Пока, к сожалению, только виртуальные. К слову, я молюсь, чтобы эта тупая ситуация изменилась - речь идет не только о моих поездках, но и о работе.
Первый - и пока единственный раз - я была там 20 августа 2017 года. Этот год стал для меня поворотным во многих отношениях. И, в том числе, я побывала в имении своего главного героя. Он здесь не жил - обитал там его младший брат Иоганн с семьей, а также сын оного Иоганна и внук, тот самый полковник добровольческой СЗА Анатолий Ливен.
Историю имения повторять не буду. Оно было подарено Шарлотте фон Ливен в наследственное владение - до этого принадлежало роду Медемов, тоже довольно известному. Сама графиня в поместье никогда не жила - она довольно поздно достроила дом в стиле "ампир" по стандартному проекту, была там один раз проездом и завещала курляндское имение (самое крупное из собственных) своему младшему и любимому сыну. Тот жил в поместье после выхода в отставку и женитьбы, значительно улучшил и дополнил. В посте показан экстерьер и интерьер.
https://instagram.com/p/BYBavkJglV1 Внутри все воссоздано по фотографиям Мезоттена (ныне Межотне). До сравнительно недавнего времени здесь располагалось сельскохозяйственное училище, школа. Нынче здесь гостиница и ресторан. Популярное место для проведения свадеб и прочих торжеств. Рядом имеется мыза Mazmezotne, там тоже можно поселиться.
В парке есть вот такая урна - надгробие с кладбища. Сложно вычислить, кому оно посвящено, - сами видите, в каком состоянии надпись.
View this post on Instagram
#memorial #monument #whiteguards Памятник Анатолию Ливену в парке усадьбы. A post shared by
Daria Appel (@raccoonitsa) on Aug 20, 2017 at 9:29am PDT
Место благодатное - низкий берег реки Лиелупе, парк, тишина и уединение. Странно, но мы сразу почувствовали, что в этом месте нам хорошо. Есть даже мысль - когда появится возможность - провести здесь недельку.
Теперь к портретам - довольно редким, которые в Сети я не находила - только здесь и еще в замке Рундале.
Иоганн фон Ливен
View this post on Instagram
#mezotnespils #portraitofman #empire Первый из Ливенов, кто там жил долго. Братик моего главгероя. A post shared by
Daria Appel (@raccoonitsa) on Aug 20, 2017 at 2:01pm PDT
Портрет НЕ подписан. Вычислила сначала - "что-то на Кристофа смахивает, но это не он". Потом увидала портрет уже в Рундале, с подписью.
Почему-то, сколько не пыталась сфотографировать, получалось эдак смазано. Тут и поверишь в мистику.
Собственно, тоже не подписано. Но это Шарлотта. Вычислено эмпирическим путем, подтверждено с помощью, опять-таки, подписанной экспозиции в Рундале.
View this post on Instagram
#portraitofwoman #empirestyle #mezotnepalace Фрау Шарлотта фон Ливен, маменька главгероя:-) A post shared by
Daria Appel (@raccoonitsa) on Aug 20, 2017 at 9:24am PDT
Поначалу подумала, "что за Мария Федоровна?" Ан нет, это ее верная подруга и гувернантка ее дочерей.
Вот, для справки, экспозиция в Рундале. Дошли мы до нее случайно. Налюбовавшись вдоволь на бироновские интерьеры (дорого-боХато), мы спустились на первый этаж. Там был закрытый зал, который игнорируют экскурсионные группы. Для нас его специально открыли и включили свет. Там представлены образцы интерьеров различных эпох. И вот, в зале, посвященном ампиру, видим такое...
View this post on Instagram
#empirestyle #rundale Старые знакомые)) A post shared by
Daria Appel (@raccoonitsa) on Aug 21, 2017 at 12:25pm PDT
Конечно, есть в самом здании здании мызы гравюра с известного довольно-таки портрета Доротеи фон Ливен:
View this post on Instagram
#myprotagonist #empire #portraitofwoman Доротеюшка, в центре :-) A post shared by
Daria Appel (@raccoonitsa) on Aug 20, 2017 at 9:30am PDT
Между тем, в музее можно купить мыло и крем для рук с одноименным с моей героиней названием. Запах фиалки, по-моему. Не знаю, понравилось бы ей.
Да, теперь перейдем к следующему...
Если перейти через реку и забраться на высокий берег, увидим рощицу, там довольно любопытный "дикий" парк, есть места, представляющие археологический интерес.
