Следующего мецената и благотворителя вспоминают нечасто, хотя москвичи прекрасно знают его дом, украшение Земляного Вала. Здесь в усадьбе «Высокие горы» размещалась прекрасная коллекция картин текстильного фабриканта Герасима Хлудова.
Усадьба была построена Доменико Жилярди в 20-ые годы 19-го века для чаеторговца Усачева. Ну а при Хлудове ее отделали на английский манер: прекрасный парк, спускающийся к Яузе, оранжерея, птичий двор, зверинец.
Здесь пировали министры финансов России, и иные тузы. Усадьба была столь ухожена, что ее даже собирались приобрести для императорской фамилии.
Герасим Хлудов был страстным театралом. Он не пропускал ни одного интересного концерта и спектакля. Его памятная книга открывает значительный период театрально-концертной жизни Москвы. Она заполнена восторженными впечатлениями от игры Рубинштейна, Листа, Полины Виардо, и многих других.
В 1850-е годы Герасим Иванович начинает собирать коллекцию картин. Среди первых авторов - юноша Перов, Федотов, Брюллов, Айвазовский, Тропинин, Боголюбов. Если надо выделить самую яркую картину из его собрания, можно отметить «Разборчивую невесту» Федотова.
Знаменитый Стасов отметил картинную галерею Г.И. Хлудова как одну из первых в России. В начале двадцатого века она была открыта для всех желающих. Особый интерес для москвоведов представляет картина Алексея Боголюбова «Вид на Москву из Хлудовского сада».
Мы смотрим на город приблизительно вот из этой точки.
В 1857 году Герасим вместе с братом Алексеем, совместно с фабрикантами Кнопом и Солдатёнковым основали Кренгольмскую мануфактуру близ Нарвы (Эстляндская губерния). Кренгольмская мануфактура была самой крупной в России и включала в себя бумагопрядильную и ткацкую фабрики. Это была мануфактура «полного цикла» - от производства пряжи до обработки ткани. На ней работали 12 тысяч человек.
В Москве на деньги Герасима Хлудова были благоустроены Крутицкие казармы. Изначально пожертвованный в 1859 капитал в 10600 руб., хранившийся при управлении генерал-губернатора, в 1866 возрос до 11350 руб., на эти деньги были возобновлены древние въездные ворота с теремом при казармах, а также отремонтированы казарменные церкви.
Остаток капитала был употреблен на строительство церкви при 2-й Городской больнице и арестантском доме. Среди прочих Г. Хлудов пожертвовал 2 тыс. руб. на строительство психиатрической Алексеевской больницы (волю по завещанию выполнили наследницы в 1889).
У Хлудова умер горячо любимый сын Павел, надежда на продолжение его дела. И не особо заботящийся до этого о своих работниках фабрикант изменился. Он решил построить в Сыромятниках, недалеко от дома, большую богадельню.
Проект заказали строителю самых помпезных московских сооружений, например, знаменитых Сандунов - архитектору Фрейденбергу. Хлудов выделил сначала полмиллиона, а потом еще двести тысяч на строительство и обустройство богадельни.
Ну а затем члены его семьи построили по сторонам дома бесплатных квартир и училище. И сложился целый благотворительный городок, где все: проживание, питание, лечение, образование для призреваемых было бесплатным. Правда, проживавшие здесь вдовы должны были работать в богадельне. Мальчиков содержали до 13-ти лет, а девушек до 18-ти.
В советские годы про Хлудова забыли. Даже сотрудники размещавшегося в бывшей богадельне института, а под куполом домовой церкви богадельни была столовая, считали, что в здании до революции был публичный дом. А в 1913 году в комплексе Дома призрения было: в богадельне призревалось 30 мужчин, 75 женщин; в начальной школе обучалось 95 человек; в ремесленной школе - 60 девочек; в трех корпусах, отапливаемых печами, было 183 бесплатных квартиры на 570 вдов с детьми.
Совсем рядом в Хомутовском переулке жил второй брат - Алексей Хлудов. Его дом был известен «вечерними беседами», на которые собиралась московская интеллигенция, интересующаяся отечественной историей.
Крупный предприниматель, промышленник, общественный деятель Алексей Хлудов серьезно занимался древностью. Он поддерживал Румянцевский музей, финансировал реставрацию палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной.
Но больше всего Хлудов был известен своей уникальной коллекцией, которая состояла из 600 древних рукописей и 700 первопечатных книг. Среди его сокровищ были: Записки князя Курбского, сочинения Максима Грека, списки Стоглава, сегодня это собрание в Историческом музее.
Самая древняя рукопись даже называется по имени владельца - «Хлудовская псалтырь». Манускрипт написан в середине 9-го века в Константинопольском Студитском монастыре в эпоху иконоборчества и проиллюстрирован острыми полемическими картинками, почти карикатурами.
На одной из них рядом с распятием иконоборец замазывает Божий лик, причем использует те же сосуды и инструменты, что и мучители Христа. Как это должно было быть близко старообрядцам Хлудовым, с одной стороны гонимым, с другой - нетерпимым.
Фото без моих логотипов взяты из Сети.