Оригинал наброса:
http://echo.msk.ru/programs/code/1312100-echo/ Ю.ЛАТЫНИНА: Добрый вечер. Юлия Латынина, «Код доступа» как всегда в это время по субботам. +7 985 970-45-45. Самое важное, конечно, случилось вчера в Одессе. И, собственно, с моей точки зрения это и есть операция «Консервы». Вот, если помните, тут неделю назад блогосфера обсуждала, что операция «Консервы» - это когда там возле Славянска постреляли непонятно какое количество людей, у которых потом мирный блокпост сжег машины. После чего в этих сгоревших машинах остались визитки Яроша. Я как раз на прошлой неделе говорила, что слишком мелко для операции «Консервы». Это, скорее всего, были, действительно, представители или Правого сектора, или, по крайней мере, охотники за головами, хотя, конечно, и сгоревшие визитки им подкинули. И вообще наша операция «Консервы» - она сильно отличается от немецкой, потому что, ну, у Кремля никогда нет в обычае действовать непосредственно собственными силами. Всегда есть какой-то Кокойты, всегда есть какие-то люди, которые, якобы, действуют самостоятельно.
Вот то, что случилось в Одессе, это местное Куликово поле, местный Антимайдан, такой Титушкодром, из которого, действительно, еще на тот киевский Майдан возили титушек.
Напал на этот раз не на демонстрацию интеллигентов, сторонников Евромайдана, а напал на ультрасов, напал на харьковских и одесских болельщиков. Соответственно, металлисты и черноморцы, у которых был совместный матч. А теперь у ультрасов украинских есть такая традиция, что перед матчем эти болельщики совместно строем идут на стадион и орут при этом разные неприличные лозунги в сторону России.
И понятно, что если вы нападаете на демонстрацию ультрасов, то у вас ответ будет совсем другой, чем если вы нападаете на демонстрацию евромайдановцев. Не очень хорошо в Одессе было последние 4 месяца. Одесса - это не Донецк. В Одессе население явно, скажем так, большинство не на стороне России. Если в Донецке я наблюдала, так сказать, 70%, которым всё равно, и большое количество людей, которые очень хотят в совок, то в Одессе это количество не очень велико. Зато Одесса необходима, понятное дело, Кремлю для строительства хотя бы морского тоннеля к Приднестровью. Без Одессы Приднестровье просто задохнется. И это с одной стороны она необходима. А с другой стороны, она расположена близко к Приднестровью, в Приднестровье всякие безработные люди и, в том числе, насколько я понимаю, очень много их присутствовало вот на этом Куликовом поле, на этом Антимайдане возле Дома профсоюзов.
И, соответственно, возникает вопрос, что, собственно, произошло? Болельщики пошли. Было заранее известно, что их собираются бить. А почему-то милиция ничего не предпринимала. Более того, есть много фотографий в сети, когда по болельщикам стреляют из пистолетов за спинами милиции. Из пистолетов, из огнестрельного оружия. Эти фотографии есть, они совершенно фантастические. Милиция ничего не делает.
И, собственно, в этой ситуации Одесса живет уже достаточно давно - она уже живет несколько месяцев. Когда то у какой-то девочки, которые повесит на машину флаг жовто-блокитный, проломят машину, то кого-то побьют. Те же самые технологии, собственно, применяются в Донецке.
В Донецке я же видела людей, которые сторонники Украины. Их очень немного, я согласна. А самое печальное для меня как для россиянки, что это, в общем-то, в основном, интеллигентные люди. Вот, чем выше уровень интеллекта человека, тем, к сожалению, большая вероятность, что он будет являться в Донецке сторонником Украины. Эти люди тоже иногда выходят на демонстрацию. Но, вот, они выйдут на демонстрацию, ту же им воткнут просто шило в бок, натурально (там мальчика так убили). И эта демонстрация, естественно, разбегается.
