Чудинова, которая Елена - это нынче практически бренд. И претендентка на трон "живого классика".
Я думала, она имеет какое-то отношение к
вот этому эпическому персонажу.
Нет, походу, либо однофамильцы, либо неблизкие родственники. Но суть-то одна. Фамилия - это знак. Тем более, однокоренная со словом "чудить". Чудят эти персонажи на славу. Не отставая друг от друга. Но в разных областях.
Я не хотела скатываться на личности, но личность авторессы весьма колоритна и стоит отдельного освещения.
Вкратце: умело выстраивая образ "прекрасной-дамы-не-от-мира-сего" (у каждого, наверное, была такая преподша в универе, учительница в школе, соседка - тихое помешательство, "гиковство", граничащее с клиникой; у меня таких было полно - что поделаешь, гуманитарный факультет провинциального вуза), ЕПЧ умело старается соответствовать конъюнктуре и говорит/пишет/творит то, что примкнувшим может понравиться. Она обслуживает то абсолютное большинство читательской аудитории, которое готово обращаться к историческому худлиту: образованных консерваторов. Ну и примкнувших к ним трепетных барышень, примеряющих на себя кринолины. Я себя, грешна, тоже причисляю к консерваторам, но для меня ее творчество чересчур.
Прославилась ЕПЧ, впрочем, не историческими романами, а утопиями и антиутопиями, и также тем, что причисляют к young adult fiction (приключенческие или фантастические романы для юношества). Самое известное ее произведение, которое, по словам автора, "крайне популярно в Европе" (хотя я за 5 лет проживания в европах и регулярных походов по книжным не видела в продаже ни разу) - "Мечеть Парижской Богоматери". Большое полено в пожар исламофобии. За это Чудинова получила прозвище "русской Кассандры" от таких же французских городских сумасшедших (то есть, от очень тесного круга ультраправых в этой стране вечных социалистов). Хотя не сказать, что такого развития событий на момент создания романа никто не мог предугадать - и слепой увидит, что всяких магрибцев "в этих-ваших-парижах" полно, и что они могут взять власть (уже берут, хоть и демократическим путем). Вообще, автор страшная франкофилка и монархистка (до сих пор оплакивает Луи и белль-Мари-Антуанетт, и, как часто бывает с подобной категорией граждан, новообращенная католичка), и от ее "филии" начинаешь ненавидеть и вандейчество, и последних Бурбонов, и все эти шато, и охота запеть во весь голос нынешний гимн Франции. А так же внимательно посмотреть на похабные якобинские карикатуры на "святую королеву". Вот как можно извратить хорошую идею.
Недавно автор порадовала нас утопией "Победители" - что бы было, если бы в России так и осталась монархия. И никакой революсьон. Автор крайне активно свое произведение пиарит, повсюду ездит его презентовать, даже собирает ряды поклонников, вскидывается от каждой критики и пишет в своем фейсбучике "Я-не-такая". Даже невинные жж-посты по этому поводу ее доводят до белого каления. Поэтому закрою и этот пост, чтобы, не дай Боже, мне не сделаться невольной убийцей дамы. Что подчеркивает любительский характер ее творчества - а еще больше подчеркивает старая добрая мэрисья, которая притаилась во всем, что выходит из-под чудиновского пера. Каждая яркая положительная героиня - улучшенная и дополненная версия авторши, белокурая бестия, да еще по чистой случайности названная Еленой, Нелли и т.д. (но я молчу, моя главгероиня тоже отчасти моя тезка, если смотреть, как ее русские называли; но я ее не выдумывала). В том числе, и в книге, которую я сейчас буду разбирать на запчасти.
Краткая аннотация:
АП травят злые масоны, которые дергают за ниточки "сволочей-декабристов". Впрочем, АП не жалко, авторесса его не любит. Зато она очень любит "рыцаря-без-страха-и-упрека", то бишь, ВК Никса, которому достается весь этот бардак. Вместе с декабристами. И его бы убили, если бы в дело не вмешалась выдуманные авторессой персонажи вместе с иезуитами. Происходит epic battle. Декабристы получают по роже, все улыбаются и машут.
Словом, автор тоже в струе - нынче принято считать декабристов предтечами ненавистным 87% россиян "белоленточникам", которые чего-то там тоже стоят на площади. Поэтому поливание грязью вполне конкретных ист. персонажей, искажение событий и запугивание "страшным масонством" (прямо как "страшным Госдепом") выполняет роль психологического переноса. Чудинова немного опередила события, впрочем, не сильно. При "просвещенном путинизме" эдакая точка зрения на дела 1825-го года стала крайне популярна. Почитайте Киянскую, "научные труды" которой мастерски препарируют
odna-zmeia и
kemenkiri. Там то же самое. Только более наукообразное.
