Как формировались "фамильные" библиотеки в СССР

May 26, 2020 19:35



Вспоминая о том, как мы, обычные советские инженеры и техники, формировали свои домашние книжные собрания, прихожу к выводу, что, выделяясь из массы прочих советских обывателей, тогдашние книголюбы являлись где-то сродни коллекционерам, что-то вроде нумизматов или филателистов. Причём, истинные собиратели свои книги, с любовью определявшие на домашние полки, ещё их и читали ( к коим я и себя отношу , хе-хе). Да, мы читали тогда, и читали много, запоем. Было очень интересно и сладостно, раскрыв книгу или альбом репродукций мастеров живописи, переместиться из обыденной реальности в ту книжную реальность и раствориться в ней.

Почти каждый книголюб имел предварительно составленный им список изданий и их авторов, которые ему было необходимо приобрести, что было делом непростым. До тех пор, пока книголюбители СССР не «надавили» на генсека Л.И. Брежнева, создав "Всесоюзное общество книголюбов» и не предложили в ЦК КПСС издавать большими тиражами популярные книги, чтобы потом их продавать по талонам на сданную макулатуру, мы были вынуждены, в свободное от работы время болтаться по букинистическим отделам книжных магазинов, дежурить и наблюдать, что из нужных книг завтра можно будет выхватить из стопки выложенных и прикупить. Охота на «нужные издания» велась не шуточная, и как мы штурмовали при утреннем открытии сами магазины, выкладывавшие принятые накануне от нечитабельного населения книги- мне лучше здесь не вспоминать.

В памяти остался весёлый эпизод, когда две книголюбицы, ухватив с прилавка, из вороха только что выложенных продавцом книг, издание Лео Таксиля «Забавная Библия», раскрыв его, стали тянуть книгу каждая в свою сторону, что и привело к разделению издания на две равные части. Добыв себе лишь половину издания, дамы вынуждены были уплатить в кассу стоимость своей половины порушенной книги, и со стыдом -позором, под хохот остальных любителей, покинуть торговый зал магазина.

А популярные книги в те времена продавались в обмен на талоны, полученные при сдаче макулатуры в специальных приёмных пунктах. Нужно было на один талон сдать 20 килограммов ненужной бумаги. Как правило, это были конфетные фантики, использованная туалетная бумага, старые газеты и журналы. Я обычно старую бумагу не собирал, а приобретал нужные мне талоны с рук у «жучков» по вполне приемлемым ценам. Поначалу выпускались книги Александра Дюма - отца, почти все его романы о мушкетёрах и прочих авантюристах (они меня особо не интересовали), но потом стали продавать и более серьёзные книги, пользовавшихся большим спросом у рядовых любителей - читателей. Так, например, были выпущены: трёхтомник А.С. Пушкина, двухтомник М.Ю. Лермонтова, двухтомник С.А. Есенина, двухтомник «Друзья Пушкина» и многие другие издания, которые свободно в книжных магазинах купить было невозможно.

И это продолжалось до разгула перестройки Горбачёва, примерно до 1988 года, когда издательства получили возможность на своё коммерческое усмотрение выпускать книги, пользующиеся спросом у населения. О том, что было потом с выпуском книг в уже «свободной и демократичной» России, я напишу в другой раз.

лытдыбр, Домашняя библиотека, литература, книги

Previous post Next post
Up