Согласно одной из многочисленных греческих легенд, кипрский Пафос был основан в 12 в. до н.э. Агапенором, вождем аркадцев, царем Тегеи и внуком Ликурга. Возвращаясь с полей Троянской войны, где царь отличился, сопровождая Одиссея в его лошадиной эскападе, Агапенор оказался волею судьбы заброшенным на Кипр, тогда еще зеленый и лесистый, и решил там остаться и провести в тишине и спокойствии оставшиеся дни. Согласно другой, еще более романтичной легенде, город Пафос основал сын Пигмалиона и Галатеи по имени Пафос - время основания в легенде не уточняется. Согласно же современным исследованиям, нынешний Пафос (Nea Paphos) был основан царем Никоклесом в конце 4 в. до н.э., а город, основанный Агапенором, Палеопафос, располагался на месте г. Куклия, как и знаменитый храм, посвященный Афродите.
Вскоре после основания Пафоса, остров Кипр вошел в состав государства Птолемеев, которые высоко оценили стратегическое месторасположение города - он не только был недалеко от Александрии, столицы их царства, но и имел исключительно удобную бухту, ставшую важным военным форпостом вне Египта. В Пафосе разместилась штаб-квартира Стратига, главного военачальника Кипра, и город стал адмистративным, политическим и экономическим центром острова, с собственным монетным двором. Богатые леса, взбиравшиеся по холмам вокруг Пафоса, вырубались и вывозились в Египет или шли на строительство больших судов непосредственно в самом Пафосе, пока прибрежный Кипр практически полностью не вырубили.
Гавань Пафоса. Вид из Археологического парка
Аннексия Кипра Римом в 58 г. до н.э. мало повлияла на судьбу Пафоса, который так и остался главным кипрским городом, но обитал здесь уже не Стратиг, а римский проконсул. Расцвета город достиг во второй половине 2 в. н.э.- начале 3 в. н.э., что привело к появлению многих общественных и частных построек. Дальнейшему развитию Пафоса помешали землетрясения, которые и прежде (1 в до н.э., 1 в н.э.) разрушали город, а в 4 в. н.э. практически его уничтожили. Столицу перенесли в Саламис, а Пафос пришел в упадок и забвение, богатые виллы были разобраны на камни для близлежащих жилищ и заросли жесткой, беспощадной как время рыжей травой.
Спустя полтора тысячелетия, в 1962 г., во время подготовки к строительным работам на холме с прекрасным видом на море случайно были обнаружены мозаичные панно и отдельные кубики мозаики. Поскольку возведение современных башень или высокодоходных гостиниц в цивилизованных местах редко планируется на только что найденных осколках истории и культуры, строительство тут же прекратили, пригласили ученых и провели полноценные раскопки, в результате которых на яркое средиземноморское солнце выбрались плантации прекрасно сохранившихся мозаичных полов античных времен.
Глазами римлян. Вид на Средиземное море из виллы Тезея.
Первым был раскопан и реставрирован дом Диониса (3 - 4 вв. н.э.), названный так по имени самой большой мозаики. Общая территория дома - около 2000 м. кв., 556 из которых покрыты мозаичными панно, для которых выстроили специальный каркас для защиты от непогоды. Из-за размеров дома и качества и красоты мозаик поначалу предполагали, что дом Диониса принадлежал римскому проконсулу, однако в ходе дальнейших раскопок его виллу обнаружили ближе к морю, а в доме Диониса, вероятно, обитали «представители социально-экономической верхушки», что подтверждается и найденным кладом: под одной из мозаик на глубине 45 см. в процессе реставрации и раскопок была обнаружена амфора с 2484 серебрянными тетрадрахмами эпохи Птолемеев.
Все мозаики в доме Диониса, за исключением мозики Сциллы, находятся на тех же самых местах, что и при возведении здания. Фокусом строения, как и положено в античности, является атриум, окруженный колоннадой с четырех сторон. Покатая крыша атриума позволяла собирать дождевую воду - похоже, вода и тогда была ограниченным ресурсом на Кипре. По свинцовым трубам воду собирали в цистерны и использовали по мере необходимости. Дом был оснащен продуманной дренажной системой: так, например, в мозаичных полах был проделан специальный мраморный сток, куда стекала вода при мытье полов.
