«Старшая Эдда» как одна из мифологических основ трилогии Дж. Р. Р. Толкиена

Aug 27, 2013 18:33



Дж. Р. Р. Толкиен - одна из ключевых для XX века фигур. Его произведения («Хоббит», «Властелин Колец», «Сильмариллион») известны широкому кругу читателей во всем мире.

Толкиена принято считать основателем одного из самых популярных в наше время жанров - «фэнтези».

Одним из наиболее ярких литературных явлений XX века было обращение к мифу, а именно, переосмысление мифа, которое шло в двух направлениях: идеологическом и эстетическом.

Идеологическое переосмысление мифа заключалось в его гуманизации, то есть в попытке создать героя чувствующего, мыслящего, имеющего свою индивидуальную, человеческую биографию, пристрастия и т. п. Образец подобной гуманизации мифа представлен в творчестве А. Франса, М. Булгакова, Дж. Апдайка, которые рассматривают человека как главную движущую силу развития мира.

Эстетическое переосмысление мифа в XX веке связано с новым обращением к романтической теории искусства Шеллинга, в которой он утверждает, что любое произведение искусства должно стать «новой мифологией», личной мифологией автора. Любое творчество должно создавать мир, новую реальность «с нуля», в основе творчества должна лежать фантазия, преобразующая логику привычной действительности.

Обе эти традиции нашли отражение в творчестве Дж. Р. Р. Толкиена.

Можно подумать, что в основе жанра «фэнтези» лежит фантастика. Без сомнения, ее элементы присутствуют, но главной отличительной чертой фантастической литературы является то, что явления фантастические (чудесные) мыслятся противоречащими законам действительности. В «фэнтези» чудесное не фантастично, оно обыкновенно и не противоречит законам обыденной реальности.

Подобное можно наблюдать и в мифе. Миф одномерен, он характеризуется единым пространством, в котором с равной долей вероятности случаются обычные и чудесные события. В мифе одновременно присутствуют люди, боги и мифические существа.

В мифе не разделено фантастическое и обыденное. По своей сути миф метаморфичен (все превращается во все).

Именно эти черты мифа переходят в литературу как эстетические параметры.

Второй основой жанра «фэнтези» стала романтическая литературная сказка (Гофман, Брентано, Шамиссо). По законам романтической сказки творец обладает бесконечной возможностью в преобразовании мира.

Дж. Р. Р. Толкиен в трилогии «Властелин Колец» создал абсолютно новый, прекрасный мир, этот мир вполне самодостаточен и, на первый взгляд, вполне реален.

Задолго до трилогии «Властелин Колец» Толкиен написал отдельную книгу - «Сильмариллион», повествующую о мифологических представлениях народов Среднеземья.

Создавая и «Сильмариллион», и трилогию «Властелин Колец», Толкиен положил в их основу мифологии разных народов. И хотя принято считать, что в большей мере в основе трилогии лежит кельтская мифология, несомненный приоритет все таки принадлежит германской (скандинавской) мифологии.

Германским героическим эпосом является «Старшая Эдда», которая представляет собой сборник легенд и сказаний о богах и героях. «Сильмариллион» написан по тому же принципу.
[Герой эпоса]Герой эпоса

Герой «Старшей Эдды» сходен с героями «Сильмариллион» в своей однозначности и линейности, но этого нельзя сказать про героя трилогии, который мыслит, чувствует и сомневается. Но не следует забывать, что «фэнтези» - это отдельный, самостоятельный жанр, только имеющий в своей основе героический эпос, но не останавливающийся на нем. Притом романтический роман (как другая основа жанра) уже оперировал психологизмом героя. Поэтому герои Толкиена ощущаются живыми, в отличие от героев эпоса.

В основе сюжета трилогии, как и в основе героического эпоса, лежит путешествие героя.

Герой трилогии - это герой-паломник, идущий с определенной целью (уничтожить Кольцо) в определенное место (Мордор). По сути, в основе трилогии находится герой (Фродо) и его подвиг (путь Кольца), вокруг которых разворачивается картина бытия.
[Отношения героя с судьбой]Отношения героя с судьбой

Герой эпоса знает свою судьбу, принимает ее как должное и неизбежное и смело идет ей навстречу. Он не свободен в своих решениях и в выборе линии поведения. Его сущность и та сила, что героический эпос именует судьбой, совпадают. Отсюда - своеобразное, немного примитивное величие эпических героев.

