Всем привет. Помните, на прошлой неделе в моем ЖЖ появилась пятничная рубрика
«Старинные полотна» (название, кстати, навеяно … песней гангстера Урри из «Приключений Электроника» - «Давайте же будем / нести искусство людям / берут они охотно / старинные полотна»). Ну, так вот, сегодня второй выпуск нашей рубрики и, специально к Пасхе (мама, это тебе в подарок), сегодня мы будем разглядывать картину Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890). По традиции, предупреждаю, что всю информация, здесь собранная была найдена в Интернете, и если является в чем-то неточной - прошу меня простить.
Сначала несколько слов о самой картине (к своему стыду, признаюсь, что я познакомился с ней только сейчас, готовя этот выпуск - а значит уже не зря время потратил). Итак, картина «Видение отроку Варфоломею» написана российским художником Михаилом Нестеровым в 1889-1890 гг. К моменту завершения картину ему было всего 28 лет (а прожил он 80 лет и умер в 1942 году в разгар битвы за Сталинград). Картина написана на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» Епифания Премудрого, рассказывающий о встрече юного Варфоломея, впоследствии святого Сергия Радонежского, (основателя Троице-Сергиевой лавры, если кто не в теме), с таинственным старцем.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей "начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте"». В общем, стал другим человеком.
Ну а теперь несколько интересных фактов по этой картине (кстати, её полную версию можно посмотреть
вот здесь)
1. Первые наброски к картине Михаил Нестеров сделал … в Италии, на острове Капри. Поехал туда рисовать итальянские пейзажи, а на обороте их в альбоме вдруг начал делать наброски картины о житиях русского святого. Спасибо ностальгии, в общем
2. Пейзаж на картине вовсе даже и не итальянский - это окрестности деревни Абрамцево, в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, где Нестеров специально снял по возвращении из Италии, чтобы быть ближе к местам, где обитания своего героя
3. В одном из первых набросков картина выглядела вот так - Варфоломей стоит спиной к зрителям и лицом к старцу. Но впоследствии художник решил сделать главный акцент на фигуре маленького Варфоломея, которая и стала смысловым центром всей картины
4. Приглядитесь внимательно к лицу Варфоломея (медики, среди моих читателей есть?). Во-первых, эта девочка. Во-вторых, больная чахоткой. По крайней мере, именно с неё писал отрока Нестеров, который до этого долго не мог изобразить голову своего героя. Как цинично сказано в одной из книг по картине: «глазки девочки смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей».
5. Обратите внимание на молодую сосенку, растущую у ног Варфоломея и старый кряжистый дуб за спиной старца. Они символизируют образы своих героев - молодого тянущегося к свету хрупкого подростка и векового, вросшего в эту землю, схимника. Не случайно не видно нам и лицо старца - оно обращено только мальчику, художник сохранил таинство их встречи
6. Больше всего споров и скандалов вызвал нимб вокруг головы старца. Художники-передвижники (Ге, Мясоедов и прочие) из-за него называли картину «иконой» и требовали убрать её со своей выставки в церковь. Отдельно осуждалось неправильное изображение нимба - ведь он идет вокруг головы в фас, а значит в профиль либо не виден вовсе, либо выглядит тонко полоской над головой героя (много нимбов, вы в своей жизни видели?)
7. Между прочим, и у мальчика над головой вначале был нарисован нимб, но затем Нестеров убрал его, чтобы сделать картину более реалистичной и показать, что будущий святой Сергий тогда еще был обычным подростком
8. Впоследствии Михаил Нестеров написал две копии своих картины. Первую, в 1917 году, по просьбе Шаляпина (и в подарок ему). Вторую, в 1922 году, для выставки русских художников в Большом дворце в Нью-Йорке. Кстати этот вариант картины называется "Видение св. отроку Сергию" - он в почти вдвое меньше и содержит одно заметное отличие от основной версии картины. Попробуйте его найти сами - его видно даже на уменьшенном варианте картины (правильный ответ в конце текста)
9. На сайте московской Патриархии до сих пор висит странная новость Lenta.ru о том, что в апреле 1997 года картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» продана на аукционе Sotheby's за 4,3 миллиона долларов. Между тем, по всем остальным источникам картина как была сразу после появления куплена Петром Третьяковым, так и висит до сих пор в Третьяковской галерее. Судя, по всему речь идёт о той самой копии «Видение св. отроку Сергию», которую в апреле 1997 года действительно продавали на Sotheby's но за совсем другие деньги - выставили за 2-3 тысячи долларов, продали за 4,3 тысячи долларов
10. За свою долгую жизнь Михаил Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых Сергию Радонежскому. «Юность преподобного Сергия» (1892-1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899). Впрочем, своей главной картиной он считал именно «Видение отроку Варфоломею». И в конце жизни любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям - значит, он живой, значит, жив и я».
P.S. Правильный ответ. В левом верхнем углу картины "Видение св. отроку Сергию" Нестеров нарисовал луну, которой нет на картине Видение отроку Варфоломею».