Но приступим к тексту.
1. Автор скатывается на любимый отчего-то многими конек: вплетает архаизмы, а именно, архаические формы. Для вящего "колориту". "оне", "мирны дни", "волоса", "кои", "зряшно", "али"... То ли деревня, то ли "подлинный язык русских дворян 19 века". Хотя сам язык довольно современный и динамичный. Как будто, если автор напишет "мирные дни", "они" и "волосы", читатели не поймут, в каком веке действие происходит.
2. Лоялист Сабуров (главный герой и марти-сью, так как автор создавать персонажей не умеет) высказывается куда как вольнодумно, но только тогда, когда речь идет об АП.
3. Далее радуйтесь, специалисты по декабристам. Автор снова демонизирует несчастного Павла Ивановича, которому я, право слово, уже начинаю сочувствовать. Сабуров раскрывает "страшный план", согласно которому Пестель и южане выпиливают всех северян и Никиту Муравьева вместе с ними. "Русский Бонапарт" ж.
4. Главная мэрисья авторессы, конечно же ЕЛЕНА, крепко осуждает дуэли. И чуть ли не отрекается от брата, убившего того, кто оскорбил его честь. Это аристократия? Она не понимает, что оскорбление чести смывается кровью?
5. "Лена! Господи! Где же трава?!" - прочла я на одной из страниц. Роман Кириллович, не беспокойтесь, ее отобрала у вас авторесса)) К слову, травой (какой-то целебной) пытаются купировать астматический (!!!) приступ у героини. Чудесно. О том, что астма вызывается аллергенами, из которых растительные - самые мощные, автор не знает. НИзачОт по медицине. Траву, кстати, не нашли, пришлось рвать мяту. Далее, один из членов этого семейства таки возьмет траву для тех целей, для которых она предназначается: " А потом я заметил… Ну, от нее сердце так биться начинает… А главное дело, тревожно так делается, и страхи лучше в голову лезут. Я вот сейчас хотел балладу написать… В западнославянском духе… Ну, как девицу вампир сосватал… Вот и взял немножко, чтоб пострашней сочинялось".
6. Роман Сабуров, ест-но, учился там, где учились Серж Волконский, Альхен Бенкендорф, Михаил и Алексей Ф. Орловы - у аббата Николя. И вот что говорит почтенный папаша, отдавая сына в иезуитский пансион (пытаясь сгладить беспокойство почтенной маменьки, боящейся, что сын в паписты подастся): "Единственные воспитатели, способные уберечь юношу от масонского влияния, это только иезуиты". Что-то никого из воспитанников l'Abbe Nicole'а от посвящения в масоны эти иезуиты не уберегли.
7. Тильзитский мир эти Раскофы/Сабуровы "не-забудут-не-прощают". Всё. АП навсегда замаран. Что ж они не в заговоре? А было бы круто, если б авторесса начала эту тему далее развивать. Впрочем, она бы все завалила.
8. Почему девочку Прасковью зовут польским обращением к незамужней девушке (то бишь, Панной)? Надо бы Pauline. Или вообще не называть дворянку именем горничной.
9. К слову, о том, каких героев автор считает хорошими, каких - плохими, красноречиво говорит описание их внешностей. Вот как описан Александр Благословенный: "Нужды нет, и Цезарь был плешив, однако ж Александру Павловичу пролысина, которой не могла скрыть полностью даже треуголка, как-то уж очень не шла. Правильные черты лица, не подсвеченные величием, казались незначительны и мелки". А хорошие герои - сплошь белокурые бестии с синими глазами. И правильными чертами лица.
10. Виллие убил Павла Первого?! Чего??? Автор так считает. Каким образом, интересно?
Небось, траванул. Или нанес решающий удар скальпелем. Представляю эдакий gore. Кто еще убил Павла Первого. "Огласите весь список".
11. Названия лож авторесса берет от балды. "Беллона", "Минерва", "Благословение Пеликану", "Усердный Литвин". Почему не "Почитание Макаронной Монстры"?
12. Декабристы - конечно же, все сплошь атеисты. И затевают дело явно для того, чтобы уничтожить веру православную. Здесь поражает голимое невежество. Программные документы декабристов читать - выше ее. Это же "масонская погань", можно же заразиться. И вдруг понравится?