И та же самая технология несколько раз была в Одессе, когда такие демонстрации просто разгонялись этими людьми. А здесь эти люди напали на, ну, вдумайтесь, болельщиков. То есть не на интеллигентных людей, а на вот ту самую молдаванку. И в какой-то момент сложно сказать, насколько болельщики были заранее к этому подготовлены. Они отчасти подготовлены были, потому что они знали, что на них будут нападать. Это, кстати, ключевой момент - кто на кого напал. Что было дальше - это другой вопрос. Кто на кого напал? Совершенно ясно, что демонстрация болельщиков шла к себе на стадион. Там, кстати, матч уже начался и большая часть болельщиков была на стадионе и, самое смешное, досмотрела матч. А именно на них напали.
Дальше они рассвирепели. И дальше, потому что это болельщики, полетели камни в тех людей, которые стреляли в них из пистолета. Заметьте, что огнестрельные-то жертвы со стороны сторонников Майдана.
Дальше. Эта рассвирепевшая толпа фанатов, эта рассвирепевшая молдаванка, эти рассвирепевшие проукраинские люмпены, вот, все персонажи бабелевской Одессы в том числе, повалили жечь эти палатки. Какое количество в этих палатках живет одесситов, это тоже большой вопрос, потому что, ну, если там люди ночевали в Доме профсоюзов, то, скорее всего, у них просто не было возможности дома в Одессе, где они могут сходить помыться-почиститься. Рядом безработное Приднестровье, как я уже говорила.
Я, кстати, говорила тут 3 или 4 недели назад, что всё это будет в Одессе и что всё это будет именно со стороны Приднестровья основное пушечное мясо.
Эта рассвирепевшая толпа сожгла палатки. Эта рассвирепевшая толпа загнала их в Дом профсоюзов. А дальше началась классическая «Хромая лошадь» или классический пожар в иранском кинотеатре, о котором я тут писала где-то пару недель назад в «Новой газете», потому что, к сожалению, когда горит современное здание, то в нем, прежде всего, горит поливинилхлорид и человек задыхается в течение нескольких секунд.
Самый интересный вопрос, откуда взялись коктейли Молотова. Потому что опять же все же это происходило в прямом эфире. То есть нужно только внимательно смотреть. А, вот, видишь, что девочки - это, видимо, подружки этих фанатов - вот, прямо на площади разливают эти коктейли. Это что значит? Это значит, что они не готовы были к столкновению? Если в ходе столкновения на площади девочки с наманикюренными ноготками разливают коктейли, то, ну, понятно, что бензин они взяли из ближайшей автозаправки. То они всё делают на месте.
А откуда были коктейли у тех людей, которых загнали в Дом профсоюзов? Они, видимо, были у них уже в палатках. Потому что в Доме профсоюзов же они не могли разлить коктейль. А видно, что они тоже бросают коктейли Молотова. Видимо, у них они были оттуда же, откуда пистолеты.
То есть еще раз повторяю, вот, с моей точки зрения, это операция «Консервы», ну, такая, немножко по новейшим рецептам, которая заключается в том, что людям приказали напасть на колонну ультрасов с явным пониманием того, что это выйдет небезобидно. Кто кого поколотит, большой вопрос, но жертвы будут с обеих сторон. Судя по всему, жертв оказалось даже гораздо больше, чем рассчитывали. Дальше как это будет использовано Россией? Ну, все говорят, что, вот, ровно эти праздничные дни и 9-е мая - это будет ключевой пик, так сказать, войдут или не войдут в Украину российские танки. Ну, посмотрим.
Собственно, я хотела начинать с другого, даже не с Одессы, а с операции в Славянске и с покушения на Кернеса. И даже не с операции в Славянске, а с того, что случилось в прошлое воскресенье, что меня абсолютно поразило. Это когда люди, сидящие в Славянске, забрали группу украинских альфовцев (троих арестовали человек) и показали их по телевидению без штанов, причем, российские журналисты их допрашивали.
Ну, я могу сказать, конечно, что это подтверждает мое предположение, что никакие люди, сидящие в Славянске, не кадровые офицеры, потому что офицер так не поступает. Так поступает садист, у которого плохо с офицерской честью.
Потому что убить этого альфовца в бою - пожалуйста. Даже избить его. Но стянуть с него штаны - для этого нужна определенная психология дикого гуся. Это всё, видимо, приехало через Крым. Не случайно вот этот Стрелков поэтому отчитывается перед Аксеновым, отчитывается перед московскими пиарщиками. В Крым они приехали на вольные хлеба. Ну, возможно, многие из них квачковцы, русские националисты и так далее.
