Oct 27, 2021 03:17
...С точки зрения психологии - это личные границы.
Каждый, кто проходил терапию, всегда сталкивался с этой темой. Обычно с границами проблемы более-менее у всех: кто-то пускает за них кого ни попадя, позволяя вить из себя веревки, кто-то (и таких все же меньше) держит железную оборону, отталкивая всех, кто пытается сунуться даже с самой невинной целью.
Но факт остается фактом - годы завоевания, гуманистического просвещения, изменений образа жизни привели к тому, что каждый имеет право на личную жизнь. На то, чтобы не получать непрошенных советов, не отвечать на слишком личные и некорректно заданные вопросы, не отчитываться перед другими (старшими по возрасту или по званию) в своих мыслях и чувствах. Ну и прочее, с чем понятие "границ" сопряжено.
Наши предки такого не знали. Да, даже дворяне. Возможно - особенно дворяне.
Мы привыкли смотреть на дворянство, как на "свободное сословие", на том основании, что со второй половины 19 века дворянина в РИ не пороли. Также наслаиваются представления об английской и французской аристократии, щедро содержащиеся в исторических и авантюрных романах. Вспомним дерзящего королю Бюсси, всех героев-одиночек, для которых король (или начальник) - "первый среди равных".
В РИ было не так. Долго причем, до конца николаевского царствования. "Вольности" были внесены, но на образ жизни дворянина это не повлияло. Хотя, как мы видим, отстаивать их готовы были ценой крови монарха, решившего всех "приструнить".
Начнем с того, что у представителя дворянского сословия не было возможностей остаться где-то наедине. Особенно если мы говорим о женщинах. Прогулки в одиночестве, поездки и визиты по желанию - об этом слыхом не слыхивали. Рядом с аристократом всегда слуги. И это не бессловесные предметы мебели, как можно себе представить. Почти ни у кого не удалось их расчеловечить. Слуги всегда где-то рядом, всегда "на подхвате".
Также необходимо учесть и то, что, как и в Пруссии, русский дворянин начиная с петровских времен по умолчанию - служащий. Офицер или чиновник. Либо на протяжении всей своей жизни, либо на одном из ее этапов. Структура табели о рангах предлагала строгую субординацию. Приказы вышестоящих не обсуждались, а воспринимались, как должное. Детей воспитывали также в атмосфере полного подчинения.
Таково патриархальное общество. Таково военное государство, каким была РИ (в отличие, повторяюсь, от Британской Империи и от Франции). Родитель должен знать о детях все. И император должен знать о подданных все. Скрытность и попытки сохранить частную жизнь в начале 19 века воспринимались как "вольнодумство". Наверное, поколение 1780-1790-х годов рождения, воспитанное, кстати, в основном, французами, и задумалось о поиске себя, о жизни вне "матрицы" подчинений и иерархий. Их можно понять. Мы бы тоже были страшными вольнодумцами, окажись на их месте.
В частности, подобная ментальность и объясняет, почему декабристы "стучали друг на друга и сдавали своих", как с негодованием пишут наши неоконсерваторы и неомонархисты. Именно потому что они не могли не отвечать на вопросы вышестоящих. Ведь следствие недаром вели люди старше их по воинскому званию и часто - по годам. И недаром в поисках "правых и виноватых" по делу 14.12 решил участвовать лично царь. Потому что русский дворянин не будет врать в глаза царю. К слову, "сдавали других" далеко не все и не всегда.
Итак, описывая события начала 19 века (или раньше) в России либо в Австрийской Империи или в Прусском королевстве, нужно помнить о том, что границы личности у аристократа выглядели иначе. Другим было отношение к родителям и к начальству. И что остаться в одиночестве, если вы женщина из аристократической семьи, практически нереально. Чем богаче - тем менее свободны в том смысле, в который это вкладываем мы.
быт и нравы,
мой Оржов