"... я решила задуматься всерьёз и постараться ответить для себя на вопрос: что для меня танцы? почему я ими занимаюсь? чего я хочу добиться? есть ли какая-то обозримая цель? что мои занятия говорят обо мне? могу ли я измениться в лучшую сторону благодаря танцам? и вообще - готова ли я разрешить себе меняться, менять способ мышления, менять мнение о себе?"
Это я написала в прошлом посте и сейчас хочу попробовать порассуждать с собой на эту тему, если получится. Потому что мысли эти мучают, жгут, мешают спать и нормально как-то жить, на душе от них неспокойно.
Хорошо, что есть жж...
Когда я обсуждаю танцы с кем-то из нетанцующих знакомых, когда жалуюсь на какие-то недопонимания с партнёрами или на сложности в освоении танцевальных фигур, которые хочется освоить вотпрямщас, а никак не выходит, - тогда я чаще всего слышу такую фразу: "Ну ты же занимаешься для удовольствия? Тебе же это нравится?"
Ответ на этот вопрос - да, конечно. Танцы мне очень нравятся.
Нравятся давно. В детстве я не занималась ими регулярно, хотя преподаватель ритмики в начальной школе советовал моей маме отдать меня на занятия (к слову, именно на бальные, и мама утверждает, что предложила мне, а я отказалась, но я такого разговора не помню, хотя и не могу отрицать, что такое было). Когда я начала заниматься бальными танцами, учась на втором курсе университета, я влюбилась в них окончательно и бесповоротно. Я даже помню день, когда поняла, что обязательно буду заниматься дальше и больше - это было ранней осенью 2009, когда я шла на пары по улице Дмитрия Ульянова. К тому моменту я занималась уже несколько месяцев, с февраля по май-июнь, но сделала перерыв на лето и пока ещё не вернулась обратно. И вот тем осенним утром я приняла решение вернуться и с тех пор из танцев уже не уходила до самого начала 2013 года.
Так вот. Танцы - это удовольствие, это бесспорно. Но. Для меня, насколько я себя понимаю, удовольствие - это фактор всё же вторичный. Хотя, возможно, более нормально, когда он выходит на первое место. Но для меня в деятельности, которой я занимаюсь, должен быть первичным какой-то другой фактор. Какая-то цель. Или что-то другое, что я хочу найти. Но не удовольствие as is.
Пытаясь честно ответить на вопрос, почему/ради чего я продолжаю заниматься танцами, я прихожу к промежуточному выводу, что хотела бы чего-то в танцах достичь. И "чего-то" - не каких-то статусов, званий и наград, хотя не исключаю, что когда-нибудь мне доведётся участвовать в каких-то рейтинговых мероприятиях. Но сейчас - нет. Сейчас у меня цель довольно абстрактная, я бы сказала, но в то же время довольно амбициозная - я хочу научиться танцевать достаточно уверенно и свободно. Я хочу путём тренировок и отработок достичь такого танцевального уровня, чтобы суметь станцевать с каким угодно партнёром после минимальных "пробных" движений. Чтобы моё тело в танце двигалось правильно, с правильным переносом веса, с распределением движения по корпусу, но также и красиво, эстетично, уверенно. Чтобы у меня было понимание того, как должно двигаться тело, и чтобы я могла вдобавок соотнести своё понимание в голове собственно с движением. Чтобы освоение новой вариации не занимало несколько занятий, а выученные фигуры не выветривались из головы уже через день.
Вообще, напишу сейчас смелую вещь (наверное, позднее посмеюсь над этим): в идеале я хотела бы достичь некоторой степени профессионального мастерства в танцах, точнее, добиться того, чтобы глядя на моё танцевание, можно было бы задуматься, любитель я или профессионал. Думаю, что перейти в категорию профессиональных спортсменов я при всём желании и старании не смогу, но вот достичь такой степени мастерства, чтобы суметь хотя бы немного сравняться с профессионалами (то есть, чёрт, опять не "быть", а "казаться", но да, из песни слов не выкинешь!..) - эта идея сейчас для меня очень привлекательна.