И, вот, удивительно, что самое страшное для меня было не то, что эти люди поступают как голливудские злодеи в плохом фильме. Там, пытки и убийства по любому поводу и без повода, там, вспоротый живот депутата Рыбака, арест журналиста «Комсомолки». Там она совершенно фантастическую статью написала, в которой она описывает просто, что мэр Пономарёв вот этот вот самопровозглашенный, который, вроде бы, находится во всероссийском розыске, он не очень вменяем. Он отдает приказ арестовать ее за смску, журналисту «Комсомолки». И самое поразительное для меня, что «Комсомолка» сняла с сайта потом эту статью - она остается только в кэше.
Арест миссии ОБСЕ, потому что это люди реально не очень вменяемые, они, действительно, под каждым кустом видят шпионов.
Но что меня страшно поразило во всей этой истории, это то, что российские телеканалы стояли над этими людьми без штанов и это транслировали на всю Россию, делая тем самым Россию, зрителей, нас сообщниками вот в этой мелкой гадости, в этой бесчестности.
+7 985 970-45-45. И вот это то, что меня в этой ситуации очень напрягает, и то, что я видела в Донецке, потому что в Донецке я видела, в общем-то, людей достаточно маргинальных в здании областной администрации. Ну, кто такой Денис Пушилин, руководитель, экс-руководитель МММ в Донецке? Вот теперь он руководит Донецкой республикой. И вот эта ставка на маргиналов... То есть в Израиле, если помните, Кремль сотрудничал или Россия сотрудничала с каким-то Нудельманом. В Финляндии она сотрудничает с человеком по фамилии Бекман, который всё время пишет о финских фашистах, которые угнетают русскую национальность. Вот, в Крыму мы нашли Аксенова по кличке Гоблин.
Маргиналы. И вдруг оказывается, что они становятся главными. А когда маргинал становится главным, ну, у него происходят очень тяжелые с ним, в том числе с его психикой. И вывод заключается в том, что в России я сейчас вижу то же самое.
Еще недавно какие-нибудь там молодежные нашисты, которые рассказывали про проклятое НАТО и проклятую Европу, они казались маргиналами даже в российской политической действительности. Теперь они регулируют интернет. Теперь они диктуют моду. Вот, все эти Яровые... Там год назад еще казалось, что они существуют для того, чтобы оттенять либеральность Путина. Мол, народ у нас темный, а Путин либеральный. Теперь понятно, что в Кремле-то, действительно, верят.
Теперь там тот Рогозин, который раньше у нас был, ну, для того, чтобы с помощью блока «Родина» отнимать голоса у КПРФ, тот Глазьев, на которого показывали пальцем, что он там рассказывает про проклятое американское засилье и про доллар, теперь эти люди определяют будущее России.
И, вот, для меня это самое страшное (ставка на маргиналов), потому что, да, можно, ставя на маргиналов и поощряя их самые безумные безумства, выиграть власть. Там, допустим, так произошло в Иране. Я уже сравнивала ситуацию, которая происходит сейчас в России, в российской идеологии, в российском телевидении, с тем, что происходило в Иране во время исламской революции. Ну, с той только разницей, что у меня впечатление наш Аятолла Хаменеи является одновременно нашим шахом.
Но понимаете, да, и где теперь Иран? Вот, есть такой гениальный современный физик иранского происхождения Нима Аркани-Хамед. Ну, какое он отношение имеет к Ирану? Вот, как вы представите его в Иране, внутри исламской революции? Слава богу, что его родители уехали в Канаду. Где был бы Нима Аркани-Хамед, если бы он остался в Иране? Ответ: там же, где будут наши будущие физики.
