Об экзаменах в немецких вузах

Mar 10, 2014 22:11

Я снова пропала и совсем не делюсь своими новостями. Но на то у меня есть уважительная причина, даже две: сессия и каникулы. Т.к. 4-недельные (!) каникулы еще официально не закончены, то сначала расскажу про то, какая она - эта немецкая сессия. А потом с удовольствием похвастаюсь фоточками всех тех замечательных мест, в которые я путешествовала во время отдыха!
[Spoiler (click to open)]Когда родные и близкие спрашивали, ну как там экзамены, в двух словах я отвечала: «так я никогда не ботанила». Ни в школе, ни в университете в Питере, даже когда готовилась к поступлению и сдавала языковой экзамен. Да, в прошлом тоже были сложные предметы, на подготовку которых уходило много времени и сил. Но так, чтобы 4 недели, каждый день вставать по будильнику в 8 утра и до боли в попе до 10 вечера с обещанием самой себе «вот в следующем семестре буду после каждой лекции постепенно учить» - такого со мной никогда не было. Обещание я скорее всего не сдержу, но морально готова к следующей сессии буду. Благо она будет последней, потом диплом.

Думаю, главные сложности и разница в сдаче экзаменов в российских и немецких вузах заключается в самом способе проверки знаний.
В моем вузе в России экзамены обычно были только по нескольким предметам, не больше четырех, как правило. По остальным - зачеты. Здесь же по всем изучаемым предметам студенты обязаны сдавать экзамены. В этой сессии я сдавала 7 (всего в моем плане на этот семестр было 10, из них 2 я сдала осенью, и от одного необязательного отказалась из-за нехватки времени на подготовку).

Когда я училась на специалиста в «тряпочках» (простонародное название Санкт-Петербургского Университета Технологии и Дизайна), за все 5 лет я сдавала только один письменный экзамен - начертательную геометрию, по которой, к слову, схлопотала единственную тройку. При этом в билете было, кажется, две задачи на две темы соответственно. Здесь же все экзамены письменные, в каждом порядка 8-10 вопросов, охватывающие все темы курса. В общем, на «болтовне» не выедешь и удача типа «хороший билет попался» не прокатит.

Список четко сформулированных вопросов к экзамену здесь никто не дает. Один преподаватель, правда, на последней лекции озвучил релевантные главы, но на самом экзамене попался вопрос из нерелевантной главы… Баллы за этот вопрос составляли две третьих оценки. Я так и не поняла - это метод обучения такой или профессор просто забыл…? Местные студенты, привыкшие к четкости и порядочности, возмущались, требуя не учитывать этот вопрос при подсчете баллов. Значит это здесь все таки не заведено. Оценки за этот экзамен еще не опубликованы, так что ждем, чем все таки история закончится.

Ну и про списывание. Наверное все таки возможно, но я не стала, хотя в России, признаюсь, списывала. В свое оправдание могу сказать, что шпоры добросовестно писала сама. А когда пишешь своими формулировками, заодно разбираешься и запоминаешь. Я просто никогда не любила учить, как стих на память. Я, кстати, и врать никогда не умела, у меня все на лице написано. Моя лучшая школьная подруга говорила: Романова, я буду оправдываться, почему мы с тобой историю прогуляли, а ты стой молча и опусти глаза виновато вниз, чтобы даже не смотреть на учительницу - она нас сразу раскусит. Натафка, что же ты меня не обучила искусству? =)

Поэтому когда-то в университете я не делала классические шпаргалки гармошкой, под колготки или как там еще можно было извратиться. А приносила заметки (назовем это так) на тетрадных листах и клала их под чистую бумагу, на которой писала ответы на билет, чтобы без суеты можно было подсмотреть не куда-то там под парту. Эти заметки часто и не нужны были, но уверенности придавали. Ох, раскрыла все тайны… Лариса Павловна, если вы сейчас это читаете, то скажу честно (врать то я не умею): предметы по специальности я всегда любила и могла воспроизвести без этих вот заметок =).

Здесь со списыванием все строго - кроме ручек и студенческого на столе ничего не должно быть. Верхняя одежда и сумки остаются в проходе. Хотя некоторые, судя по шёпоту, я подозреваю, что списывали. При мне двоих таких выгнали.

Ну и еще пара особенностей. На все экзамены надо регистрироваться онлайн за 2-3 месяца. Оценки тоже публикуются онлайн, в своем личном кабинете на сейте вуза. При этом оценки других студентов для сравнения посмотреть нельзя. Я так поняла, что здесь вообще спросить однокурсника об оценках равносильно вопросу о доходах - страшный бан!

При неудовлетворительной сдаче экзамена дают 3 попытки на пересдачу - каждая в последующие сессии. То есть при желании можно еще раз пройти курс лекций с другой группой, если что-то было непонятно (все предметы повторяются раз в год).

Впрочем, обычная неявка, даже без уважительной причины, за попытку сдачи не считается. Можно просто не приходить, если не чувствуешь в себе силы. Или уйти прямо с экзамена, перечеркнув экзаменационный лист. Это будет равносильно неявке и не отнимает попытки сдачи. Так, я заметила, делают в основном немецкие студенты. Что до сих является для меня загадкой - зачем же весь семестр ходить на лекции и терять время в таком случае? Видимо я не знаю пока какого-то секрета…

Отчисление из университета возможно только в том случае, если экзамен провален 3 раза, что надо еще умудриться сделать при таких возможностях и свободе. Ведь никто не заставляет сдавать экзамены по всем предметам, некоторые из них можно отложить хоть на несколько лет. При этом, допуску к следующему семестру это никак не мешает. Так по крайней мере в магистратуре, у бакалавров, возможно, иначе. Может поэтому в европейских вузах средний возраст студентов на порядок выше, чем в России.

Такая у меня была сессия. Лично мне сложным еще показалось переваривать большой объем информации на неродном языке. Какие-то основы плотно сидят у меня в голове на русском, поэтому читать на английском, при этом постоянно прокручивая в голове что-то из «русского» опыта, сложно и долго, но выходит непроизвольно. И также в короткий срок на экзамене изложить все мысли связно на английском, что пока получается немного медленней, чем на русском. Под конец сессии было уже проще. Уверена, что это вопрос времени и практики (и еще, возможно, моего перфекционизма). Теперь мне кажется, что к летней сессии я вооружена гораздо лучше.

Но до нее еще долго, а сейчас я наслаждаюсь каникулами и недалекими по русским меркам путешествиями: Дюссельдорф, Кёльн, Бонн, Люксембург, Амстердам, Берлин. Я, как полагается туристу, наделала множество фоток и видео, и мне не терпится все их поскорее перебрать и показать, но их так много, что для этого понадобиться некоторое время.

Всем весны, она уже за окном!!!


P.S. А это в Амстердаме. Впервые я попала туда в хорошую погоду. Не смотрите, что я закутана в пальто - на самом деле было очень не по февральски солнечно.


study, germany

Previous post Next post
Up