропустить или лишнюю не воткнуть! Что касается орфографии, мне кажется, автоматическая проверка правописания в софте - один из лучших инструментов обучения: немедленный сигнал об ошибке и возможность увидеть слово написанным правильно. И так столько раз, сколько надо для запоминания. Причем не при переписывании изнахраченного текста "по Чехову", а в мучительных попытках сказать что-нибудь связное от себя, хоть бы и простое… А в школе говорить о происхождении слов и играть в словообразование, а не задалбливать правило про суффиксы "енн/ан". Да и упростить наверняка многое можно, те же "не" с (краткими) прилагательными и наречиями - так ли важно для смысла текста существующее сейчас различие, когда писать слитно, а когда раздельно? Но Вы только посмотрите, как воюют защитники грамотности с компьютерной проверкой орфографии - можно подумать, это изобретение самого дьявола.

Reply


Leave a comment

Up