Музей Арктики и Антарктики

Feb 01, 2011 19:25

Последние географические открытия на нашей планете совершались в самых далеких и холодных уголках Земли, куда манило людей не желание обогатиться, но страсть познать неизведанное, не авантюризм, но чистый энтузиазм и героизм.
России было предначертано двигаться на восток и север, но если движение против солнца к концу XVIII века остановилось, то изучение севера только началось. В музее подробно рассказывается обо всех экспедициях, которые предпринимались в XIX веке и начале XX. Когда смотришь на фотографии этих людей, бородатых, с обветренными, как из скал вытесанными лицами, знающими, что каждый их поход к макушке мира может стать гибельным, начинаешь ощущать свою слабость и бессилие перед величием истинного человеческого духа.
Самой большой загадкой остается причина, заставлявшая многих полярников с маниакальным упорством продолжать свои попытки покорить ледяную пустыню. Седов, Вилькицкий, Шмидт, Сибиряков, Нансен ― всем им хотелось прикоснуться к неизведанному. И это было не кабинетное увлечение, не постижение тайн мироздания через книги, но дело, за которое нередко приходилось платить жизнью.
После революции изучение Арктики продолжилось, но уже к концу 1930-х годов, после спасения экспедиций Нобеля и «Челюскина», перелета через Северо-Ледовитый океан Чкалова и успеха «СП-1» это занятие приобрело более рутинный характер, Северный морской путь благодаря ледоколам стал судоходным круглый год, и взоры тех, кто всегда стремился к самой окраине мира, обратились к Антарктике.
Начиная с 1957 года СССР, а потом Россия стали активно изучать этот негостеприимный континент, и за прошедшие полвека добились больших результатов. В музее представлены приборы, оборудование, которым пользуются ученые, но более всего интересна обычная бутылочка с водой, добытой изо льда возрастом более 200000 лет. Станция «Восток» (полюс холода), находящаяся в южном магнитном полюсе, уже многие годы бурит 3-километровый ледовый панцирь, и каждый керн, добытый из глубины, может лучше всего остального рассказать, какой был климат и погода за тысячи лет до появления Homo Sapiens. Такая невиданная долговечность и точность позволяет лучше всех долгосрочных климатических прогнозов предвидеть будущее. Самое интересное в том, что всего 300 метров отделяют бур от огромного подледного озера, хранящего ответы на вопросы о прошлом. Человеку вновь дарован шанс предвидеть, но климатология из науки превратилась в инструмент экономического мониторинга и бюрократического контроля.
Этот музей служит нам напоминанием о тех временах, когда поступки совершались во имя познания мира, расширения его границ, а не с целью преумножения капиталов. Наступил конец открытий.

музеи

Previous post Next post
Up