Не так давно мне попалась в интернете статья некоего Анатолия Кармазина как раз о любителях и профессионалах в танцевальном спорте. Она и натолкнула на размышления. Автор пишет: "Увлеченность спонтанная, бессистемная, бесцельная и не занимающая много времени характеризует любителя. Та же самая увлеченность, имеющая большее значение для самого человека, настолько важная на его взгляд, что следует посвятить ей большую часть своего времени - характеризует профессионала". Здесь грань достаточно тонкая, на мой взгляд. И вот ещё отрывок привлёк внимание: "На живых примерах часто выходит, что именно отношение к танцам противопоставляет профессионала и любителя. Профессионал вследствие рутинности своего ремесла редко так же искренне любит свое дело, как любитель, который занимается тем же самым, но по настроению, а не по графику. Профессионалом обычно движет расчёт, либо сознательное стремление добиться какой-либо цели. Любителем движет скорее страсть, либо эмоциональное притяжение к самому процессу.
Ещё короче: Профессионал - должен танцевать, хочет он того или нет. Любитель - может танцевать, когда захочет. Это следует не из статистики, а из определений этих двух понятий".
Вот это уже показалось мне интересным и более близким моим собственным мыслям на этот счёт. Но с этой точки зрения мне бы очень хотелось стать именно профессионалом, то есть, скорее, перенять подход профессионала к танцам. Хотя "эмоциональное притяжение" к процессу наверняка никуда не денется...
Что мне ещё нравится в танце - нравится, когда получается, конечно. Нравится, в некотором роде, блистать красотой движений, которые получаются, и я сейчас не боюсь, наверное, себе в этом признаться. Раньше я бы с возмущением это допущение отвергла - вот ещё, блистать, красоваться, уж очень низкая цель. Но сейчас я, пожалуй, не боюсь сказать. Нравится нравиться! "Блистать", конечно, не вполне удачное слово, потому что блещу я, кажется, только в своей голове - пока у меня недостаточно ни знаний/умений, ни практики, ни уверенности. Вчера на набережной в очередной раз в этом убедилась. Но уже сам факт - что я нравлюсь себе в танцах и вижу некоторый как бы потенциал в себе - этот факт для меня, вечно неуверенной в себе и не любящей себя, дорогого стоит...
Подбираясь к концу своих размышлений (да и домой уже пора с работы идти), я хочу определить пока так: я хочу заниматься танцами, чтобы научиться танцевать. И поскольку у меня есть, где это делать и с кем, по крайней мере пока, - я буду это делать. Периодически меня, впрочем, начинает мучить мысль, что я делаю явно недостаточно. Занимаюсь в группе, а не индивидуально, не уделяю времени самоподготовке, общей физической подготовке, прогонам с партнёром, - точнее, честно говоря, всё это даже есть, но в эпизодическом формате. А я бы хотела, как обычно, всё и сразу, то есть заниматься много и часто. Но тут желания мои вступают в противоречие с возможностями: в конце концов, я всё ещё остаюсь соло-матерью несовершеннолетнего ребёнка, офисным работником со стандартным графиком работы 5/2, (уже) не самой молодой и физически крепкой женщиной, вдобавок вымотанной недостатком отдыха и хроническим безденежьем (этот факт вообще разрушительный - и финансово не позволяет заниматься чаще и больше, и вгоняет в перманентный стресс). Если что-то одно из этого мне изменить и по силам (например, увеличить доход, ха-ха), то к существенным сдвигам это, к сожалению, всё равно не приведёт. В этой ситуации я вижу пока такой выход: делать то, что могу, как можно более качественно и хорошо. И пользоваться возможностями развития, которые могут появиться.
Главное ещё для меня - это разрешить себе меняться. Свыкнуться с мыслью, что в процессе занятий танцами, возможно, потребуется отказаться от каких-то своих представлений, установок, чаяний, иллюзий. Отказаться не слепо, в угоду какому-то результату (особенно формальному), но трезво оценив, мешает ли это мне, ограничивает ли меня, препятствует ли более успешному обучению. Таких установок, подозреваю, во мне сидит немало. Может, даже, установка, что я в профессиональном плане ничего добиться уже не смогу - одна из них. Хотя я так сейчас не думаю всё же.
Пока пусть останется этот текст в таком виде. Размышлять было здорово! Хотя и не очень комфортно.