"И дай мне смерть в семнадцать лет"... Яд романтизма

Jun 28, 2019 23:16

Где-то год или два назад пошла тема про "группы смерти" в соцсетях, заставляющие подростков самоубиваться. Потом эта тема стала популярной страшилкой для родителей, которые словно в первый раз услышали, что в этом возрасте даже у более-менее благополучных детей наблюдаются склонности к драматизированию ситуаций и заигрыванием со смертью. И вина в том - не "безделье" и не "недосмотр". А особенности психики.

Но так уж новы все эти "синие киты" и прочие "клубы самоубийц", которых так страшатся старшие? Совсем не новы. Все это - отчасти последствия романтической, а затем и декадентской культуры. Весьма хороших и качественно исполненных произведений, многие из которых вошли в классику мировой литературы.

Я ничего не хочу клеймить, но уж слишком много писателей и поэтов смакует тему смерти. И она ложится на благодатную почву юного сознания.
Недавно подслушала в общественном транспорте разговор. Парень, на вид лет 16-17, говорил своей спутнице: "Я вообще не понимаю, зачем жить дольше тридцати?" Впереди сидящая я, разменявшая этот пресловутый третий десяток, не удержалась и фыркнула. И вспомнила, как я в его возрасте тоже всем сообщала, что поставила себе предел - 31-33 года, "дальше нет смысла". Ну вот в этом году мне 33, и как-то хочется жить, чтобы все успеть.

Я про другое. Про рассуждения - весьма талантливые - о том, как хорошо умирать, чем моложе, тем лучше. И чтобы непременно тебя кто-то любил jusqu'au folie, и крайне тосковал из-за твоей кончины. Особенно все это применялось к девушкам, потому что парень должен быть непременно убит, а в женскую верность авторы-романтики, декаденты и представители потерянного поколения не очень-то верили. "Жена, как говорится, найдет себе другого...", "Жинка погорюет - выйдет за другого, за мово товарища, забудет про меня". Когда же жертвой безвременной кончины становилась дама, то ее овдовевший возлюбленный горевал в разы сильнее. То ли это отражение реального положения дел, то ли эдакое искажение из-за гендерных стереотипов, неясно.

Понятно, что с такой обработкой жить до старости и превращаться в бабку не хочешь. И начнешь твердить за классиком: "Дай мне смерть в семнадцать лет". Классик умерла не в 17 - в 47. И повесилась не от романтических чуЙств, а реально от того, что не смогла больше бороться за выживание в тех условиях, в которых она была поставлена.

Другое дело - почему эти стереотипы остаются в тебе, хоть подобная романтическая литература уже кажется наивной и глуповатой? Чем вообще так привлекательна для молодых людей смерть?
1) нет полного осознания, что это навсегда и надолго
2) от недолюбленности: "вот не станет меня, и все поймут, что же потеряли..."
3) от того, что в молодости ты в некотором образе на распутье. Умирать не хочется, когда есть определенная цель, к реализации которой ты идешь. В ранней юности цели у всех примерно одинаковы. И это не те, которые сами бы молодые люди перед собой поставили. Да, надо выучиться - но потому что "все так делают" и с прицелом на будущее, не потому что ты реально мог выбирать: идти в вуз или не идти. Часто даже и вуз со специальностью выбирают не осознанно, а руководствуясь соображениями: "что престижнее", "где есть блат", "где дешевле учиться", "куда прохожу по баллам", "недалеко от дома", "неважно, что это, зато в городе N/стране S, где я хочу жить", "куда пошли мои друзья/мой парень или девушка".
4) все слишком драматизируется - каждое огорчение видится концом света.

С этим не нужно бороться...
Этим нужно переболеть.
И если осталось чуть-чуть такого - то попробовать вытравить.
И бросать читать дурные книги.
Потому "Три товарища" уже не моя любимая книга отнюдь. И реветь над участью героев вновь и вновь пора уже прекращать.
А в реальной ранней смерти ничего хорошего и романтичного нет.
Каждый, кто переживал преждевременную смерть близкого человека, подтвердит.

о вкусах спорят, быт и нравы

Previous post Next post
Up