https://www.facebook.com/1026470541/posts/pfbid02g234trr1pnv3Ym6GoVbHCZY12LXemGjFxx8oA7ZHAzYArwv8GL3h13txvsujnA9Cl/ ПЕСНЯ «ГОРОД ЗОЛОТОЙ». АВТОРСТВО
История возникновения этой знаменитой песни особенная и невероятно интересная.
К тому же, ранее, на моей станице, был небольшой спор о тексте, вернее начальной строчке песни:
Под небом голубым…Над небом голубым…Над твердью голубой…
Да и с авторством, многим не все понятно.
Довольно часто указывают, что авторы песни «ГОРОД ЗОЛОТОЙ» неизвестны, либо авторство приписывают Б.Гребенщикову.
Есть случаи, когда автором называют Е.Камбурову.
А ведь у этой песни есть конкретные создатели. И в отношении одного из них, до сих пор официально не исправлена чудовищная ошибка.
Попробуем восстановить историческую справедливость.
✅. ГЛАВА 1. ТЕКСТ
Однажды, в 1972 году, в промозглом питерском ноябре, Анри Волохонский (поэт, прозаик, переводчик, драматург, философ, учёный) сочинил стихотворение «РАЙ», начинавшееся словами «Над небом голубым…».
Случилось это в мастерской художника Бориса Аксельрода.
«Аксель (художник Борис Аскерольд) делал тогда это самое «Небо на земле» (мозаичное панно в Таврическом саду)…» - вспоминал позднее Волохонский.
Этот панно и вдохновило поэта. Рай, Небесный град Иерусалим, ветхозаветные образы из Книги пророка Иезекииля.
Колоритные образы родились у поэта благодаря историям из Ветхого Завета.
И текст был сочинен за какие-то 25 минут.
Стихи Волохонского начинаются словами: «НАД НЕБОМ ГОЛУБЫМ…».
И речь в них идёт о Небесном Граде Иерусалиме, то есть о Рае. В этом и есть сокровенный смысл стихов, на которые была написана песня «Город золотой».
✅. ГЛАВА 2. МУЗЫКА
В 1972 году фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков».
Открывала сборник «Сюита для лютни: Канцона и Танец». Ее автором был указан Франческо да Милано.
Алексей «Хвост» Хвостенко, близкий друг Волохонского, покоренный этим альбомом, предложил положить стихотворение «Рай» на эту музыку. Тем более, что текст прекрасно ложился.
Так родилась песня, автором музыки которой указали Франческо да Милано (как и на знаменитой пластинке)
НО!
В наши дни, Официально доказано, что автором «Сюита для лютни: Канцона и Танец» является не Франческо да Милано, а ВЛАДИМИР ВАВИЛОВ, замечательный гитарист-семиструнник, виртуоз и последний романтик русской гитары.
Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню.
Вавилов собственными руками изготовил лютневую гитару и в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи.
Он же сочинил почти все остальные композиции, вошедшие в пластинку, кроме «Зеленых рукавов».
Сначала Вавилов начал играть лютневую музыку на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами.
Вдохновленный теплым, восторженным приёмом публики, Вавилов осмелился издать пластинку.
Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным вавиловским ассоциациям.
ЗАЧЕМ ОН ЭТО СДЕЛАЛ?
На этот вопрос ответила дочь Владимира Вавилова Тамара:
«Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии».
Действительно, попытки Вавилова издать музыку под своей фамилией, да еще и самоучки, да еще и сыгранные на самодельной лютневой гитаре, не увенчались успехом.
И только благодаря мистификации, его мечта осуществилась.
Вавилов, пожалуй, один из немногих, кто по завету Станиславского, «любил искусство в себе, а не себя в искусстве».
Прекрасный, скромный, старомодный гений.
За почти пятьдесят лет, что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, и до сих пор продолжает переиздаваться.
Композиции под именами псевдо-авторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители.
Франческо да Милано, Никколо Нигрино и остальные «авторы», и знать не знали, какую музыку они «сочинили». И какими знаменитыми они стали.
