Два года не был в школе на линейке посвященной первому сентября. А тут судьба занесла - вручал от имени руководства компании гранты двум школьным проектам (на 100 и 200 тысяч рублей соответственно - хорошо сейчас школьники живут!). Впервые, кажется, был на линейке не в своей школе (и не в школе сына), может поэтому впечатления остались яркие. Попробую поделиться :)
Итак, первое сентября, одна школа города Крска, 10 утра. Небо хмурится, но дождь еще не пошёл. Школьники квадратом выстроились во внутреннем дворе школы, вокруг нескольких клумб с цветами, соединенных асфальтовыми тропинками в виде солнца - асфальтовая окружность в центре и от неё лучики-дорожки бегут к краям площадки. Директор, завуч и мы занимаем места на одной из сторон квадрата двора, рядом с музыкальной аппаратурой и парой микрофонов. Линейка начинается.
К микрофонам бодро вышагивают двое старшеклассников. Ведут за руки третьего, понурого. Он в большой шляпе и бриджах. Он по сценарию - Незнайка. Незнайкой быть стрёмно, но ... назначили. Парень мужественно терпит и бубнит себе под нос ненавистный, но заученный текст. Следом появляются мальчик, оклеенный бумажными цифрами «5» и девочка в «четверках» - Хорошие Оценки. Далее на боковой алее возникает девочка со звонком - она Школьный Звонок (текст от мужского лица читается).
Объявляется поднятие флага. Для этого приглашаются двое лучших учеников прошлого года - 5-6й класс на вид. Они подходят к флагштоку, установленному в кустах, на котором бессильно обвисло что-то триколористое. Девочка начинает тянуть трос, мальчик обходит кусты с другой стороны, пытаясь взять трос оттуда. Колонки пару раз взвизгивают, и с середины куплета выдают российский гимн. Дважды обойдя кусты, и поняв, что альтернативы нет, мальчик встаёт рядом с девочкой и тянется к тросу. «К флагу повернемся» - подсказывает нам директор. Мы поворачиваемся. Трехцветный кусок материи ползет по тросу, достигает вершины столбика, начинает переваливаться через неё, но тут старательных школьников останавливают - и, так и не развернувшийся на ветру флаг, замирает на флагштоке.
Директор начинает награждать лучших учителей прошлого года. С радиомикрофоном она выходит в центр площади, на дорожку-солнце, и выкрикивает имена и отчества лауреатов. Они пробираются через толпу под вопли директора «Галина Викторовна, вы где? Где наша Галиночка Викторовна? А вот же она!». При этом директор с дипломом устремляется на встречу по асфальтовой дорожке, тем самым еще больше напоминая проповедника негритянской церкви - не хватает фразы «Я говорю аллилуйя!» и хора завучей на подтанцовке ;)
Наконец награждение заканчивается, и на площади появляются новые персонажи - девочка-двойка (вся в бумажных двойках), девочка-кол и девочка-клякса. Одеты они как все нормальные подростки - в кроссовки, ветровки, мешковатые штаны. На плече у Кола - бубмбокс. Девочки читают рэп и объясняют, почему не надо ходить в школу. По рядам пробегает воодушевление - кажется, на линейке появились первые близкие детям персонажи. Решив сорвать начало учебного года, Плохие Оценки, обманывают девочку-звонок и … прячут ее в большую картонную коробку, так кстати оказавшуюся на асфальтовой дорожке. Судя по размеру коробки, девочка-звонок лежит в ней, свернувшись калачиком. Девочку жалко.
В это время начинается дождь и … азербайджанский танец. «Хорошо, не грузинский» - мелькает в голове. Следом дают слово спонсорам. Дождь усиливается. Учителя и родители достают зонты. Я завидую девочке-звонку, которая спряталась в картонной коробке. Хотел бы я оказаться на её месте. Наконец, наша миссия выполнена, мы возвращаемся на свои места, чтобы увидеть развязку истории со спрятанным звонком. Дождь, кстати, заканчивается.
Вернувшиеся на площадь Хорошие Оценки с Незнайкой натыкаются на коробку и освобождают девочку-звонок. Она единственная сухая на линейке. Двойку, Кол и Кляксу с позором прогоняют со школьного двора, и они уходят в жизнь, свободную от учителей и учебников, провожаемые завистливыми взглядами большинства детей. Увы, нам с ними не по дороге. Кстати, почему среди персонажей не было девочки-тройки? Так и не удалось решить считать её хорошей или плохой оценкой?
Последний акт марлезонского балета - клятва первоклассников. Из их рядов к микрофонам выдвигаются два мальчика и две девочки. Внезапно с места срывается их учительница, она догоняет одного из мальчишек и уводит его со словами «Ты то куда пошёл?». Мальчика жалко. Он еще не понял, что пошёл в школу. Далее ведущие читают вслух текст клятвы в стихах, и после каждого слова «Клянусь!» трое первоклашек хором повторяют «Клянусь!». Чем испортил бы картину четвертый мальчик непонятно.
Наконец на сцену выходит первоклашка с звонком. Мальчик из 11-го класса усаживает её на плечо и они, под звон колокольчика, совершают круг почета по дорожке-солнцу. Собравшиеся вяло хлопают. Линейка объявляется закрытой. Дети нестройно начинают расходиться, но тут микрофон оживает: «Мальчики 8-9 классов, помогите унести аппаратуру!». Лето кончилось. Начались трудовые будни.