Отношения с судьбой у героев «Властелина Колец» складываются своеобразно. Как и в эпосе, герои знают свои судьбы (видят будущее в чаше Галадриэль), но судьба не властвует над ними, она не воспринимается как непреложное, как то, что нельзя изменить, а представлена только как один из возможных путей развития. Герои Толкиена предстают перед читателем исполненными величия не потому что они подвластны судьбе, а потому что, зная возможный путь развития, не боятся на него ступить.
[Один и Гэндальф]Один и Гэндальф

Имя Гэндальфа Толкиен взял из «Старшей Эдды», где оно звучало как Гандальв и принадлежало одному из карликов или духов земных недр.

Но не только имя Гэндальфа имеет свой мифологический прототип, и сам его образ тоже имеет мифологическую основу. Такой основой для создания образа Гэндальфа - Серого Мага послужит образ Одина - Князя Асов, верховного бога скандинавской мифологии.

У Одина и Гэндальфа много общих черт. Первой общей чертой является внешний облик обоих персонажей.

Как известно из «Старшей Эдды», Один появлялся на земле в облике высокого седого старца, закутанного в серый плащ (в текстах «Эдды» встречается одно из имен Одина - Серый Плащ), он бродил по дорогам земли в сопровождении двух волков.

Одно из наименований Гэндальфа - Серый Странник. Он, как и Один, выглядит высоким старцем в сером дорожном плаще и, как и Один, ходит по дорогам Арды (земли), не задерживаясь подолгу на одном месте.

Один известен как Мудрый. Гэндальф - тоже, постоянный эпитет к его имени: Гэндальф Мудрый.

Один - бог магии и волшебства, верховный маг асов, Гэндальф - маг.

Одину, принесшему себя в жертву самому себе (Речи Высокого, 138 - 140), являются руны. Они использовались в германской традиции как магический предмет, на них гадали, с помощью них заклинали силы природы. Позже на основе рун возник рунический алфавит.

В трилогии Толкиена присутствует так называемый Алфавит Магов - рунический алфавит. Как и в скандинавском эпосе, так и во «Властелине Колец» руны обладают магической силой. Создателем рун назван Гэндальф.

Каждый маг у Толкиена имеет свою цветовую идентификацию. Цвет Гэндальфа - серый в начале, белый - в конце. Один называется Светлым, равно Белым.

Прежде чем стать Белым, Гэндальф борется с Барлогом (древним духом ужаса) и погибает, после чего воскресает и приобретает новый цвет - белый, тем самым, становясь верховным магом. Для Гэндальфа победа над Барлогом - своеобразный обряд инициации. Такой же обряд прошел и Один, висевший на Мировом Древе, только после прохождения обряда Один называется верховным божеством древних германцев.

У Одина есть конь - серый восьминогий жеребец Слейпнир, обладающий магической способностью путешествовать между мирами. Гэндальф, пройдя инициацию, тоже обретает коня, а именно серебристо-серого жеребца Сполоха - предводителя коней Рохана, самого быстрого и умного.

Сполох явно подобен Слейпниру: масть обоих коней - серая; оба коня обладают магическими способностями; Слейпнир - восьминогий, то есть самый быстрый, Сполох именуется Быстрым.

В Одине видны черты «культурного героя» - мифического предка, наделившего людей необходимыми навыками и знаниями. В Гэндальфе можно найти те же черты. Он изначально был призван помогать народам Среднеземья, следить за их развитием.
[Символика числа 9]Символика числа 9

В основу сюжета трилогии положена история о войне Кольца.

Эпиграфом к трилогии является стихотворение:

«Три - эльфийским владыкам
В подзвездный предел,
Семь - для гномов,
Царящих в подгорном просторе,
Девять - смертным,
Чей выверен срок и удел,
И одно - властелину
На черном престоле…»

Ко времени Войны Кольца все кольца, обозначенные в стихотворении, имели свою судьбу.

Так, семь колец гномов были уничтожены, три эльфийских кольца - скрыты, девять колец смертных принадлежали назгулам, а последнее кольцо путешествовало, оно и послужило поводом для войны. Это кольцо объединяло все остальные и давало власть над ними (неслучайно и название - Кольцо Всевластия).

