Москва оттепельная

Jun 19, 2022 10:00

Оттепелью называют хрущевское десятилетие, с середины 50-ых до середины 60-ых годов. После политического потепления из-под снега появились новые фильмы, книги, стихотворения, подуло свободой. Поменялась мода и автомобили. А что поменяла оттепель на улицах Москвы, что было построено? Перенесемся на 60 лет назад.



Возможность попасть в Кремль мы получили благодаря Оттепели. До 1955 года это был закрытый режимный объект. На территории Кремля проживали руководители государства, члены их семей, партсовноменклатура, охрана. Кремль для публики открыли только при Хрущеве. Тогда же начались знаменитые кремлевские елки для детворы. Сегодня это музей, куда пускают по билетам.



В 1961 году на месте одного из кремлевских дворцов поставили огромный Дворец Съездов. Главное здание Москвы и всей страны показало новый поворот к архитектуре, на место сталинской монументальности пришли функциональные здания без украшений. Снаружи - только белоснежный мрамор и золотистый анодированный алюминий.



Архитекторы Посохин, Мндоянц и Стамо решали сложную задачу, им нужно было не разрушить кремлевский ансамбль огромным строением на шесть тысяч депутатов. Поэтому они, насколько можно, ушли под землю, и обильно остеклили грани своего кубика, чтобы в них без искажений отражались старинные здания.



Оттепель началась с развенчания культа личности Сталина. На XX съезде Никита Хрущев неожиданно для страны, привыкшей воспевать вождя, рассказал о его злодеяниях. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии, избранных в 1934 году, на 17-ом съезде 98 были арестованы и расстреляны. Из двух тысяч делегатов того съезда больше половины были арестованы и обвинены в различных контрреволюционных преступлениях. Шок и потрясение вызвал доклад, сперва у делегатов съезда, а потом у всей страны. Весть о развенчании культа личности, словно цунами, понеслась по миру.



Из лагерей стали возвращаться заключенные, и страна узнала правду о ГУЛАГе. Об этом стало можно писать. Чтобы пробить публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича», Твардовский послал рукопись самому Хрущеву. Никиту Сергеевича рассказ потряс. Он велел сделать копии руководителям государства, а рассказ напечатать. И публикация в журнале «Новый мир» произвела на советское общество даже большее впечатление, чем доклад на XX съезде.



Самым зримым символом нового времени стали хрущевки. Когда Никита Сергеевич пришел к власти, положение с жильем было катастрофическим, и строительство жилых домов стало его главным политическим проектом. Советские люди должны были получить индивидуальное жилье, построенное промышленным способом. Менялся подход к архитектуре, вместо ремесленных процедур - конвейер, вместо ампира - инженерия.



И скорость строительства была феноменальной, этаж возводили за неделю. А бригады передовиков за неделю ставили здание. И хрущевка стала самым массовым домом вообще в мировой истории. Их построили несколько миллионов, причем, не только в нашей стране.



В хрущевской перестройке архитектуры было белое и черное. С одной стороны, впервые в нашей стране кардинально решили жилищную проблему, 10 миллионов людей получили новые квартиры. А с другой стороны, сделали это по-сталински, с разгоном массовой архитектуры и разгромом архитектуры как искусства. Правда, без посадок, но с лишением постов и премий.



Архитекторов обвиняли в украшательстве, ведущему к удорожанию строительства. Квадратный метр в гостинице «Украина» стоил государству 32 тысячи рублей. Понятно, что за эти деньги можно поставить множество пятиэтажек. «Вам нужны красивые силуэты, а людям - квартиры! - гремел и громил Хрущев. - Им не любоваться, а жить в них нужно!»



И архитекторы бросились от ампира к авангарду, были забыты шпили и башенки, вместо них появились гладкие бетонные и стеклянные стены, Здание СЭВ - это наш ответ на здание ООН в Нью-Йорке. Там - объединение наций, у нас - объединение социалистических стран. И внешне здания похожи, скупой прямоугольник, и низкая горизонтальная стилобатная часть, в обоих зданиях большому парусу противостоит маленький купол внизу.



Окончивший Архитектурный институт поэт Андрей Вознесенский так образно представил смену стилей в стихотворении «Пожар в Архитектурном»:

«Прощай, архитектура!
Пылайте широко,
Коровники в амурах,
Райклубы в рококо!»