Мозаичные полы украшали парадные залы, а в личных апартаментах полы были либо земляными (кухня), либо галечными на цементной основе (спальни). Создание мозаичных панно происходило по схеме, традиционной для тех времен: выравненную и плотно утрамбованную земляную площадку равномерно покрывали слоем необработанных камней, залитых специальным цементирующим раствором. За первым слоем следовал второй из раздробленных камней, гравия или битой керамики, смешанных с известковым раствором. Завершающим становился непосредственно мозаичный слой: согласно существующей схеме или рисунку кубики выкладывали прямо во влажный закрепляющий раствор, нанесенный на два предыдущих слоя. Далее происходила шлифовка полов смесью из мраморной крошки, песка и извести. Разноцветные кубики кипрской мозаики вырезали из местных камней, а оранжевые, желтые, зеленые и голубые создавали из стекла. Как правило, мозаики набирали из кубиков размером один сантиметр кубический, лишь для фигурных мозаик иногда требовались кубики меньшего размера.
Производство мозаик в античности было поставлено на широкую ногу: существовали целые профессиональные мастерские, производившие мозаики на заказ. Подмастерья выполняли простые работы, набирая геометрические узоры или рамку мозаичного панно, в то время как более опытные мастера создавали главные фигуры. Мозаики редко были оригинальными - существовали стандартные варианты изображений для украшений полов, из которых заказчик мог выбирать понравившиеся ему темы или сценки. Многие мозаики копировались с понравившихся мозаичных панно из других зданий.
Мозаика Сциллы (конец 4 - начало 3 в. до н.э.)
Мозаика Сциллы, перенесенная сюда из другого места, является самой ранней, эллинистической мозаикой не только в доме Диониса, но и на всем Кипре. В отличие от остальных наборных полов она выложена из необработанной белой и черной гальки, подобранной по размеру, и печальная повесть бедняжки Сциллы проявляется из прошлого монохромностью текучего мозаичного образа полумонстра-полуженщины. Согласно одному из вариантов преданий, в красавицу Сциллу был безответно влюблен Главк, решивший добиться любви Сциллы с помощью приворотного зелья, за которым он и отправился к волшебнице Цирцее. Однако Цирцея, влюбленная в Главка, рассудила по-своему: она действительно приготовила волшебное зелье, но - увы! - не любовное, и вылила его в залив, где любила купаться Сцилла. Когда девушка погрузилась в море, отравленные воды обезобразили нижнюю часть её тела: на мозаике она изображена с собачьими головами вместо ног и змеиным хвостом. Превратившись в монстра, Сцилла обратила весь свой гнев на род людской, стремясь уничтожить как можно больше мореплавателей. Нет ничего страшнее разъяренной женщины...
«Федра и Ипполит» в лучах солнца
Печальной истории любви посвящены и мозаики «Нарцисс», «Пирам и Фисбы», «Аполлон и Дафна», а так же «Федра и Ипполит», последняя считается одной из лучших мозаик в доме Диониса. Сестра Ариадны и её пасынок представлены в момент, когда Ипполит только что прочитал письмо от мачехи.
Дионис возвращается из Индии в повозке, запряженной леопардами
Значительно более веселым представляется мозаичное панно в главной комнате дома Диониса, которая скорее всего использовалась как столовая и приемная, будучи самой большой залой (11,5 м х 8,5 м). В центре залы мозаика живописует историю жизни Диониса, в частности его путешествие в Индию, из которого он вернулся с темнокожими застенчивыми пленниками и бодрыми леопардами, впряженными в повозку. Гости разглядывали эти сцены, беседуя за столами, расположенными в форме буквы П вокруг этих энергичных сцен. Пространство под столами было выложено простыми геометрическими узорами - практичность является весьма привлекательным качеством. Напротив входа в главный зал скромно притаилась многозначительная мозаика «Икарий и Дионис»: согласно легенде, Дионис в благодарность за теплый прием поделился с Икарием секретом производства вина, но наказал ему никого вином не угощать. Как обычно, смертный пренебрег советом богов и таки угостил новым продуктом пастухов, которые, испытав первое в своей жизни опьянение, решили, что Икарий их отравил, и расправились с ним. На мозаике изображена и нимфа Акме (Akme), символизирующая умеренность в употреблении вина. Догадаться о значении намеков и легенды, и нимфы, расположившихся буквально на пороге пиршественного зала, не составляет труда...
