Aug 19, 2011 15:20
Тут все вспоминают чего с ними было в этот волнительный день - ну и я напишу.
Утром 19 августа 1991 года я начал работать помощником слесаря.
Это радостное событие произошло в городе Бней Брак, уезда Гуш Дан, в котором мы, по какому-то совершенно нелепому недоразумению, сняли квартиру.
Слесарь носил гордое и редкое имя Моти, и всерьез собирался платить мне 700 (!) шекелей в месяц, за полноценное рабство на ниве установки алюминиевых окон в домах трудящихся. Его мастерская находилась на первом этаже нашего дома, поэтому работать на него было географически удобно, хотя и не слишком доходно. Напомню, что доллар в те странные времена, стоил примерно 2 новых израильских шекеля.
- Я научу тебя ставить окна, братец! - проникновенно говорил мне Моти на стихийном интервью, устроенном мне прямо у входа в подъезд дома. - Это профессия! Завтра можешь выйти на работу, если тебе все подходит.
Мне все подходило, поскольку в ульпане* за 4 месяца я порядком задолбался. Мой словарный запас был раз в десять выше, чем у прочих родственников и я решил, что пришло время начать мучать своим произношением не только учительницу иврита, но и отдельных аборигенов. Кстати говоря - это было правильное решение.
По Гуш Дану Моти рассекал на Субару-универсале семьдесяткакогото года, выглядевшей так, словно по ней проехал каток, а потом группа сумасшедших рихтовщиков, вернула кузову объем. Кондиционера в машине не было, но ни меня, ни йеменца Моти это совершенно не беспокоило. Зато в панели была намертво впаянная авторадиола, которая умела ловить радио "РЭКА"**. Но все это выяснилось только 19 августа.
Утро, в день переворота, выдалось ясным, как и любое летнее утро в Израиле. Я запрыгнул в машину Моти, и мы поехали устанавливать окна в Савьон.
- Слышал? В России путш. - сообщил мне Моти.
- Что в России?
- Путш. Ну эта - маапеха***!
- Чего? - в моем словаре это слово не фигурировало.
- Чего-чего! - начал сердиться Моти, - Сталин вернулся.
- Конечно вернулся. - тут я обрадовался решив, что Моти пытается шутить про русских. - Я его вчера на Жаботински**** встретил.
Моти начал внимательно меня рассматривать. Видимо он уже пожалел, что связался с этим долбанутым русским, встречающим Сталина на Жаботински****.
- Путш в России! - почти отчаянно завыл он. - Горбатчов капут!
И в доказательство своих слов включил впаянную в панели радиолу, покрутил настройки и из колонок полились позывные радио РЭКА**, а потом хорошо поставленный голос диктора (кажется это был Миша Гильбоа) рассказал мне про переворот в Москве.
Вечером мы уже смотрели первые выпуски новостей и пресс-конференцию гэкачепистов.
Но при словах "ГКЧП" и "путч" мне немедленно вспоминается маленький йеменец Моти, со своими алюминиевыми окнами, раздолбанная Субару и Сталин на Жаботински****.
____________________________________
*ульпан - курсы по изучению иврита
** радио РЭКА - государственное радио вещающее для новых репатриантов, в основном, на русском языке
*** маапеха (ивр.) - революция
****Жаботински - в данном случае улица носящая имя Зээва Жаботинского и пересекающая, с востока на запад весь Гуш Дан, от Петах Тиквы до Тель Авива.
вспомнить все