Интересна судьба девяти колец. Эти кольца изначально были отданы людям, ими владели короли девяти великих народов, но с пришествием в мир Врага, короли попали под его власть, превратившись в восьмерых назгулов. Девятый - король назгулов - владел самым сильным кольцом смертных.

Здесь видится мотив обобщения и главенствования: одно кольцо - главное, изначальное.

В «Старшей Эдде» есть тот же мотив. Один владел кольцом Драупнир, это кольцо имело способность размножаться:

«Восемь колец на девятую ночь из него возникало».
(Поездка Скирнира, 21)

Во время похорон Бальдра (сына Одина) кольцо Драупнир было брошено в пламя погребального костра. Пришедший в царство мертвых - Хель, Бальдр через Хемдаля вернул это кольцо Одину.

Здесь можно проследить сразу несколько мотивов: мотив одного кольца как главного; мотив огня как уничтожения (у Толкиена - жерло вулкана Ородруин, в котором можно уничтожить Кольцо); потеря кольца, уход его из мира.

Кольцо «Старшей Эдды» уходит в подземное царство (равно царство мертвых), а Толкиеновское Кольцо - под воду (равно мертвый мир). Оба кольца через какое-то время возвращаются в мир.

Символика числа девять прослеживается не только в связи с мотивом кольца.

Древние германцы почитали девять богов во главе с Одином, а в мифологии Толкиена тоже присутствуют девять валаров (богов), один из которых главный.

Братство Кольца состоит из девяти спутников: Фродо, Сэм, Мериадок, Перигрин, Гэндальф Серый, Леголас, Гимли, Арагорн и Боромир. Гэндальф Серый погибает в подземельях Мории в борьбе с Барлогом.

«Эдда» тоже изобилует компаниями из девяти человек.

В данном контексте символика числа девять - это общее, целое; один - главенство, то, без чего не может существовать единство. При уходе одного распадается целое (так Братство Кольца распадается вскоре после гибели Гэндальфа).
[Символика воды]Символика воды

Еще одним общим пластом «Властелина Колец» и «Старшей Эдды» является символика воды.

Первое - это мотив стоячей воды. Чаша предсказаний Галадриэль, озеро Барад Дура из «Властелина Колец» и кубок предсказаний вельвы из «Старшей Эдды».

Второе - это мотив воды движущейся (река или ручей): Толкиеновская река Андуин и ручей Серебрень, снимающий усталость, и источник Урд из «Старшей Эдды», у которого сидят три норны: Урд, Верданди и Скульд, они же - богини судьбы.

Вода в «Эдде» и в трилогии - это символ жизни, движения, пути, символ судьбы в целом.

С водой тесно связана традиция похорон. Так, тело убитого Боромира кладется на плот и пускается по течению реки, как бы по течению судьбы.

В мировой мифологической традиции символика воды - это смерть для возрождения в новой ипостаси (река Лета). Перейти воду означает перейти рубеж.

Фигуры Толкиеновской Златеники и мифических норн схожи - они посредники между водой и людьми, те, кто знает судьбу. Они персонифицируют саму судьбу, рок.

Вода стоячая - это застывшая судьба, то, что дает возможность увидеть судьбу. Если река - это течение времени, то вода в кубке - это миг этого времени. Как часть неотделима от целого, так и вода в кубке неотделима от реки, поэтому она несет в себе ту же информация о судьбе, что и река.
[Цветовая символика]Цветовая символика

Толкиеновские маги, как говорилось выше, имеют свои цветовые имена-обозначения: Гэндальф сначала Серый, потом Белый; Родогаст Бурый; Саруман сначала Белый, потом Радужный; Саурон Черный.

У богов «Эдды» есть цветовые эпитеты: Один Светлый; Локи Черный; Фрейя Зеленая.

Такую цветовую гамму можно объяснить.

Изначальный цвет Гэндальфа - серый. Это цвет пути, дорожной пыли, цвет становления героя, его трансформации. После поединка с Барлогом Гэндальф, воскресая, приобретает новый цвет - белый. Это цвет высшего посвящения, верховный цвет, в своем спектре сочетающий все цвета.

