Расскажем-ка о недавно прочитанной мной повести "Легенда о синем гусаре" В. Гусева - про Михаила Лунина. Того самого, про которого
я как-то писала.
Книга у меня в таком издании.
Читала книгу долго, в связи с тем, что текст довольно "плотный" и "сытный". Он написан в популярном тогда - 1960-1970-е гг. - стиле "поток сознания" и структурирован так, что читаться должен "на одном дыхании". И в самом деле, происходит все быстро - "в одной невероятной скачке" Лунин проживает свой не так уж чтобы "краткий век".
Отмечу, что стиль такой не все любят, особенно в исторических романах, когда автор словно бы пытается "влезть" в голову персонажа. "Фу-фу, анахронизмы", скажут снобы. Но здесь главное - передать общий дух и смысл описываемой личности. Б. Окуджава, который "баловался" и историческими романами, как известно, также обожал данный стиль, пользуясь своей "первой" профессией поэта для того, чтобы структурировать тексты подобно стихотворениям в прозе. И, несмотря на то, что читать такое нужно вдумчиво, не на ходу, а "вздохнув и не дыша", оно запоминается - и образы, и словечки, и выражения. "Путешествие дилетантов" я читала еще в свои 16 лет, то есть, почти полжизни тому назад, а до сих пор помню "господибожемой" Лавинии Жадимировской, эпичную ее поездку с возлюбленным на Кавказ, а также в "Свидании с Бонапартом" стихотворение про "лед Зачанского пруда" (написанное якобы одним из героев - участником Аустерлицкой баталии) - оно мне помогло для описания "краеугольной" битвы при Аустерлице в "ДБ" и еще поможет для описания этой же баталии в "СиЗ". Не по фактам, конечно, а для создания общего духа.
В. Гусев пошел по тому же пути, только без стихов - а прозой, философской и образной одновременно. Лунин нам открывается не сначала. И не в ретроспективе. О его "проказах" показано лишь в разговорах, "слухах с улицы" - но они не проиллюстрированы. Хотя название, вроде бы, намекает на то, что книга должна нам рассказывать о "легендарном гусаре", "поручике Ржевском, только реальном". Герой "остепенился" и пошел в тайное общество, и его деятельность там видится чисто интеллектуальной. Автор может давать своего героя с разных позиций - это не только чистосердечный интеллигентный философ, но и требовательный, толковый командир оных "синих гусар", и помещик тоже не "умозрительный", а весьма конкретный, - никаких "заигрываний" с простым народом не описывается. И все главы довольно напряженные. Есть определенные исторические неточности - ну куда же без них? Но в целом, впечатление весьма приятное.
Автор, как любой хороший прозаик, далек от желания идеализировать Лунина. Он, бесспорно, сочувствует Мишелю, передает свою эмпатию к нему, но не превращает его в "рыцаря из кованой стали". Это отличает его от остальных книг про декабристов, написанных в советскую эпоху. Другие персонажи книги тоже поданы весьма привлекательно и живо. Даже если они "отрицательные" и с другой стороны баррикад. Никто не показан дебилом или простаком, или "злодеем ради злодейства". Автор не обошел и неудобных вопросов - упомянул, что тот же Поджио накатал более 60 страниц "чистосердечных признаний", например. Упомянул "идеализацию".
Заканчивается книга на весьма патетичной ноте - надо признаться, конец лучше начала, поскольку открывается она историей Ивашева и его первой встречей с "той самой" Камиллой, и эта история потом теряется на следующих страницах, исчезает и всплывает в сценах каторжного быта - а потом автор, словно невдомек, упоминает, что де Ивашев остался вдовцом, Камилла умерла, он тоже помер. Что сделалось с героем - загадка историков. То ли он и в самом деле скончался от внезапного инсульта в Акатуе, то ли его убили "по заказу" правительства - автор не стремится открывать нам эту загадку и выказывать свое предположение, не описывая смерть - а показывая, что она неминуемо должна совершиться.
В целом, отмечу так же, что книга предназначена для "подготовленного читателя" - ну, для того, кто знаком с историей декабристов на достаточном уровне, чтобы не "спотыкаться" о непонятные имена, фамилии и ссылки на события. Книга состоит, в основном, из "картинок" и "разговоров", причем картинки - все более пейзажи, а разговоры - на темы несколько абстрактные. Помимо главгероя, в книге хороши и выпуклы образы Ивашева (юного и вначале), Анненкова, Никиты Муравьева. Остальные (в том числе, и Волконский, которого я нигде не пропускаю) даны весьма поверхностно. Хотя с последним есть весьма красочная сцена, подтверждающая мое видение обоих персонажей. Она длинная, поэтому дам ее отдельно.
Моя оценка книги - 4,5 из 5. Впечатление не столь сильное, как от книги Я. Кросса "Императорский безумец" (то книга весьма надрывная), но весьма достойное. Могу рекомендовать и тем, кто Лунина любит, и тем, кого он раздражает, скажем так.