Вообще, вот, я уже скажу, что разница, конечно, между Майданом... Меня часто спрашивают, а, вот, в чем разница между Майданом в Киеве, где люди с помощью насилия свергли бывшую до этого законную власть, и захватом администрации в городе Донецке? Ответ: совершенно та же, что между американской революцией 1776 года и иранской 1979-го. В одном случае пассионарна буржуазия, в другом - люмпены. Поскольку, все-таки, Путин не Аллах, и люмпены особой пассионарностью не обладают, то некоторая часть пассионарности компенсируется деньгами. Но при этом я должна заметить, что это вот деньги не в таком простом виде, что людей купили. Деньги - это от чего люмпен глубоко искренне верует. И сильнее денег на люмпена действует только насилие.
Вот, я на прошлой передаче говорила, что 70% тех людей, которых я спросила, было всё равно, чья в Донецке власть. Так, знаете, я вам скажу, что если в Донецк войдут русские танки, то как раз эти 70% будут совершенно точно обожать русские танки.
И, конечно, в этом смысле очень велика разница по регионам и даже по городам Украины. Потому что, как я уже сказала, в Донецке то, что я видела, это местное население. Это, с одной стороны, бабушки. Местное население, которое очень четко распадается на 2 категории. Одна - это безобидные городские чудаки и бабушки так называемые вязаные на наречии антимайдановцев, которые совершенно искренне мне говорили «Вы, пожалуйста, говорите правду. А то все врут. Мы очень любим Путина. Как они смеют нападать на Россию? Они - это НАТО». А бабушки даже сказали, что их чем-то отравляют проклятые майдановцы и натовцы, сланцевым газом и вообще какую-то инфекцию распыляют.
Я хотела спросить бабушек, не просвечивают ли их лучами, но постеснялась. Вот. Вот эти бабушки абсолютно искренни. Причем, конечно, у меня ощущение, что они не просто... Они очень точно передают примерно то, во что, судя по всему, верят сейчас российские официальные лица.
Ну, понятно, что бабушек и городских чудаков - их не хватает, чтобы захватить администрацию. И кроме городских чудаков и бабушек там есть другие люди, криминал в масках. Люди, которые скрывают свои лица. Вот, тот же Денис Пушилин, бывший мммщик, который начальствует этой Донецкой республикой. И разница между ними очень простая. Она заключается в том, что бабушки и городские чудаки, если их спросишь «В чем ваша претензия?», они говорят. Более того, их невозможно остановить. А вот эти люди - они, наоборот, очень стесняются без согласования выражать свои мысли.
Вот уже после субботы в воскресенье я присутствовала на встрече Михаила Ходорковского с вот этим экс-мммщиком Денисом Пушилиным. И там было очень смешно, потому что сначала Ходорковского не пустили в здание Донецкой областной администрации и спросили, так сказать, куда ты идешь и с кем согласовано? Странно, да? Народный протест, а «С кем согласовано?»
Потом этот Пушилин по щелчку Рената Ахметова явился в гостиницу «Донбасс Палас» на встречу с Ходорковским. И было очень смешно, потому что с этим Пушилиным пришел смотрящий, который должен был слушать, что сказал Пушилин. То есть Пушилин не имел, судя по всему, сам права говорить. Помимо того, что, с моей точки зрения, он там не мог ответить ни на один вопрос Ходорковского и просто физически его боялся (ну, это так, к слову). Было просто видно, что Пушили не имел права говорить без контроля, а человек, который его контролировал, тоже не имел права говорить. Потому что когда Ходорковский задал ему какой-то вопрос, этот человек тоже сбился и, так сказать, закусил себе язык.
В то время как все городские чудаки, которые, безусловно, есть, их невозможно было остановить, они рассказывали про великую Россию, про буддизм, про нирвану, про тантрический массаж. Всё, что угодно.
И, вот, это одна ситуация в Донецке. В Славянске мы видим, как я уже сказала, совершенно другую ситуацию, потому что люди, которые там есть, с моей точки зрения, не являются никаким спецназом ГРУ. Это тут СБУ украинская привирает - я понимаю, им обидно. Им обидно понимать, что их сбушников взяли в плен и сдирают с них штаны люди, которые даже не являются кадровыми военными. Но именно судя по фотографиям этих людей Вконтакте, по биографии Беса, который представляется полковником российской армии, с 2002 года является жителем Горловки. По особенностям переговоров, вывешенных в сеть, Стрелкова (Стрелка), который отчитывается перед премьером Крыма Аксеновым, чего не может позволить себе ни один кадровый военный.
