Чтобы вы не подумали, что у меня "всюду немцы" и всюду мужчины, я напишу пост про даму, которая меня чрезвычайно занимает.
Дама была знатна, богата, довольно экстравагантна, но честна и тверда характером. Ее побаивался и Николай Первый (но у того, как я подозреваю, "твердость и суровость" были наигранными).
Она на несколько месяцев старше моей главгероини (родилась 21 августа 1785-го). В семье была "лапушкой-дочкой" на "восемь сыночков", отец (довольно экстравагантный человек, вероятный прототип князя Болконского-старшего) ее обожал больше всех детей (их родилось шестеро, но два сына скончалось во младенчестве), да к тому же, она на него была сильно внешне похожа. Младше нее - только ее брат Серж, который, собственно, и вошел в историю ярче всех других. И к нему она была наиболее близка душевно (как и он к ней - из всех своих sibling'ов). Как и полагается любимым детям, и, особенно, девочкам, которые ближе всего к отцам, она выросла весьма уверенной в себе и обаятельной. Умом была совершенно не обделена, я бы поставила ее наравне с той же Доротеей (с которой они были не особо дружны, но с мужем ее Софи общалась весьма хорошо - по-дружески, хотя с тамошней свободой нравов уже ничего не поймешь; на одной из групповых картин Граф стоит чуть ли не под ручку с ней, а не с женой; ежели там и правда, то это какой-то долбаный сериал будет).
Как видим, назвать "прямо-таки красавицей" нельзя, но что-то в ней было. Безусловно благородная и яркая наружность, но свидетельств того, чтобы мужчины штабелями укладывались, я не нашла. Кажется, портрет кисти Боровиковского, и ей здесь 15 лет. Держит портрет своего дедушки князя Репнина, сделавшего ее своей главной наследницей. Она писала про себя: "в моих глазах было нечто неуловимое, что нравится мужчинам".
С детства она старалась вести себя так, как хочет сама, но не выходя, впрочем, за рамки приличий. Тоже была неплохой музыкантшей, только, в отличие от главгероини моей, специализировалась на струнных, а не на клавишных - освоила арфу. После окончания довольно интенсивного домашнего обучения стала фрейлиной при великой княгине Елизавете Алексеевне.
Знатная, богатая (ей много осталось от деда со стороны матери, князя Репнина, у которого не было наследников мужского пола, так что все состояние отошло его внукам Волконским - вместе с фамилией, которую носил старший брат Софьи), с хорошими связями при Дворе и в свете, к тому же, образованная, остроумная и недурная собой княжна, естественно, имела миллион искателей и воздыхателей, толпившихся табунами при ней, в ожидании, что она подарит им свою благосклонность. Родители (особенно маменька) тоже встревали с "хорошими мальчиками". Но Софи, повторяюсь, девушкой была упрямой и решительной даже и в 17 лет, так что жениха выбрала себе сама, и в круг ее поклонников он не входил. Вообще, он был ее кузеном (троюродным братом) и тоже был князем Волконским, старше ее на 9 лет, уже тогда заработавшим репутацию "каменного князя". Родители слегка смутились - мол, родня ж все-таки, хоть и дальняя, вдруг не повенчают? Но потом оценили выбор дочери. К тому же, у девушки была губа не дура, выбрать молодого зам. начальника Военно-Походной канцелярии, "молодого генерала своих судеб" и личного адъютанта Александра Первого. Она видела перспективу:-) И могла при таких раскладах оставаться при Дворе, где уже заработала репутацию и уважение своей "начальницы" - теперь уже императрицы Елизаветы Алексеевны.
В те годы П.М. Волконский выглядел именно так. Добавим еще могучий рост, накаченное телосложение, сдержанный и спокойный нрав, и увидим, что девицу привлекли не только чин и звание. Можно понять, что она в нем нашла.