Но затем - вот этот остов кирхи и все, что осталось от кладбища:
View this post on Instagram
#mezotne #cemetry #ruins #church Очень грустное родовое кладбище фон Ливенов. Из могил сохранились единицы. Крест - надгробие Карла Александра фон Ливена, сына первого владельца усадьбы Иоганна фон Ливена. Умер в 11 лет. Ещё в более-менее хорошем состоянии поддерживаются могилы Анатолия Ливена и его второй жены. Остальное - печаль. Чуть не расплакалась. A post shared by
Daria Appel (@raccoonitsa) on Aug 20, 2017 at 9:27am PDT
Высокий каменный, покосившийся крест обозначает место могилы св. князя Карла Александра фон Ливена, сына Иоганна, умершего в 11 лет. Еще там более-менее в хорошем состоянии поддерживаются могилы Анатоля Ливена и его жены - спасибо активистам Белого дела. Найден камень с могилы Артура фон Ливена, самого младшего сына Кристофа и Доротеи, но сфотографировать я уже не смогла. Мне стало жутко тоскливо. Еще и день был такой, мрачноватый, дождь накрапывал.
Отчасти причина, почему кладбище и кирха выглядят так, как выглядят, заключается в том, что Первую мировую в этих местах шли бои. Останки тех, кто похоронен под сенью церкви, перенесли потом в Рундале - вместе с надгробьями, которые представляют художественную ценность. Эти надгробья и надгробные скульптуры можно увидеть на цокольном этаже дворца Рундале.
...История с телом моего героя, при странных обстоятельствах окончившего свою жизнь в Риме, очень запутанная.
Через три дня состоялось его отпевание (чуть ли не в соборе святого Петра) и затем похороны на лютеранском кладбище, с залпами над могилой, как и положено генералу. Затем каким-то образом тело доставили в Ливонию и захоронили уже на кладбище, которое я вам показала. Не знаю, как у вас, а у меня возникает закономерный вопрос:
- зачем нужны были двойные похороны? Зачем бы не оставить его покоиться в Риме или сразу бы не отправить тело в Мезоттен? Вот Доротея по завещанию после смерти сразу отправилась туда, где покоились ее младшие дети и муж.
- обычно так устраивают, если тело, хм, не целое. То есть, кто-то завещал похоронить сердце в одном месте, а тело - в другом. См. случай с сердцем Шопена. Так что, вполне возможно, что граф был похоронен дважды в разных могилах. Как такое может быть? Только в трех случаях - один из покойников - не он; тело было "разобрано", что-то закопано в Риме, что-то в Ливонии; одна из могил на самом деле пуста - но тогда возникает вопрос - свидетели похорон вообще-то были в обоих случаях, вот, Жуковский в записных книжках об этом пишет. При отпевании гроб вообще-то открыт, присутствующие идут прощаться с покойным. Кстати, при прощании возникли странности, у кое-кого из близких св. князя Ливена возникли сомнения в том, что тело действительно принадлежит ему. Я об этом уже писала. Но, если эти сомнения высказаны были вслух, то им не придали значение, подумав, что его племянница, которая первая обратила внимание, слишком уж сильно переживает по своему крестному.
Сам св. князь высказывал при жизни желание, чтобы его похоронили в Шотландии, близ Абердина. Также завещание он оставил - его дети и жена прекрасно знали, что им причитается, но бумагу найти не смогли - отсюда долгие разбирательства Доротеи с ее старшими сыновьями по поводу имущества, оставшегося от отца. Но факты в письмах Доротеи к брату говорят о том, что не было никакого "злонамеренного" (как пишут в некоторых монографиях) умысла св. князя в том, чтобы оставить жену и детей без завещания. Скажу так - там было что наследовать, особенно в плане денег и акций. К тому же, Кристоф был человеком предусмотрительным, и, даже если его в чем-то не устраивала жена, лишать своих детей наследства он бы не стал.
Хм, у меня есть кое-какое подозрение, кто так лихо распорядился завещанием. У этой особы уже был опыт в манипуляциях с бумагами - она, с согласия старших братьев, переписала завещание матери так, чтобы ее младшему брату, отбывавшему наказание по "делу 14-го", не досталось ничего, кроме "благословения" (а изначально по завещанию ему доставался дом на Мойке, 12, тот самый, который завладевшая им старшая сестра будет сдавать семье Пушкиных). Княгиня Софи вообще весьма лихо расправлялась с официальной документацией, деньгами и чужим имуществом (начиная от домов и поместий и заканчивая чайными ложками и апельсинами - вот точно, какая-то "Сонька-Золотая ручка", а не приличная светская дама).
Другое дело - какую выгоду получила она от уничтожения завещания. Надо подумать...
Все эти макабрические и детективные подробности нужны мне для новой книги, которую начну в скором времени писать.