12 августа будет отмечаться очередная годовщина гибели атомной подводной лодки "Курск", которая погибла в 2000 году в водах Баренцева моря. Это был один из новейших и наиболее надежных подводных крейсеров. Тем не менее, погибло 118 членов экипажа.
Траурные мероприятия в годовщину гибели атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск" пройдут в разных городах России. Дань памяти героям-североморцам отдадут бывшие участники дальних океанских походов подводных атомоходов, офицеры и земляки погибших подводников.
В Санкт-Петербурге у мраморной доски с именами подводников, не вернувшихся из Баренцева моря, пройдет панихида "по воинам, в море погибшим" в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга. На Серафимовском кладбище, где находится самое крупное захоронение подводников с "Курска" (32 моряка), отдадут воинские почести погибшем с участием роты Почетного караула. К братской могиле положат траурные венки.
В гарнизонах базирования подводных лодок Северного флота, к которому была приписана подлодка Курск (Видяево, Гаджиево, Заозерск и Северодвинск, Мурманская область) также пройдут памятные мероприятия.
"В поселке Видяево, откуда "Курск" вышел в свой последний поход, церемонии начнутся ранним утром в храме Святителя Николая Чудотворца с поминальной литургии по погибшим морякам", - сообщил ИТАР-ТАСС начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного военного округа по СФ Вадим Серга.
Одним из центров мероприятий станет и Мурманск, где у мемориального комплекса "Морякам-подводникам, погибшим в мирное время" соберутся моряки, представители власти и общественности.
В городе, давшем название подлодке, похоронены 12 из 118 погибших моряков. В 11:00 мск к памятнику экипажу "Курска" возложат венки родные, военнослужащие, ветераны ВМФ и школьники-кадеты. Также памятные мероприятия сегодня пройдут на Аллее подводников в Курске, где расположен второй памятник погибшим.
Церемонии в гарнизонах завершатся в одно время - 11 часов 28 минут, это - время гибели "Курска". В этот момент прозвучат сигналы корабельных тифонов, память погибших почтут минутой молчания. На кораблях флота будут приспущены флаги.
В Нижнем Новгороде почтут память погибших земляков-подводников, проходивших службу на подлодке "Курск". Среди геройски погибших моряков "Курска" было трое нижегородцев и двое уроженцев Нижегородской области: капитан-лейтенант Сергей Любушкин, старший мичман Евгений Горбунов, старший мичман Владимир Свечкарев, мичман Михаил Белов и старшина 1-й статьи Владимир Садовой.
* * * * * *
Вокруг этой катастрофы было нагорожено такое количество правдоподобных, и не очень, версий случившегося, что многие граждане страны так и не узнали правды.
Основными версиями трагедиисчитались столкновение с другой подводной лодкой, взрыв ракеты в одном из отсеков, подрыв на мине, оставшейся со времен Великой Отечественной войны.
Официальной была признана версия о взрыве торпеды. Правительственная комиссия, которая проводила расследование, остановилась именно на этом варианте развития событий, поскольку он может проще всего ввести в заблуждение простых обывателей, которые не знакомы с тонкостями флота.
Но такая версия не совсем отвечает действительности. Дело в том, что в носовом отсеке, где, по итогам расследования, и произошел взрыв учебной торпеды, находились и стеллажные торпеды (они как раз боевые). Так что же могло взорваться, если отсутствовала боевая начинка торпеды? Согласно официальной версии, взрыв произошел в результате утечки перекиси водорода. Но, чтобы принять ее, необходимо вместе с тем признать, что на "Курске" служили либо абсолютно безграмотные люди, либо самоубийцы. Но так как всем хорошо известно, что весь экипаж был высококвалифицирован, то, соответственно, ничего подобного произойти не могло. Таким образом, данная версия несостоятельна.
Еще одна версия, которая не выдерживает никакой критики, - это версия о подрыве на мине времен войны. Это можно очень легко опровергнуть. Во-первых, повреждения, которые остаются от таких боеприпасов, имеют характерную форму, которую спутать с чем-то другим просто невозможно. И если бы действительно это произошло, то никаких других версий попросту не возникло бы. Во-вторых, мина тех времен не могла нанести настолько серьезных повреждений лодке, чтобы вызвать немедленную ее гибель. Кроме того, полигоны, на которых проводились учения, используются для подобных целей не одно десятилетие, они неоднократно проверены, поэтому говорить о том, что здесь все еще можно обнаружить мину, нельзя. Более того, сам "Курск" оснащен "трактом миноискания". Таким образом, и эта версия не соответствует действительности.
Наиболее состоятельной и тем более доказанной является третья версия - предположение о том, что "Курск" погиб в результате столкновения с другой подводной лодкой (а если быть точным, то в результате торпедирования). Большая часть родственников погибших моряков уверены в том, что их близкие погибли из-за того, что атомную подводную лодку "Курск" торпедировала американская подлодка "Мемфис". Кроме того, среди них же распространяются слухи о том, что после трагедии американцы списали россиянам большой долг.
В то же время Президент РФ В.Путин, выступая в одном из интервью, отвечая на вопрос о том, что же на самом деле произошло с подлодкой, ответил, что она утонула… К слову сказать, гибель "Курска" была первой большой аварией за время нахождения Путина во главе государства.
Причины гибели "Курска" объясняются наличием отверстия в боку лодки, а также свидетельств о том, что в период российских учений в том же районе находились американские и английские субмарины. Кроме того, на той части корабля, которую удалось поднять со дна моря, очень хорошо видно ровное круглое отверстие и даже более того, края этого отверстия загнуты вовнутрь, что свидетельствует о внешнем воздействии. А некоторые американские эксперты даже утверждают, что такое отверстие - это своего рода фирменный знак американской торпеды МК-48, которая способна проходить через стальную обшивку благодаря специальному механизму, который находится на носу и способен расплавлять медь.
Согласно данной версии, атака на "Курск" была осуществлена во время отслеживания американскими субмаринами "Мемфис" и "Толедо" российского судна.
Более того, в ходе проведения поисково-спасательной операции до того момента, когда ситуация еще не контролировалась властями, в средства массовой информации просочилась информация о том, что недалеко от места гибели "Курска" были обнаружены светло-зеленые спасательные буи, хотя россияне используют только бело-красные. Еще одним свидетельством правдоподобности данной версии является прием сигналов о помощи, которые принимал крейсер "Петр Великий" 13-14 августа. И если первоначально спасатели надеялись, что сигналы эти посылаются с "Курска", то позже, после их расшифровки, стало понятно, что они исходили с иностранной субмарины (подавались они механическим излучателем, а на российских подлодках они не используются). Да и посмертная записка капитана подводного крейсера явно свидетельствует о том, что в это время на судне не оставалось никого, кто бы мог просить о помощи.
Необходимо также отметить, что в то время, когда на поиски подлодки по тревоге были подняты самолеты двух противолодочных эскадрилий, летчики обнаружили масляные пятна, оставленные другой подводной лодкой. Понятно, что подозрение сразу же пало на британцев и американцев, чьи субмарины находились там же. Но если англичане рьяно отстаивали свою непричастность, требуя от россиян доказательств, то американцы вели себя более сдержанно, как будто им было что скрывать. А ведь и правда было что: на морском дне спасатели обнаружили ограждение боевой рубки, которое обычно устанавливается на американских подводных лодках. Таким образом, уже с самого начала все было предельно ясно, пока власти не постарались максимально ввести в заблуждение гражданское население...
http://www.nakanune.ru/news/2014/8/12/22364151/