Свадьбу сыграли в первый год правления Александра Первого (называют дату 1802), и, судя по воспоминаниям современников, между супругами была любовь, несмотря на взаимные выгоды, которые они принесли друг другу в браке. Софья повсюду ездила с мужем, сопровождая его в бесконечных поездках в свите АП и даже на войну с французами, невзирая на беременности, которые, как водится, случались с ней ежегодно. Таким образом, дама сумела объездить всю Европу. Свое влияние при Дворе Софи использовала на благо карьеры брата Сержа, которому, как он пишет в своих мемуарах, в те годы прощалось и такое, что другим с рук не сходило.
Когда после упразднения Военно-Походной канцелярии ее мужа направили в Париж, чтобы узнать "секрет успеха Бонапарте", Софья, конечно, тоже туда поехала, подружилась с Ортанс Богарне и ее маменькой Жозефиной, стала своим человеком в Мальмезоне, и, естественно, делилась своими впечатлениями в письмах к разным друзьям. Причем среди этих писем были и такие, которые сочли шифровками. У нее даже был свой "источник слива информации" - чтица при Дворе Жозефины, мадемуазель Кошеле (кстати, что за профессия - "чтица"? Причем встречаю именно что в применении к Бонапартовскому двору. Что, читать сами не умели? Или "для престижу", чтобы глаза не портить?). Вообще, она и отдельно от мужа много путешествовала, и многие даже удивлялись, что она ведет себя необычайно самостоятельно для женщины тех лет - сама правит лошадьми, гуляет без сопровождающих, иногда игнорирует светское общество.
Как и ее муж, Софья Волконская отлично знала настоящие причины смерти Александра Первого и, возможно, Елизаветы Алексеевны. Она тоже вела свой дневник, который непонятным образом исчез. После смерти своих венценосных покровителей Софья захотела "уйти в отставку" и уехать в деревню - такое ощущение, что ей доверили некую тайну, которую она очень боялась невзначай раскрыть - или, скорее, опасалась, что на нее будут давить из-за этого знания. Возможно, если версия с Федором Кузьмичом и Верой Молчальницей таки правдива (хотя историки продолжают в этом сомневаться - похоже, лишь анализ ДНК тут поможет), ей просто приказали уйти.
После понятно-каких-событий, последовавших после смерти АП, княгиня и вовсе решает разорвать свои отношения с большим светом и Двором. Ее любимый брат был арестован и пошел на вечную каторгу. Она не знала, что и делать, поэтому уговорила свою невестку Мари на то, чтобы следовала за мужем: "Он без тебя пропадет". При этом их мать, княгиня Александра, от сына практически отреклась. НП она возненавидела, и через 2 года после "несчастных происшествий на Петровской площади" разъехалась с мужем, чтобы только не присутствовать при ненавистном ей Дворе. Муж не возражал, хотя и понимал чувства жены. На тот момент отношения у них разладились, у него была уже "вторая семья".
Те, кто ее видел в ту эпоху (и даже раньше), отмечали ее экстравагантность, а многие считали ее откровенно странной и "психической". Возможно, на папеньку-оригинала она походила не только внешне. В основном, это обусловлено ее слишком уж независимой манерой поведения и тем, что она плевать хотела на строгие правила поведения, предписываемые великосветским дамам. Причем эта независимость не предполагала сексуальной распущенности, как может показаться. Себя она весьма уважала, и про отношения вне брака я наверняка ничего не знаю. Под конец жизни она сделалась страшно скупой, одевалась в какие-то обноски и останавливалась только там, где подешевле. Из-за этого ее даже арестовали, найдя с фамильными драгоценностями, так как подумали, что она беглая прислуга, обокравшая хозяйку. При скромных бытовых привычках она отличалась благотворительностью и помогала, в том числе, декабристам на каторге. Навестить брата в Сибири она порывалась, но никто ей не разрешал. Но до амнистии все-таки дожила. Можно представить, что там разыгралась чувствительная сцена из "Жди меня".
Меня в ней восхищает именно вот это "I don't give a f*ck", которое есть и в брате ее младшем (оттого, вероятно, они были так дружны), гордость и умение диктовать свои условия. Вот это настоящая Княгиня.