13. Надо сказать, язык, который используют декабристы, куда как более отражает то, на чем реально говорила просвещенная молодежь 1820-х. Засушенные положительные герои с их "инда взопрели озимыми" сразу же уходят в минус. Да, я уже знаю, за кого здесь болеть.
14. "Я не доверяю никому", - горько усмехнулся Император, [....] - Все люди мерзавцы. и примечание: "Действительное мнение Александра I" Чудинова сгоняла в прошлое и спросила у АП его мнения касательно человечества? (знаете, когда ты царь, вокруг тебя толпа лизоблюдов с Аракчеевым во главе, да еще ты тусуешься на конгрессах с разными рвачами от дипломатии, такое мнение весьма оправдано; человечество с АП обходилось не слишком милосердно). А цитаты приводить - цитаты придумали трусы. И масоны, добавила бы авторесса.
15. Мэрисья Леночка там ужасна. Запрещает дочке одеваться по моде (в ампирное), так как, а) "ты-похожа-на-беременную"; б) "так одеваются инкруаябли в парижах, запрещаю". Короче, "я не лягу под стилягу". Маменьке все равно, что, обрядив дочу в старомодные фижмы, она снижает ее ценность на ярмарке невест до нуля. Все ж подумают, что у них просто нет денег на модные журналы и на модную одежду. "Зато за масона замуж не выйдет", небось так.
16. Грипп всегда так и называли "гриппом". На худой конец - "простудной лихорадкой", "горячкой". "Инфлюэнца" - извращение из конца 19 века. О заразности этой болезни имели очень смутное представление, ибо часто не различали его от незаразных горячек и воспаления легких (в которое эта инфекция может быстро и незаметно переходить; у меня от этого главгерой помер; а через 18 лет - его государь НП).
17. Называть барышню начала 19 века кратким именем на "-ка" (вроде "Лёльки" или "Катьки") - это примерно о том же, что в адрес великих княжон бросить "девки" (как у Елисеевой). Манька, Катька, Лёлька - так подзывали к себе сенных девок.
18. Кстати. Зачем передавать бретонский диалект французского в переводе русским просторечьем? Когда бретонец говорит: "пришли меня в рекруты вязать...", это выглядит неуместно. Какие, блжд, "рекруты" во Франции? Бретонское поместье зовется, прямо как в благословенной Ливонии, "мызой". Автор панически боится, вероятно, утратить "колорит". В итоге, колорита лишает.
19. Главное занятие Пестеля, по мнению "конспирологов" - разъезжать по всяко-разным людям, начиная от Палена и заканчивая Серафимом Саровским (был у меня и
lubelia пост по поводу годной картинки на эту тему, иллюстрирующей некую притчу). По воле автора, обладатель "кургузой бонапартовской наружности" (цитирую текст), едет и к Аракчееву. Аракчеев тоже в заговоре. И вообще, у них там тесные, почти семейные отношения (местами похоже на слэш). Аааа! Интересно, насколько меня хватит это разбирать и насколько вас хватит этот разбор читать.
20. Савари во время Аустерлица не был герцогом Ровиго. Он им стал в 1807-м только. И, блжд, Пьер Долгоруков, мой Пьер Долгоруков не думал, что с Бонапартием необходимо дружить! Он был "совсем наоборот"! То, что он считал, что "шапками закидаем" - это, извините, признак довольно слабого ума и отсутствия способностей к стратегии и тактике у этого персонажа (вообще князю П.П. Долгорукову надо было бы на гербе начертать девиз "Слабоумие и отвага" - в этом вся его суть). И вообще, говорить юному поручику, каким был Роман, на равных с генерал-адъютантом, пусть и ненамного старше его самого по возрасте - это еще что за хрень?
21. "У нас, венгерцев, отвращение к католичеству дается от рождения, ведь католическая вера связана с проклятыми Габсбургами…" ЧЕГО??? Венгры были католиками еще тогда, когда никаких Габсбургов и в проекте не было. Да, и покажите мне венгра-НЕ католика.
22. Знаете, как опознать масона? А все просто. Посмотрите ему на мизинец. Если увидите печатку с черепушкой, это точно ОНО. Автор большая девочка, а в сказки верит. Далее пошла масонская мистика вперемешку с сатанизмом: "Превосходный Князь Царской Тайны", фу-ты-ну-ты. Сейчас они, верно, будут делать куклу вуду на АП. Или дьявола вызывать. Жду.