Вознесение Ганимеда
Еще одна замечательная мозаика - похищение Ганимеда. История гласит, что Ганимед отличался такой красотой, что им пленялись и мужчины, и женщины. Зевс не мог остаться в стороне от всеобщего восхищения и поэтому, обратившись орлом, выкрал Ганимеда и принес его на Олипм, где Ганимед разливал нектар богам. На мозаике как раз изображен момент вознесения Ганимеда, и очень хорошо видно, что либо мозаика изначально предназначалась для другого помещения, либо неверно был произведен первоначальный расчет - орлу пришлось подрезать крылья. На самом деле, поначалу я не впечатлилась этой мозаикой - она казалась какой-то тусклой и невнятной, а потом на нее плеснули водой, и полы в прямом смысле заиграли красками.
Из всего мозаичного изобилия больше всего мне приглянулись полы с геометрическим рисунком и со сценами охоты или просто изображениями животных - вероятно потому, что представить себе жизнь в комнате с полами, насыщенными человеческими терзаниями, довольно сложновато. А вот от таких удивительных полов я бы не отказалась: вневременная, спокойная красота узорчатых завитков, разнообразных кувшинчиков, горшков, подносов и всякой прочей кухонной утвари, ярких фруктов и прочных прямых линий неизменной геометрии оказывают самое благотворное влияние на душу человека, даря усладу его беспокойным глазам.
Геометрический узор в длинной зале
Не менее роскошны сцены охоты вокруг атриума, где охотники атакуют львов и вепрей, тигр нападает на вепря и медведя, а безголовый онагр покинут леопардом, уносящим недостающую часть его тела - довольно популярный сюжет в римских мозаиках по неизвестной причине. Исключительно милыми мозаиками являются работы с павлинами - к павлинам у меня особенное чувство: сколько я бы ни встречала павлинов в своей жизни, они упорно отказываются открывать хвост в моем присутствии, вероятно, не считая меня достойной соблазнения. И тут такая удача - я не только напала на мозаики, но и на мозаики с изображениями павлинов с раскрытым хвостом.
Павлин с раскрытым хвостом
Сцены охоты
Помимо дома Диониса во время раскопок было найдено еще три дома: Дом Орфея, Дом Эона и вилла Тезея. Дом Орфея находится ближе всего к морю: именно там во время второй мировой войны британские солдаты, роя траншеи для защиты от бомбардировок, обнаружили мозаику «Геркулес и лев» - первая обнаруженная мозаику в Пафосе. Мозаику сфотографировали и благополучно о ней забыли, пока в 1982 г. не были проведены широкомасштабные раскопки, в результате которых на свет появились руины дома, названного дом Орфея по имени самой красивой мозаики «Орфей и звери». Так же были обнаружены останки бывших терм и «Амазонка».
Орфей и звери (из интернета)
Самой большой жилой постройкой римского Пафоса был дом римского проконсула, ныне известный как вилла Тезея (вторая половина 2 в. н.э., использовался по крайней мере до 7 в. н.э.). Здание, построенное в эллинистической традиции с перистилем в центре, с тремя портиками, было достаточно большим (120 м х 80 м) и по большей степени одноэтажным. Из 9 600 м. кв. пространства виллы - 1 400 кв.м. являются мозаичными полами, большая часть которых имеет геометрический рисунок и только 10 % - мозаики, изображающие фигуры людей и животных. В отличие от мозаик дома Диониса, созданных приблизительно одновременно, мозаики из виллы Тезея создавались на протяжении длительного периода - с к. 3 в. до 5 в. н.э.. Четыре крыла строения, разместившиеся по сторонам перистиля, имели четкое разделение по функциям - жилые, официальные, служебные. Служебное крыло практически полностью разрушено и разобрано на строительный материал. Остальные сохранились лучше: мозаичные полы, частично стены, украшенные внизу мрамором, колонны.
Схватка Тезея с Минотавром
Мозаика Тезея, которая считается лучшей на вилле. Тезей изображен в момент схватки с минотавром в лабиринте - вот, кстати, мне всегда отчего-то было жаль минотавра, мне казалось, что его как-то можно было бы привести к свету:). В отличие от большинства прочих мозаик на данную тему кипрская мозаика населена не только главными героями схватки в лабиринте: там также присутствуют бог лабиринта, Ариадна и дама в короне, олицетворяющая Крит, где и обитал бедный минотавр в подвалах дворца Миноса. Несмотря на драматичность момента, сама сцена лишена напряженности и пафоса, характерных для столкновения Тезея и минотавра: для эпохи поздней античности важна не борьба сама по себе, а победа героя, воплощающего абстрактные добродетели, над злом в образе минотавра. Нить Ариадны.
