Известное правило - чем менее «раскручен» человек в истории, тем больше вероятности, что он мне понравится. А, взявшись за историю семейства, которое прославилось в веках, некоторых людей не минуешь.
Таким стал человек, чье имя упомянуто в заголовке. Он кочует по мемуарам, его упоминают, помнят, видят - и ВК Ольга Николаевна, и Смирнова-Россет, кокетливо и фамильярно называющая его на французский манер «Грегуаром», и даже один остзейский художник, которому князь оказывал покровительство и ввел в круг творческих личностей СПб, ну и конечно, его внук С.М. Волконский, который не очень-то лестно отозвался о деде. Ему было за что. Также писатель Владимир Одоевский посвятил князю свою новеллу «Себастьян Бах» (ему и М.Ю. Виельргорскому, как популяризаторам полузабытого на то время композитора).
Итак, человек родился с серебряной ложечкой во рту, у знатных и богатых родителей, которые после его рождения разъехались, получил великолепное образование в Парижском лицее (начинал у иезуитов, как его дядя Сергей (аббат Николь перенес свой пансион в Одессу), но отцу показалось - и справедливо - что там ничему не учат, поэтому тот определил сыновей в Парижский Лицей), затем стал лауреатом Сорбонны (читайте: закончил с красным дипломом). Карьера для него была открыта, всякая, кроме военной (по личным семейственным причинам), он стал дипломатом, сначала в Риме, потом в Неаполе, но нашего героя занимали не столько политические перепетии, сколько искусства, в особенности, музыкальное, к которому у него были прекрасные способности. Кроме того, князь Григорий вел активную великосветскую жизнь, организовывал праздники, обожал перевоплощаться, обращал на себя внимание дам и влюблял в себя многих. Однако его избранницей (надо полагать, не добровольно, а, опять-таки по семейственным соображениям) стала вторая дочь графа Бенкендорфа, Мария Александровна, существо тонкое, хрупкое, эфемерное, тоже не чуждая профессиональной музыке (полагаю, они даже сошлись по увлечениям), хорошая пианистка в юности, которой известный салонный композитор Гензель посвятил меланхоличный романс «Прощание с Петербургом». В первый же год у супругов рождается дочь Елизавета, через несколько лет - сын Петр.
...Строки мемуаров С.М. Волконского полны какой-то горечи на деда, он писал про его «оторванность от корней», про его «недостаточную русскость», про плохое поведение в домашнем быту (тиран, педант, даже письма пишет не так - чересчур длинные и с кучей подробностей и ненужных цитат). Но заметим, что внук тут скорее на стороне бабушки, которая спустя 15 лет семейной жизни уехала от мужа, хоть и недалеко, и на стороне матери, которая, будучи девушкой умной, независимой и сильной, считала, что отец ее излишне опекает, следит за ней и не дает необходимой свободы. Сам внук с дедом общался не слишком много, однако наследство от него получил, и немалое, и слышал про него исключительно хорошие отзывы посторонних, с которыми князь Григорий был дружелюбен, щедр, широк душой. Про него хорошая есть статья:
ПУТЕШЕСТВУЮЩИЙ ДИЛЕТАНТ И "РУССКИЙ ЛАБЛАШ" (М. И. ГЛИНКА И ВОЛКОНСКИЕ). СТАТЬЯ 3 - тема научной статьи по искусствоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) Там же будут цитаты из мемуаров внука Сергея Михайловича, который автор опровергает.
Вот нашлись портреты, все как на подбор отличные.
Хорошо, что мне уже не 20, а то бы я накатала много чего "готишного". Кресло символичное.
С супругой, есть еще такой портрет его тестя Бенкендорфа вместе с тещей, рисовала одна и та же Элизабет Ригби.
"Волкан Неаполя" за спиной, похоже, розенкрейцерский жест и рыцарская портьера. Здесь ему 25.
Внук писал в мемуарах, что у него где-то был огромный портрет деда сидящим за роялем, но мне такой не попался. Возможно, первый портрет из подборки является фрагментом этого полотна, ибо он обрезан с правого боку.
Вдохновившись черно-красным колером, я пошарилась по Pinterest и сделала такой вот коллажик.
В недавней книге «Волконский и смерть» князь Григорий встречается и, надеюсь, вызывает симпатию. В планируемой книге «Софья, или Роман о соколе и змее» без него никак не обойдешься, он, как-никак, сын заглавной героини.
Ну и на десерт, та самая кавантина Зарастро из «Волшебной флейты», которую, по воспоминаниям, князь, обладающий довольно редким тембром голоса, исполнял так, как было задумано Моцартом.
Click to view
Про эту оперу, масонские и розенкрейцерские мистерии, про Изиду и Осириса в реальной жизни и про то, что неслучайно герой поста разучивал оттуда басовые арии, можно написать отдельный пост.
Click to view