Ко Дню Народного Единства проходит в школьной библиотеке БОУ г. Омска «СОШ № 83» мероприятие «Тебе, юный читатель». Последний день учёбы в первой четверти радует не только сокращёнными уроками, но и совместным мероприятием, подготовленным библиотекарем, учителями русского языка и литературы, географии, биологии, математики. Ярким образом «Тебе, юный читатель» послужило выступление молодого омского писателя и учителя английского языка Виктора Власова, на котором автор ведёт речь о собственных рассказах, написанных под впечатлением от детских переживаний.
Ключи от популярности там, где есть массовость и называя современным языком - количество просмотров. Нынешнего юного читателя, предпочитающего комиксы, фильмы и видеоигры, следует воспитывать со школьной скамьи, прививая любовь к настоящей бумажной книге. Да, продукция из типографии нынче дорожает, а время будто бы лучше потратить на прогулку, но в условиях суровой сибирской зимы положение дел можно исправить. По крайней мере, хочется верить в то, что холод заставит задуматься любого молодого «сталкера» и лишний раз провести время с хорошей прозой или поэзией.
Если в молодом возрасте можно заручиться добрыми привычками к чтению по вечерам или в свободное время, то во взрослом - гораздо трудней. Заботы-хлопоты позволяют опомниться, когда сделана «бытовуха». Я не удивляюсь, видя сияющие детские взгляды, направленные на родного учителя и писателя Виктора Власова, рассказывающего возле книжной полки. Мне интересно узнать, а как это мотивировать человека к учёбе, а тем более к чтению. Идея рассказать о собственных сочинениях приходит к Виктору Власову в школьной библиотеке. Собственно, где только этот молодой писатель не говорит о своих литературных трудах, например, на видеоблоге, но в школе это нужно делать с особым вдохновением. Дети схватывают налету в отличие от равнодушных в большинстве своём взрослых, правда, к детям так просто не подойти - необходимо знать предмет, а также использовать методику. Казалось бы, что сложного в том, когда рассказываешь о своих переживаниях в детском возрасте и о тех людях, которые давно выросли, имеют семьи, выучили другой язык и возможно живут далеко - не в Омске и не в России. Для детей не нужно быть оригинальным - искренности достаточно.
В книге рассказов и повестей «Третий в команде» запечатлено как раз то, что происходит с Виктором в детстве. Это приключение и поход на заброшенный машинный завод, купание на солёном озере близ села Падь, драка с другом и строительство шалаша-звездолёта. Каждый эпизод своего детства автор переживает не один - с друзьями и вскоре с родными.
- Ребята, вы любите кататься зимой с горки? - спрашивает писатель.
- Да! - кричат они в голос.
- А если эта горка - бомбоубежище, где можно спрятаться в случае атомной войны или вечной зимы!..
- Ух ты, здорово! Никогда не видели, Виктор Витальевич. А где такая? - восторженно спрашивают дети.
- На территории старенького НГЧ, около Локомотивного депо, у нас в посёлке, - улыбаясь, отвечает учитель. - Много лет назад в бомбоубежище не было замка - прежний от влаги заржавел, бегать внутри и веселиться можно хоть сколько. Адреналин хлещет через край, это без энергетика «Адреналин раш». Помещений там немного, но всё равно интересно полазить по вентиляции, прятаться. Темно - электричество не провели или проводка сгорела. Ходим по темноте, носимся, визжим, переговариваемся, представляем, что остались одни на всей планете…
- Без мамы? - вдруг тихо и грустно произносит Анна Терлеева, как позже выясняю, ученица пятого класса.
- О маме не думается, когда веселишься от души, забываешь о родных. Как будто сами постоянно думаете о маме и папе, например, играя в компьютер?
- Не знаю, - пожимает она плечами.
- А горка там где, Виктор Витальевич? - спрашивают увлечённые рассказом дети.
- Горка - это весь верх бомбоубежища, замёрзшего сверху, как лёд, только с одной стороны опасно скатываться - обрыв, а с других хорошо - лучше поверхность. Садишься на кусок железного листа. На территории НГЧ есть свалка металлолома. Тащим вместе капот от машины наверх и садимся. Столько драйва получаем, эмоций, что дома рассказываем родителям, а во дворе - друзьям. В следующий раз берём туда ещё больше друзей.