23. И снова. Потрясающие авторские познания в медицине. "Круп или дифтерит - мне даже не говорили". А ничего, что это почти одно и то же. Дифтерит назывался "истинным крупом", а удушье от ларингита - "ложным крупом", до сих пор в просторечье сохранилось.
24. Накануне восстания декабристов Елена Роскоф (дебильная фамилия, почему-то у нее от меня в глазах кровоточит, я тоже масон или уж слишком напоминает "Тинькофф" какой-то) встречает маменьку Рылеева и та рассказывает душераздирающую историю, вошедшую в анналы: как она "вымолила у Бога" тяжело заболевшего сына, но перед этим ей показали, что мальчику лучше помереть, а то его повесят. А ничего, что Анастасия Матвеевна была уже полтора года как мертва? Или это ее привидение?
23. Примечания автора великолепны. Когда герой произносит нечто, она считает своим долгом сослаться на эти слова и приписать: "Он действительно так говорил". Без ссылок ни на какие источники. Кстати, у авторессы целая коллекция образований, среди которых затесалось и историческое. Но, как часто бывает, те, кто учился многому, запоминают из этого мало.
24. "Михаил Павлович, слишком юный дня снедавших его забот..." Чего? 27 лет детине. Их ненавистный автором старший брат уже в 22 года рулил властью. Хотя да, у этих ВК какое-то замедленное по тому времени развитие. В 16-17 лет их не пустили в Заграничные походы, хотя они рвались. Мол, "слишком рано". Дворянским сынам, очевидно, было не рано. Принцам германским - тоже.
Сцену восстания я не осилю, простите, господа. Можете прочитать здесь:
http://www.rulit.me/books/dekabr-bez-rozhdestva-read-298176-1.html P.S. Вот эта книга меня реально разозлила. Потому что нынче "это норма". Ольга Елисеева, которую мы разбирали ниже, просто схалтурила. Может, сроки поджимали, может, литературные негры писали, а она только "исторически консультировала". Здесь же не халтура. А вполне осознанное искажение фактов. Представление упрощенной модели мира, отношений между людьми, истории. Зачем оно Чудиновой нужно? Если она такая "валькирия Вандеи", то понятно, зачем - продать свою идею. Причем, что мило, ее idee-fixe очень удачно совпадает с модной нынче парадигмой и взглядами. Ну и как, с позволения сказать, консерватор и весьма правая, могу написать: "Зачем нам враги, когда есть такие друзья?" Кстати, у Чудиновой друзей, фолловеров и поклонников в разы больше, чем у вашей покорной слуги, поэтому можете считать, что я "просто завидую" и мне надо "сперва добиться". Куда ж мы, сиволапые, против "русской Кассандры"?
Ну и да, лакмусовая бумажка всех отвратительных книг - если вам отрицательные персонажи понравились больше положительных (но я с сомнением отношусь к произведениям, в которых это разграничение слишком явственно), то поздравляю, вы зря потратили время. Вот здесь даже я, к декабристам относящаяся более чем скептически, их полюбила. Чудинова сделала то, чего не сумела добиться вся советская историческая романистика)) Пестель, обнимающийся с Аракчеевым, настолько неправдоподобен, что это даже смешно. *Пожалуй, Павел Иванович действительно заслужил лилии, столько всякой фанаберии про него пишут*&
P.S.S. Что еще могу сказать? В царские, дореволюционные времена даже так называемые "охранители", даже Модест Корф и Шильдер не смели поливать грязью "мятежников". Приписывать им те намерения, которые не были выявлены на Следствии. Марать грязью их личности, вплоть до внешности. После 80 лет культа декабристов в историографии нынешние самопровозглашенные "консерваторы", вместо того, чтобы аргументировано, не скатываясь на личности и не вдаваясь в занимательную конспирологию, доказать, чем же, собственно, эти деятели были плохи и почему их нужно не любить, обливают их грязью. Началось все с писателя всякого трэша руками Бушкова. Но и галантная дама Чудинова не отстает. Что, в общем-то, опровергает ее претензии на "голубую кровь". Уши разночинки торчат отовсюду, так как базовое понятие "честь" (да-да, даже у врагов есть "честь", тем более, если они, по сути, дворяне - до 1917-го года все это понимали) ей абсолютно незнакомо. Ну и охаивание Государя Императора, которого почти 200 лет как нет в живых - это тоже как-то не по-правому и не по-монархистски.