Ну и о книжечках. Аудиокниги в последние время удается потреблять менее интенсивно - в машине я их совсем теперь не слушаю, только в тренажёрке. Но вот дослушал «Редкие Земли» Аксенова. Хотя впечатление можно было писать уже после середины книги, но честно решил дослушать до конца и потом уже выплеснуться. Чем сейчас и займусь.
Не могу сказать, чтобы я был большим фанатом творчества Василия Аксенова. "Остров Крым", прочитанный в расцвете перестройки в журнале «Юность» сильно впечатлил, но больше я ничего особо не читал - «Затоваренную Бочкотару» помнится проглотил, но эффекта не припомню (значит и не было его?). «Московскую сагу» в виде телесериала потреблял (не считается!), «Звездный билет» недавно прослушал в аудио - всё супер, но это из ранних произведений. А вот «Москва-ква-ква» прочитал совсем недавно, и осталось у меня после неё лёгкое такое раздражение.
Вот есть вроде бы вполне себе интересная история про Москву 40-х, с яркими персонажами, с любовью, с изменой, с интригой, со Сталиным с Берией - в общем есть чем поразвлечь неискушенного читателя. Ну, к чему было наворачивать всю эту мистику, полёты с крыши московского небоскреба на картонных крыльях, подростка с никого не удивляющим именем Так Таковский… И была бы книжка только про это, её можно было бы смело бросить на середине и успокоиться. Но там, то есть нормальный сюжет, который уже зацепил. И чтобы узнать, чем там дело кончилось, приходится продираться через авторские кульбиты и кунштюки.
Так вот с «Редкими Землями» происходит ровно тоже. Первая глава оставляет тягостное впечатление - автор рассказывает о том, как живет во Франции и собирается писать книгу. И всё это как-то так скучно и нудно. Но потом начинается собственно книга, история бывших комсомольцев, а ныне бизнесменов Стратовых, и она захватывает, и заставляет сопереживать и не даёт оторваться. Знакомые фигуры узнаются в этих вымышленных персонажах, тем более что автор ставит их на одну доску с Ходорковским, Гусинским, Березовским.… И собственно история внезапного обогащения бывших комсомольцев, а ныне портфельных инвесторов выписана мастерски, но …
Но снова начинаются кунштюки и кульбиты. Скучно светилу новой русской прозы писать просто книгу с просто сюжетом, плоско и неинтересно. Ему хочется населить книгу персонажами всех своих предыдущих книг (для меня абсолютно неузнаваемых и от того еще более раздражающих), хочется себя любимого лишний раз обозначить в качестве этакого творца сюжета, хочется мистики нагнать вроде подростка-мутанта уходящего в глубины морские и там перерождающегося в монстра…
А еще у него там начинаются стихи. Есть сразу полюбившееся про осликов Турции, Африки, Крита, но оно взято из книги Голсуорси. А есть авторские шедевры с весьма вольной рифмой и размером - вот это, например:
Однажды наш дуэт в пинг-понге
Сломил ретивый комсомол
На семинаре близ Паланги
Двух их атлетов искромсал
Что это? Зачем это здесь? Почему я должен тратить своё время и внимание на это?
Понимаю, что есть непередаваемый авторский стиль, есть богатый внутренний мир живого классика, и если всё это убрать, то получится книжонка в духе Донцовой - без изысков и наворотов, но полная действия и персонажей. И всё-таки, видимо, «Редкие Земли» стали последней книгой Василия Аксенова, которую я прочитал. Дай бог ему, конечно, здоровья, энергии и сил написать что-нибудь новенькое, но я тратить на это деньги и время не буду. Понятно, что в таком возрасте писателю в общем уже и негоже гоняться за читателем и можно спокойно заняться самосозерцанием самовыражением, но … я почитаю что-нибудь менее одухотворенное и многослойное.
Как там у Митяева:
Уж лучше пусть из грусти непраздничные вещи
Он шьет для непутевых таких же чудаков,
А нас, пускай, отпустит на зрелища полегче
Без этих сложных песен и беспокойных снов...