Очень интересен банный комлекс из 12 комнат - тепидарий, кальдарий, фригидарий, парильню, туалет, комнаты для переодевания и для умащивания маслом. В различных комнатах - не только разные узоры, но и разные стили, разные способы укладки мозаики, разные материалы.
Банный комплекс
Банный комплекс
Здесь хорошо видны остатки росписи на стенах
Привлекает внимание и еще одна довольно хорошо сохранившаяся мозаика - «Купание Ахилла». Несмотря на распространенность этого сюжета в античные времена, считается, что в данном случае мозаика гораздо символичнее, чем подразумевает греческая легенда: она демонстрирует не только тщету человеческих попыток обрести бессмертие, но и напоминает о Рождестве Христа и его первом купании. Возможно, «Купание Ахилла» не является исключительно выразительной или качественной мозаикой, и вполне возможно, она изобилует всеми смыслами, которыми её наполняют исследователи, но меня она прежде всего привлекла свежестью и искренностью момента - мне показалось, что художник, создававший эту сценку, изображал прежде всего реальную семью, с реальными людьми, с реальными чувствами, с их собственными чертами лица и живыми чувствами. И я размышляла, которая из этих женщин была его соседкой, а которая - его женой, или сестрой, или матерью, что действительно происходило в момент купания этого толстенького и спокойного малыша, о чем они разговаривали, какое значение для них самих имело происходящее. И в таких случаях невольно задумываешься, насколько вещи долговечнее людей...
Купание Ахилла
Последний дом с мозаиками, единственное здание среди руин и каркасов, - это дом Эона, божества, воплощающего вечность. Время оказалось благосклонным к самому себе: мозаики в доме неплохо сохранились и считаются самыми ценными позднеримскими мозаиками на Кипре. Пять мозаичных панно заключены в богатую узорную рамку, а главным действующим лицом является Дионис, но не весельчак и балагур Дионис-Вакх, а мудрый и всезнающий Дионис, который, согласно «Сатурналиям» Макробия, сочетал в себе качества всех богов. Это была своеобразная попытка воскресить языческое божество в ответ на появление христианского монотеизма. Среди мозаик - «Рождение Диониса», «Состязание Аполлона и Марсия», неизбежная «Леда и лебедь» и «Спор о красоте между Кассиопеей и Нереидами», исход которого определил Эон.
Рождение Диониса (из интернета)
Все дома с мозаиками являются частью Археологического парка, расположенного на территории бывшей римской столицы Кипра. В парке можно побродить около заброшенного маяка - очень милое местечко, заросшее цветами и приютившее полчища ленивых ящериц.
Маяк и море
Здесь находятся римские Одеон, Агора и святилище Асклепия, который славился своим лечением при помощи голодной диеты (жаль, её мало проповедывали в нашей гостинице), и византийская, очень живописная крепость, имеющую краткую, но слваную историю. Дело в том, что в 1191 г. Пафос захватил Ричард Львиное Сердце в процессе завоевания Кипра, однако практически сразу он продал остров французам Лузиньянам - для крестовых походов нужны были деньги. Лузиньяны в целях контроля над новыми землями в н. 13 в. возвели на месте более старой византийской постройки крепость Саранда Колонес (Saranda Kolones) со стенами трёхметровой толщины. В 1222 году крепость почти полностью разрушило землетрясением, и её никогда не восстанавливали.
Развалины крепости Саранда Колонес
В черте старого города находятся и развалины базилики св. Павла, бывшей самой большой, семинефной базиликой во всем Средиземноморье с центральным нефом длиной 53 м и шириной 38 м.. Именно к одной из её колонн - к истёртой беломраморной колонне под деревом у западных ворот - был привязан святой Павел во время бичевания. От базилики остались колонны из розового гранита, мозаичные полы, на которых разрешено бродить и нежиться многочисленным кошкам, популяция которых уступает только туристической популяции, и частично - стены, украшенные резьбой. Из камней базилики, как водится, в 16 в. возвели церковь Айя Кириаки (Ayia Kyriaki), больше известная как Хрисополитисса (Khrysopolitissa), сейчас это англиканская церковь, прохладная и тихая, с необычными окошками, словно просверленными в толще древних стен.
Остатки базилики и церковь 16 века.