Оттепель была еще и первой телевизионной эпохой. Телевизор действительно пришел во многие дома, в 57-му году в стране было больше миллиона телевизоров, это при том, что стоили они очень дорого. Для размещения телевизионных передатчиков была построена Останкинская башня. Она была не только самым высоким зданием в мире, 540 метров, но и самым изящным. Инженер Никитин придумал уникальную устойчивую форму в виде перевернутого цветка лилии.



Власти первое время не чувствовали силу телевидения, на первое место по-прежнему ставили газеты. Понимание значения телевидения пришло после Фестиваля молодежи и студентов 1957 года, тогда целый операторский факультет ВГИКа направили на телевидение для создания мобильных репортерских групп, освещать бурную жизнь фестиваля. Говорят, Хрущев лично распорядился выделить им зеленые военные газики.



Молодежи и детям в хрущевское время уделяли большое внимание. В центре Москвы архитектор Душкин возвел Детский мир. Это был символ возвращения к мирной жизни - мы выжили, рожаем детей и построили для них рай.



Архитектор Душкин, вспоминая об открытии этого магазина, рассказывал не о поздравлениях первых лиц государства, а о мыле в форме слоника, купленном здесь же, и подаренном ему простыми женщинами. Детский мир похож на сильно увеличенный итальянский палаццо. Эти огромные окна на четыре этажа когда-то были самыми большими в Советском Союзе.



Душкин прославился станциями метро и вокзалами, и всегда большое значение придавал свету. Но когда началась борьба с архитектурными излишествами, архитектор попал в неугодные, за дорогой, перенасыщенный деталями сочинский вокзал. Однако, Детский мир поручили строить все же ему, так как магазин стоит над станцией метро, а Душкин - метростроевец. Но пришлось отказаться от уже заказанных Корину мозаик. На здании нет лишних деталей, но сохранили дорогую облицовку. Детский мир - яркий пример перехода от помпезной сталинской архитектуры к хрущевскому минимализму.



А вот Дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах был уже построен полностью в новом стиле. Дать строить дворцы молодым - это веяние времени, и комплекс проектировала команда молодых архитекторов. В Архитектурном институте авангард не изучали, наоборот, обычно были задания - приделать классический портик к авангардному дворцу культуры.



Так что строить по-новому было сложно. Без колонн, капителий, аркад, лепнин казалось, не хватит выразительных форм. На это советский лидер сказал: «Вон, у композиторов только семь нот, а какие симфонии пишут!» Дворец был огромный, красивый, и что самое главное, огромный, десятки светлых помещений для детских занятий.



Для школьников действительно построили дворец. И мечтой каждого советского пионера было попасть сюда в кружок. И без ордерной архитектуры здание Дворца пионеров получилось очень интересным. Низкие корпуса свободно разбросаны по лужайке. Стеклянные стены создают ощущение свободы. Свобода и полёт - основные темы новой архитектуры.



Во Дворце пионеров есть свой концертный зал. Еще недавно зарубежные фильмы могли быть только трофейными, и вдруг - неделя итальянского кино. Оттепель, это еще и знакомство с зарубежной культурой. На кинофестиваль 1963 года приехал Федерико Феллини. И, несмотря на настоятельные просьбы ЦК и Госкино между капиталистической картиной и нашей, производственной, о прорабе, жюри единодушно присудило главный приз картине Феллини «Восемь с половиной». Ведь это кино о новой жизни и новой архитектуре.



В оттепель выходило новое кино - легкое, свободное, «Я шагаю по Москве», «Июльский дождь». На просмотре картины «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» жюри сидело молча. А затем один из членов жюри подошел к режиссеру, и сказал с каменным лицом: «Молодец, старик! Очень смешное кино!» И убежал. В фильме подшучивали над кукурузой, а смеяться над ней означало смеяться над самим Хрущевым. Но Никита Сергеевич лично посмотрел картину, и разрешил ее показ, фильм-то смешной. Пусть люди смеются.



Ну, а шедевром архитектуры стал кинотеатр Россия на Пушкинской площади. Архитектор Шевердяев придумал прозрачный фасад, взметающийся, словно стеклянная волна над мостиками океанского корабля.