Напротив, Саруман, изначально Белый, вступив в сделку с Врагом, называет себя Радужным. Радужный - это разложение цвета, все цвета в одном, переливчатость, но ни одного конкретного цвета, распад.

Родогаст, умеющий понимать языки зверей и птиц, именуется Бурым. Он тесно связан с землей и ее обитателями, поэтому бурый - это цвет земли.

Цвет Саурона - черный, точнее, черный с багровым (его знак - багровое око на черном поле). Черный цвет - это цвет зла, цвет хаоса, тьмы, цвет, контрастный белому. Багровый - цвет жерла вулкана Ородруин, огненной лавы и крови.

Как известно, соединение черного с багровым (алым) встречается во многих мировых мифологиях, такое сочетание считается символом грядущего Апокалипсиса (библейские алые облака на черном небе).

В «Старшей Эдде» Один именуется Светлым (Белым), это цвет верховного бога; но когда Один спускается на землю, его цвет - серый (Серый Плащ). Здесь, как и в трилогии Толкиена, серый цвет символизирует путь, некую неузнанность героя, его непроницаемость.

Локи - бог, который поведет в бой против света войска хаоса во время Рагнарека (конца цвета) - имеет цветовые названия: Черный и Алый. Алый - цвет огня, который во время падения Мирового Древа - ясеня Иггдрасиля - вырвется из царства огня - Муспельхейма. Также это и цвет крови. Но алый здесь имеет и другую семантику - это цвет крови Бальдра - светлого бога, цвет чистоты и, в то же время, первого греха.

Фрейя - верховная богиня, мать всего, богиня жизни и роста, поэтому ее цвет - зеленый.

Интересна символика золотого и серебряного.

Золотой - цвет солнца, следовательно, цвет жизни, дня. Второе значение цвета - по его названию - цвет золота, но золото считается солнечным металлом, поэтому два этих значения совпадают.

Серебряный - цвет луны (по аналогии с золотым), обратная сторона жизни, ночь, как то, без чего не может существовать день.

Золотой и серебряный вместе - это цвета жизни и смерти, то есть поток времени.

У Толкиена встречаются два дерева: Золотое и Белое (Серебряное) деревья Валинора, Золотое и Белое деревья Нуменора. Они символизируют течение жизни, неслучайно, что гибнут они во время войн.

Золотые деревья растут в эльфийском крае Лотлориене (Лориене). Там нет Серебряных деревьев, так как эльфы бессмертны, их цвет - цвет жизни.

В Гондоре после победы в Войне Кольца растет росток Белого дерева Нуменора. Здесь серебряный цвет символизирует смертность, все человеческое. Вообще можно говорить о том, что у Толкиена золотой и белый - это цвета эльфов. Расцветает именно белое дерево, потому что эльфы покинули Среднеземье, а последняя эльфийская дева - Арвен избрала удел смертных.

В «Старшей Эдде» серебряный и золотой цвета возникают при упоминании украшений и оружия. Здесь символика цветов сходна с цветовой символикой трилогии Толкиена: золотой - цвет жизни и солнца, серебряный - цвет луны и мира мертвых.

Мифологическое сознание вообще изобилует цветовыми символами. Толкиен тоже наделил свою трилогию цветовой символикой, желая приблизить ее к эпосу, тем самым, приближая ее к действительности, претендуя на реальность.
[Хронотоп]Хронотоп

Хронотоп (время и пространство) эпоса всегда строится на архетипе дороги. В «Эдде» это путешествия богов и героев.

«Эдда» состоит из ряда песен, в каждой из которых свой хронотоп, свое путешествие.

Трилогия Толкиена состоит из трех частей, объединенных единым сюжетом: путешествие Фродо к вулкану Ородруин с целью уничтожения Кольца. Но повествование здесь не линейно, в трилогии существуют одновременно сразу несколько временных и пространственных пластов. На фоне путешествия Фродо дается вся Война Кольца.

Но «Сильмариллион» построен по подобию эпоса, хронотоп в нем эпический, линейный. Нет единого сюжета, зато есть разделение на разные песни.

Таким образом, можно говорить о том, что Дж. Р. Р. Толкиен, создавая трилогию «Властелин Колец», взял за одну из основ германский героический эпос «Старшая Эдда».
   

Бессознательное, Сказка

Previous post Next post
Up