Проблема популяризации чтения бумажного продукта-«носителя» в эпоху интернета и современных технологий становится глобальной. Спросите у себя, как давно вы брали в руки и читали настоящую и полновесную книгу. Как давно вы искренно восхищались образами и эпизодами из рассказов и повестей Ивана Бунина и Джека Лондона, стихами и поэмами Марины Цветаевой и Николая Некрасова. Я не говорю о писателях- современниках: о Станиславе Куняеве, Петре Алёшкине, Николае Переяслове, Арсене Мирзаеве, Вере Кузьминой, Марине Кудимовой, Светлане Василенко, Юнне Мориц или об Инне Йохвидович. Почему многие замечательные книги прозы и стихов остаются непрочитанными? Элементарно, Ватсон - читатели о них не знают.
Если нас радует интернет, давайте погрузимся в него с головой, и не будем вспоминать сюжет нового фильма «Терминатор: Генезис» о том, как искусственный интеллект восстаёт против человека. Тем временем пользователей интернета - половина населения родной планеты Земля. На модной видео-площадке «Ютюб» зарегистрирована добрая четверть жителей. Нам очень нравится играть в компьютерные игры от японских производителей и смотреть видео не без качественного монтажа, так может и создадим ролики, раскрывающие суть и оригинальность любимых книг и авторов?
Моя встреча с детьми, а так же с их проектами на фестивале «Держава» в БОУ г. Омска «Лицей № 74» открывает Алину Аужанову - любопытную и предприимчивую ученицу шестого класса БОУ «Гимназия № 26». Девочка провела исследование и опрос на тему «Читаем ли мы?», а теперь готовит виртуальные презентации, создаёт ролики, помогающие найти своего читателя.
- В настоящее время большие масштабы приобретает проблема, связанная с утратой детьми школьного возраста интереса к чтению, - говорит Алина за кафедрой, возле мультимедийной доски. - Результаты проведённого среди моих ровесников анонимного опроса доказывают тезис о снижении интереса к чтению. «Нет, мне не нравится читать, но меня заставляют» - 14%, «Да, но редко» - 33%, «Да, очень редко» - 29%, «Нравится читать, но нет времени» - 24%. На вопрос «Кого из омских писателей вы знаете», школьники затруднялись дать ответ. Тогда я предположила, что к неизвестным заинтересовать проще. Так, выбирая литературный материал, решила остановить выбор на произведениях, созданных в нашем регионе. Неудивительно, что сегодня молодое поколение предпочитает книгам совокупность фотографических образов, это сюжетные картинки, которые представлены в фильмах, мультиках, видеороликах и в компьютерных играх. В итоге результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод, что чтение занимает всего 7% свободного времени школьника. Ребятам проще воспринимать готовый образ, то есть фильм или видеоигру.
- Как вы предлагаете решить данную проблему? - осведомляется Мзия Джемаловна Купарашвили - доктор философских наук из ОмГУ. - Если мы сможем помочь, то это будет здорово.
- Не стоит противопоставлять словесное искусство киноискусству, а лучше продуктивнее использовать более популярный вид искусства для привлечения ребят к чтению. Так есть идея создания «буктрейлера», видеоролика, рекламирующего книгу, коротко передающего сюжет, а также рассказать об авторе.
- С кем-то поделились идеей, Алина? - спрашиваю я, заинтересованный донельзя. Первый омский писатель, которого Алина берёт за основу ролика - это Евгений Иванович Асташкин. Конечно, школьники его не знают, как мало кто знает и на улице. Евгению Ивановичу немало лет, плюс этот человек почти не пользуется интернетом, из дома выходит чисто в бытовых целях и редко общается с народной массой. Но пишет добротно, он является членом редколлегии литературного альманаха «Тарские ворота».
- Я поделилась идеей со своими единомышленниками, - отвечает девочка. - Началась работа над созданием первых «буктрейлеров». - Надо сказать, что ученики обращались за помощью к заведующему библиотекой, учителям-предметникам, своим родителям. Деятельность объединила нас. Так, сами того не ожидая, мы решили ещё одну задачу: реализовали технологию совместной деятельности. Первые опыты мы показали одноклассникам. Некоторые ребята захотели с нами создавать «буктрейлеры», некоторых заинтересовали книги, на основе которых мы создавали рекламный продукт. Решила пойти дальше и не просто брать для работы картинки из сети, а иллюстрировать произведения самостоятельно и с их помощью делать ролики. Так я реализую творческий потенциал.
Я представлю, сколько и с помощью каких технологий можно сделать оригинальные ролики, а вскоре распространить в интернете. Кстати, лишь у немногих писателей есть рекламные ролики, раскрывающие сюжеты и личность перед заинтересованным читателем. Однако реклама всегда стоит немалых денег, и многие авторы просто останутся без помощи и огласки. Скажем, монтаж из роликов на «ютюбе» сделать не так просто - это время и особое чутьё. У профессионалов - посекундная тарификация и жутко дорогая. А работать должен обязательно специалист и человек в области наторелый, иначе красивый ролик-презентация не получится, как хотелось бы. У писателя, например, может ещё не быть собственного канала и старых роликов в запасе, следовательно, придётся потратить время на выбор места, видеосъёмки и монтажа. Алина Аужанова должна решить многие проблемы, связанные с организацией работы. Но идея замечательная и найдёт поддержку в лице друзей и единомышленников, только не стоит останавливаться на достигнутом.
Придумал! Стоит открыть концерн рекламных роликов именно книжного продукта. Давайте, дорогие, вместе популяризируем чтение - как в старые добрые времена.
http://www.youtube.com/watch?v=aBUb5Qoy1bs http://sibkray.ru/blogs/vlasov/669/