Несколько страниц из духовной истории села Салтыки: начало возрождения Храма.

Dec 05, 2019 12:51

Несколько страниц из истории храма Смоленской иконы Божией Матери в  селе Салтыки Ряжского района Рязанской области.

Салтыки - старинное село расположенное "на большой дороге, идущей из Ряжска на Данков, при речке Хупотке" возникло в середине 17 века. Одно из первых упоминаний села  есть в Ряжской окладной книге за 1676 год, тогда оно называлось Богородицкое.

Церковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Одегитрея
в селе Богородицком
ГАРО. Ф. 627, on. 1, д. 1 ха», л. 295 об. (315 об.).
У тое церкви двор попа Федора, двор дьечков Иванов, двор понамарской. Церковный пашни десеть четвертей в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на пятьдесят копен. ,
Да в приходе к той церкви. В том селе Богородицком двор боярина Петра Михайловича Солтыкова, а в нем живет приказщик, да в деревни Ратовой, да в деревни Буниной, да в деревни Головшине, да в деревни Куровшине, да в деревни Андросовшине сто дватцеть два двора крестьянских, пять дворов помещиков, три двора деловых людей, пятнатцеть дворов бобыльских, и всего сто сорок деветь дворов.
И по скаске за рукою тое церкви дьечка Ивана Иванова и по новому окладу доведетца с тое церкви дани три рубли десеть алтын пять денег. А прежь сего с тое церкви дани не было. Приход поселился внове, а церковь построена в прошлом, во сто восемьдесять третьем году.
К сим окладным книгам села Богородицкаго церковной дьячек Ивашко Иванов руку приложил.

Немного позже, в течении почти двух веков, село в официальных документах обозначается с двойным названием -"Богородицкое, Салтыки тож".
Двойное название сел было обычным явлением вплоть до  крестьянской реформы 1861 года и даже позже:  одно по названию церкви, а второе по фамилии владельца усадьбы. Но все  же название села закрепилось  за фамилией первого землевладельца боярина Петра Михайловича Салтыкова, но правда в несколько измененной форме  - Салтыки. Вероятнее всего,  "салтык"-  было прозвищем боярина.

В 1801 году в селе завершилось возведение каменной церкви в честь иконы Божией Матери Смоленской , которая заменила собой обветшавшую Богородицкую церковь. Позже к храму были  пристроены приделы Николаевский (строительство начато в 1805 году) и Казанский (упоминается в 1834 году). Храмостроительницей церкви иконы Божией Матери Смоленской стала статская советница Екатерина Ивановна К(а?)зицкая.
В 1778 году село Богородицкое/Салтыки было включено  в состав Раненбургского уезда. Со временем численность населения росла, село развивалось и богатело. По данным статистического сборника за 1882 год -"село слывет одним из самых зажиточных в уезде. Происхождение этой зажиточности давнее: все жили хорошо ещё до 1861 года. После 1861 года зажиточность поддерживалась хорошим качеством наделов, купчей и наёмной землёй". Численность населения на тот момент составляла 2215 человек.  Школа в Салтыках открылась в 1861 году - церковно-приходская, потом в 1872 году она перешла в ведение земства и стала называться одноклассным земским училищем.

На момент поворотных  для Российской империи событий 1917 года  население села Салтыки было 3399 человек. Соотношение частновладельческой земли к надельной - 46% к 54%.  Средний  размер единоличного владения  составлял 49 десятин, что в перерасчете на гектары получается 53, 41 га на хозяйство, для крестьян общинников на один двор приходилось 5,3 десятин или 5,77 га.
Наступило время, когда крестьяне в условиях абсолютной свободы и безнаказанности, в период "от февраля к октябрю", заигравшись  разрешением земельного вопроса  по-крестьянски, громили хозяйства частновладельцев, тем самым подготавливали почву для новой, набирающей силы и энергию в раздоре и разъединении российского народа, страшную по беспощадности   политическую силу, которая станет называться Советской властью, и которая под заманчивым лозунгом "Всю землю крестьянам", всю землю у крестьян  отберет вовсе...
Казалось  бы, церковь ещё продолжала оставаться очагом культурной и духовной жизни в селе и священнослужители ещё пользовались авторитетом. Так в мае 1917 года священник В.А. Сергиевский был выбран  председателем  Салтыковского волостного Продовольственного комитета. В действительности,  доверие  к церкви  на тот момент было лишь формальным, священнослужители  не смогли потушить бурлящий в народе костер низменных страстей. Идея "всё отобрать и поделить" затмила в сердцах христианские добродетели. А  с принятием Советской властью 20 февраля 1918 года декрета "Об  отделении церкви от государства..." было положено начало 70-летнего  гонения всех религиозных течений и духовных конфессий. Итог мы знаем.





Церковь Смоленской иконы Божией Матери  в  селе Салтыки, наши дни. Источник фотографий - здесь.  Храм был закрыт в конце  1930-х   и долгое время использовался как  зернохранилище...

Сейчас  в Салтыках  проживают чуть меньше 500 человек. Местные жители, как и их предки трудятся на земле. В селе есть своя средняя школа, а  при школе действует музей посвященный памяти знаменитого писателя-земляка Ивана  Ивановича Макарова (1900 -1937 гг.). Случайно или нет, но в преддверии 120-летнего юбилея культового писателя  началось возрождение  храма Смоленской иконы Божией Матери. Организатором и вдохновителем благого почина  выступил Николай Иванович Крылов, уроженец  села Салтыки, проживающий сейчас в столице.



21 июля сего года возле храма был установлен поклонный крест.


30 сентября благочинный Ряжского округа протоиерей Андрей Силинский провел чин освящения храма и благословил на восстановление.






















22 ноября  силами сельчан была проведена уборка  церкви от мусора. Каждый внес свой посильный вклад.








Виталий Каширский, директор ООО «Ряжская МТС», предоставил технику.


С помощью автовышки удалось подняться на купол и сделать  замеры оконных проёмов. На собранные от неравнодушных граждан денежные средства уже заказано изготовление 14 окон: 8 верхних и 6 нижних, которые будут установлены с  наступлением тепла по весне. Одновременно  ведется подготовка инженерно-проектной документации. Есть надежда на то, что удастся присоединиться к федеральной или региональной программе по восстановлению храмов, тогда процесс реставрации значительно ускорится.
Наверное некоторые скептики скажут, что нет никакого смысла восстанавливать церковь в таком малочисленном селе. Сами салтыковцы видят смысл в возрождении храма не только в гражданском долге, но и в торжестве исторической справедливости. Н.И.Крылов в интервью рязанскому издательству "Пресса" объяснил, почему это важно для него: "Я родился и вырос в Салтыках, дом моих родителей расположен рядом с храмом, и мальчишками мы часто играли возле него. Для меня церковь - нить, связывающая с предками и родственниками, которые остались жить в Ряжском районе. А для людей, надеюсь, станет местом сближения."

8-903-194-33-80, это телефон Николая Ивановича Крылова на тот случай, если Вы решите чем-то помочь в деле возрождения храма, или нужно будет узнать о ходе начатого реставрационного процесса. И ещё, просьба, вдруг, если у Вас в семейном альбоме найдется (обнаружится) старинная фотография церкви Смоленской  иконы Божией Матери, поделитесь цифровой копией, пожалуйста!

И в завершении  этой информационной заметки хочется пожелать  салтыковцам мужества продолжать начатое дело, терпения, и конечно же успешного завершения восстановления церкви Смоленской иконы Божией Матери.  Быть добру!

И.И.Макаров., гражданское общество, Салтыки, Раненбургский уезд

Previous post Next post
Up