В 50-ые годы появилась первая молодежная субкультура - стиляги, компании молодых людей, броско одевающихся. Набриолиненный чуб, яркие пиджаки с ватными плечами, туфли на манке. Сегодня этим никого не удивишь, а тогда было вызовом серым будням. Улицу Горького переименовали в Бродвей, где можно кинуть брэк с чуваками, полукать барух и батоны, ну и дринкнуть.



Самым привлекательным местом для стиляг был Коктейль-холл на улице Горького. Понятно, что в основном выламывалась из общего ряда богатая молодежь. На борьбу с неформалами бросали дружинников из рабочих, они действовали в соответствии с заводскими привычками, могли побить, срезать чуб, расшить брюки-дудочки, отрезать стильный галстук.



В 1962 году торжественно праздновали 150-летие Бородинской битвы. К этому времени отреставрировали картину-панораму художника Рубо, изображающую ключевой момент сражения. И для ее демонстрации архитекторы Корабельников, Кузьмин и Кучанов построили эффектное круглое здание.



Воспевание побед русского оружия было важной частью государственной идеологии. А участники войны с Наполеоном и декабристы на долгие годы стали разрешенными героями былой царской истории. Война 1812 года - декабристы - Пушкин, этого бермудского треугольника не избежал ни один шестидесятник.



«- Но, не борясь, мы потакаем злу, -
Заметил Пестель,- бережем тиранство.
- Ах, русское тиранство-дилетантство,
Я бы учил тиранов ремеслу, -
Ответил Пушкин. «Что за резвый ум, -
Подумал Пестель, - столько наблюдений,
И мало основательных идей».
- Но тупость рабства сокрушает гений!
- На гения отыщется злодей». (Давид Самойлов)



Несмотря на общее потепление, гонения на Церковь усилились. Были закрыты 10 тысяч храмов, 5 из 8 семинарий, 60 монастырей. Говорят, когда закрывали Псково-Печерский монастырь, настоятель сказал, что лучше смерть, чем закрытие обители. Паства и монахи сопротивлялись милиции, один человек погиб, были раненные, и от монастыря отступились. А вот Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры закрыли. И был запрещен колокольный звон по всей стране.



Общество не поддержало агрессивную атеистическую компанию. Демонстративно крестилась дочь Сталина Светлана. Академик Сахаров, атеист, ходил на суды над верующими, писал письма в их защиту. Вот этот храм Преображения на Преображенской площади - один из последних, уничтоженных в Москве. Он был взорван в 1964 году. Формальный повод - здание мешало прокладке метро.



Через 50 лет после взрыва церковь восстановили в прежних формах, но приподняв на 4 метра над площадью, чтобы церковь не терялась среди подросших зданий. А ведь Хрущев искренне считал, что в 1980 году, когда построят коммунизм, по телевизору покажут последнего попа.



Можно ничего не знать про XX съезд, Оттепель, новые театры «Современник» и «Таганку», но город - убедительный рассказчик, сама архитектура показывает, что в 60-ые годы началась иная жизнь. Рядом с вычурными дворцами вдруг встали функциональные бетонные коробки. Министерства, жилые дома, гостиницы - одинаковые прямоугольники.



Их простота первое время была даже интересной, после торта с кремовыми розами хотелось черного хлеба. И квинтэссенцией нового стиля стал Новый Арбат. Здесь все было новым - формы, материалы, простор. С одной стороны улицы, она тогда называлась проспект Калинина, архитекторы Посохин и Мндоянц развернули четыре дома-книжки, это были 26-этажные министерства, а вдоль широкой пешеходной зоны на 800 метров тянулся единый торговый объем. Смело, необычно, просторно.



С другой стороны проспекта Калинина поставили пять 24-этажных жилых дома, между ними невысокие магазины, кинотеатр. Говорили, что проспект Калинина должен был напоминать набережную Гаваны, так понравившуюся руководителю государства. Это легенда, но стилягам, хилявшим здесь, было приятно чувствовать себя на острове свободы.



Материал взят из цикла передач Михаила Жебрака «Москва. Пешком». Фото без моих логотипов взяты из Сети.

оттепельная, Жебрак, пешком

Previous post Next post
Up