К сожалению, саму песню «Над небом голубым…» Владимир Вавилов не успел услышать.
Он умер 11 марта 1973 года, в возрасте 47 лет, приблизительно через год после выхода пластинки.
А вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…»
Песня пошла в народ и полюбилась миллионам слушателей, благодаря Борису Гребенщикову, фильму «Асса» и другим исполителяи.
✅. ГЛАВА 3. ИСПОЛНИТЕЛИ.
Как я уже писала, положить стихи на «Канцону» Владимира Вавилова предложил Алексей Хвостенко, соавтор и близкий друг Волохонского.
Хвостенко и был первым исполнителем этой песни.
Затем, эту песню, без указания авторства, включили в спектакль «Сид» театральная студия «Радуга». Они просто не знали, кто автор.
Однажды, на спектакле присутствовал Борис Гребенщиков.
Песня его потрясла. Он на слух запомнил аккорды и вставил песню в свой репертуар.
Отдать должное БГ, он не присвоил себе авторство, и на концерте «Аквариума» объявлял, что не знает, кто написал эту песню.
Но именно БГ прославил песню, сделав ее знаменитой.
Правда, он изменил первую строчку текста, и «город золотой» перенесся с небес на землю.
Многие, и в частности Хвостенко, утверждают, что это Борис плохо расслышал первую строчку.
Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, как сказал он в одном из интервью: «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно».
Благодаря Б.Г. песня занимает третье место в списке 100 лучших песен русского рока в XX веке.
Затем, спустя время, появилась еще одна версия, которую исполняла Е. А. Камбурова - «Над ТВЕРДЬЮ голубой…».
Но меня в этой истории больше всего потрясает композитор - самородок Владимир Вавилов. Какая скромность и жертвенность! Творить не ради собственной славы, а прославлять музыку!
Кто на такое способен в наше время?
И как часто те, от кого зависит культурный тренд довольствуются раскрученными, «медийными» именами, не замечая, или не желая замечать безвестные таланты.
Кстати, доказано, что именно Владимир Вавилов, этот великий мистификатор, а вовсе не Каччини, автор музыки знаменитой «Аве Мария» и многих других произведений, вошедших в золотой фонд мировой музыки.
Здесь можно послушать Аве Мария в исп. Хиблы Герзмава. Автор музыки ВЛАДИМИР ВАВИЛОВ.
https://youtube.com/watch?v=6rECYZjbSYE&feature=share ✅. В заключении, приведу текст песни в том, первозданном виде.
РАЙ
Над небом голубым
Есть город золотой
С прозрачными воротами
И с яркою стеной
А в городе том сад
Всё травы да цветы
Гуляют там животные
Невиданной красы
Одно как рыжий огнегривый лев
Другое вол преисполненный очей
Третье золотой орёл небесный
Чей так светел взор незабываемый
А в небе голубом
Горит одна звезда
Она твоя о Ангел мой
Она всегда твоя
Кто любит тот любим
Кто светел тот и свят
Пускай ведет звезда тебя
Дорогой в дивный сад
Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол преисполненный очей
С ними золотой орёл небесный
Чей так светел взор незабываемый
Анри Волохонский
НА ФОТО
Вверху: автор музыки Владимир Вавилов, автор текста Анри Волохонский;
Внизу: первый исполнитель песни Алексей «Хвост» Хвостенко и Борис Гребенщиков, благодаря которому эта песня стала всемирно знаменитой.
----------------------
Песня «Город золотой» в исп. Б.Гребенщикова
https://youtube.com/watch?v=AD7i2qA5G2M&feature=share Песня «Рай» (Над небом голубым..) исп. Алексей «Хвост» Хвостенко
https://youtube.com/watch?v=U3u0wvzN-Z0&feature=share Песня «Город золотой» в исп. Е.Камбуровой
https://youtube.com/watch?v=oHg-CThPsNg&feature=share Документальный фильм «Над небом голубым..» о истории создания и авторах песни.
https://youtube.com/watch?v=lZ0rZEGruJ4&feature=share @Лариса Бравицкая