- А железяки?.. - голосит рыжий мальчишка.
- Это машины без двигателя и колёс, - продолжает автор. - Легковые и грузовая одна была. Свалка - куча железа. Залазишь внутрь легковушки и представляешь, что это машина времени. Мы устраивали пикник, каждый приносил, чем дома угощали. Сидения там целые, руль даже есть. Без стёкол только, но ветер не дует - НГЧ огорожено высоким забором. Знаю-знаю, - предупреждает вопрос, подмигивая. - Пробирались внутрь по лазу - под изгородью. Можно ещё по трубам пройти, а потом слезть по лестнице, но осторожно. Слышали в другой школе ребята ходили по трубам, начали баловаться и свалились оттуда, а это высота второго этажа. Благо, что снег был мягкий, отделались ушибами.
Школьное мероприятие направлено не на пиар книжного продукта от молодого писателя, а на рассказы о детстве и тех моментах, которые человек невольно запоминает и делится, радуясь. Небольшой детский коллектив бегает по станциям как цветной паровозик из мультика по каналу «Карусель», а руководители секций ставят определённое число балов в лист успеваемости и примерного поведения. В одном кабинете школы можно услышать интересные факты об истории, в другом - о географии, в третьем - увидеть, как восьмиклассник Данил показывает кувырки вперёд и назад. Мероприятие что надо - параллельно со сладкой ярмаркой на втором этаже, с начальной школой.
- Читайте, ребята, пока есть время и желание, - советует учитель и писатель Виктор Власов, стоя у стеллажа с книгами, словно у памятника. - Станете старше - времени будет меньше и желания тоже. В интернет уйдёте.
- Не-ет, Виктор Витальевич, мама редко даёт заходить в интернет, - жалуется круглолицая девочка с длинными косичками. - Говорит, что читать надо больше. Мне нравится книги. Читаю после обеда, когда с волейбола прихожу и вечером. А вы ходите в библиотеку?
- Да, Лена, хожу, - соглашается учитель. - Я ведь работаю здесь, поэтому хожу постоянно. Если на летних каникулах не работаю на пришкольном участке, то провожу время в библиотеке. Я и сам как писатель должен развиваться, приобщаясь как настоящей литературе. Сейчас много продаётся и читается дребедени, говоря простым языком. Заходишь в книжный магазин, смотришь на эту бедную полку с омскими писателями, и не хочешь на ней появляться. Вся основная литература располагается около богато оформленных стендов. Реклама - двигатель.
- Какие книги можете посоветовать?
- Определённых авторов, которые нравятся мне, рекомендовать не буду - вдруг вам не пойдёт слог, манера исполнения или что-то ещё, - отмахивается творческий читатель. - Читайте, что положено по списку литературы, по программе, общайтесь с умными людьми и выберите, что понравится. Кому-то лучше один жанр, а кому-то другой и посоветовать трудно и не нужно. Опирайтесь, ребята, на собственные ощущения. К своей серьёзной литературе читатель приходит сам и в разном возрасте. Некоторые начинают читать только после школы, а некоторые не читают вообще. Всю жизнь можно не читать и не знать Бунина или Ломоносова.
- А-а-а, как Олег… печенег, ха-ха! - хохочут ребята, показывая пальцем на сконфуженного белобрысого мальчишку. - Он - чайник!
- Нельзя так, - качает головой учитель. - Вдруг парнишка через год полюбит литературу и сам посоветует что-нибудь интересное.
Слушая учителя и писателя Виктора Власова, ненароком вспоминаешь яркие моменты из жизни. Детство, школа, специальное образование и т.д. Автор просит не забыть, что выбор есть всегда и делать его нужно обдуманно. В помощь школьникам, маленьким и большим, - родная библиотека с добрыми книгами и журналами.
http://www.youtube.com/watch?v=V0qRILb4P_k Подготовил журналист Дмитрий Карин
http://nasha-molodezh.ru/blogs/viktor-vlasov/vdohnovites-chteniem-v-shkolnoy-biblioteke.html - взято с НМ.