У Агнии Барто есть не самое известное стихотворение:
Хищница
На комод уселась к нам
Глиняная птица
И глядит по сторонам:
«Чем бы поживиться?»
Будто круглые очки,
У нее глазищи,
И глотает пятачки
Птица вместо пищи.
Опустил монету,
Был пятак - и нету!
Стала хищная сова
Предъявлять свои права.
Я хотел купить значок
Другу к именинам.
Звяк!- остался пятачок
В животе совином.
Даже деньги на автобус
Я в совиную утробу
Для чего-то опустил,
Опустил и загрустил.
А сова глядит, хохочет,
Изогнула нос крючком.
Для нее теперь охочусь
Я за каждым пятачком.
Завтра мамино рожденье -
За подарком не бегу,
На подарок нету денег,
Их в копилке берегу.
Я разбил эту сову,
Хорошо опять живу!
Сова-копилка как символ стяжательства, скупости - пороков, которые до сих пор стараются искоренять сызмальства. Недаром стихотворение названо не просто "Копилка" или "Сова", а целая "Хищница". (к слову, в русской поэзии - следуя за народной и традиционной трактовкой - сова является не столько символом интеллекта и учености, сколько смерти и всевозможной жути (стихотворение Ахматовой про вышитого на подушке сыча, которого испугалась маленькая лирическая героиня, сразу приходит на память).
Я прочла, и сразу возникла мысль - "хм, а как же учить ребенка бережному обращению с карманными деньгами?" Нынче эксперты по воспитанию подрастающего поколения советуют создавать детям сберегательные счета, учить копить на конкретные вещи и разумно распоряжаться теми средствами, которые выдаются на карманные расходы. Здесь же, как видим, - все зло - в копилке. Конечно, можно поспорить, что герой стихотворения деньгами не собирался расшвыриваться - две суммы из трех он хотел потратить на подарки другу и матери, третья сумма относилась к числу обязательных расходов. Но факт остается фактом - красной нитью проходит мысль о том, что "собственничество и стяжательство - нехорошо". К тому же, меня смущает, когда родитель ждет покупного подарка от малолетнего ребенка, которому сам выдал карманные деньги.
Никакой порок так не клеймился в советской детской поэзии и прозе, как жадность. Оно и понятно - советские граждане обязаны были относиться ко всему материальному равнодушно и культивировать в себе чувство товарищества. Необходимо было делиться с товарищами всем. Те, у кого естественное чувство собственничества было развито более, чем у других, либо еще не отбито, клеймились жадными. В итоге, как ни парадоксально, выросло не одно поколение людей как раз таки жадных и зацикленных на всем вещественном. Недавно наткнулась на тред про "ужасных бывших". Так каждая вторая, перечисляя пороки бывших мужей, обязательно указывает на то, что они "много ели", "съедали все вкусное", "объедали ребенка". Ну и люди, которые живут от зарплаты до зарплаты, ничего не откладывая, велико, даже если доходы позволяют. Да и нынче вот-вот да и услышишь сетование бабушек и ругань воспитательниц - маленький ребенок не хочет делиться игрушками с друзьями по песочнице, ай-яй-яй, какой плохой и жадный, ну-ка быстро делись. А нужно ли так искоренять то, что называют "жадностью"? И нужно ли поддаваться порыву разбивать копилки?
Собственничество маленького ребенка, не желающего делиться игрушкой с "подружкой" или "другом" по песочнице, - это обычная защита личных границ. Как вы бы сами отнеслись, если малознакомый человек, с которым вы работаете или проводите время, без просьб таскал ваши вещи? Или даже с просьбой - но ужасно обижаясь на отказ? Так что у детей с границами все спокойно. Пока в дело не вступит тяжелая артиллерия воспитания. И не покажет, что нужно отрывать свое от сердца и передавать его другому человеку. В итоге, щедрость становится неким ритуалом, вовсе не искренним.
Истинная щедрость всегда происходит от изобилия. Так уж устроен человек, что о себе всегда будет думать больше - даже на уровне подсознания. Если ресурса не хватает - то он постарается оставить большую его часть себе или тем людям, которые входят в его самый ближний круг. Искренне желание поделиться - результат того, что ресурса (материального или духовного) в настоящий момент у вас много. Щедрость всегда идет рука об руку с любовью. Любовь - не вежливость и не ритуалы, не хорошие манеры и не внушения сверху - заставляет нас делать человеку подарок. В приведенном выше стихотворении не сова заставила мальчика положить деньги в копилку, вместо того, чтобы купить подарки - а подспудное осознание того, что этих денег немного, лучше их приберечь на черный день, а не разбрасываться ресурсом.
От того, что имущества мало, а делиться им вроде бы как надо, и идет сугубая заматериализованность людей.
Другое дело, что понятие о том, что "много" и "мало", у каждого свое. Псевдобуддисткие и псевдокоммунистические разговоры о том, что человеку ничего на самом деле не нужно, все имущество - это иллюзия, оставим в сторонке. В "Дарах волхвов" О'Генри молодые и стесенные в средствах супруги явно не жалеют ничего, чтобы порадовать друг друга на праздник, даже притом, что ценностей у них фактически нет. К тому же, щедрость возможна лишь с ближним кругом. Стоит ли быть щедрым со всеми подряд? Вопрос риторический. Однозначно нет. Так же, как учить ребенка "не быть жадным" и "делиться" с теми, с кем он не хочет разделять свою собственность.
А класть деньги в копилку - навык, весьма полезный в быту и в жизни. Таким образом, не останешься у разбитого корыта в очередной кризис.