Там установили, вроде бы, американские журналисты, где этот стрелок живет. Он живет, я забыла, то ли в Бибирево, то ли в Бирюлёво всю жизнь и участвует в военно-ролевых играх. Ну, видимо, глубоко православный человек, соседи, действительно, называют его военным. Как-то мне трудно себе представить военного, который участвует в военных ролевых играх и охраняет мощи, привезенные из России в Киев. Скорее какой-то паравоенный человек, возможно, с разными связями и, конечно, скорее всего, с очень профессиональной военной подготовкой. Наемник.
Вот, как я уже сказала, в Одессе мы видим третью картину, когда есть какое-то достаточно чужеродное тело, которое зато долго терроризирует местное население при полном попустительстве местной милиции. И кончилось, как мы видим, в итоге очень плохо, потому что столкновения с агрессивно настроенной толпой ультрас - вот, в Донецке такого не может быть.
Есть совсем смешные вещи. Например, вот, на позапрошлой неделе состоялся митинг в Кривом Рогу за единую Украину. Это был митинг в Днепропетровске, но это такой донбасский анклав в Днепропетровщине. Там правит семейство Вилклов - это вице-премьера при Януковиче. И там вот криворожский ГОК и, вроде бы, по всем законным канонам они должны были как раз выступать за Россию. А Днепропетровская область, как я уже говорила, это вотчина теперь олигарха Коломойского, который вооружает батальон «Днепр», который пообещал 10 тысяч долларов за голову российского наемника. И, соответственно, вот к этим людям приехали от Коломойского, и эти люди стали патриотами. И, конечно, это та же самая, ну, простите, биомасса, вот эти 8 тысяч людей, которые вышли за «Единую Россию». Это не фанаты, которые сцепились в Одессе, это не люди, которые выходили на Майдан. Это те люди, которые привыкли по звонку начальства выходить за то или другое, и верить искренне в то или другое. И, вот, с ними перетерли, они стали за единую Украину. И это тоже хороший пример того, насколько важна роль губернатора области, настолько важна роль главных лиц в области и, вот, Коломойский, который тоже в изначально достаточно хорошо настроенный к России области взял резко проукраинскую позицию, у Коломойского в области всё спокойно. А в Донецкой области, где Ренат Ахметов, хозяин Донбасса самоустранился от решения этих проблем, происходит... Ну, фактически контроль над областью потерян.
Вообще понятно, что всё, что происходит там, это такая, очень похоже на Майдан, только наоборот. И скорее всего, в Кремле искренне верят, что Майдан устроило НАТО и сейчас мы им ответим тем же самым. Ну, точно так же, как Сталин верил, что в Советском Союзе действуют западные шпионы, потому что сам знал, как силен Коминтерн и как сильна диверсионная и подрывная активность коммунистов в западных странах.
Это обыкновенная вещь делать то, что приписываешь своим противникам. Но вообще я должна заметить одну очень серьезную разницу между тем, как поступает Запад, и между тем, как поступает Путин, помимо того, что там Запад не поступает так, как это думает Путин.
Запад поощряет все те тенденции, которыми он сам руководствуется в обычной жизни. Вот, на Западе есть демократия и они, действительно, поощряют демократию. Они не поощряют ее, финансируя Майдан. Но это другой вопрос. Но никак нельзя сказать, чтобы на Западе была кровавая диктатура, а где-нибудь в Зимбабве они поощряли демократию или в Афганистане поощряли демократию.
Я не большой сторонник демократии в Афганистане. Больше того, я даже не большой сторонник демократии в Украине. Я думаю, что демократия в нищих странах кончается плохо. Но факт заключается в том, что Запад последователен. Если он поощряет толерантность, он везде поощряет толерантность. В том числе когда исламская шпана бьет стекла где-нибудь в Копенгагене, то в Копенгагене или в Стокгольме тоже поощряют толерантность по отношению к этой шпане. И говорят «Ах они бедные, как же мы их обидели».
Перерыв на новости.
НОВОСТИ