Питер музыкальный (вкратце).

Oct 02, 2012 13:59

И было мне дважды счастье, номер 1 - открытие филармонического сезона, 25 сентября - в Большом зале Юрий Темирканов дирижировал симфоническим оркестром филармонии ("Заслуженным коллективом России" - и вполне, by the way, заслуженно).

В программе открытия сопоставлены, - уверена, неслучайно -  первые симфонии Прокофьева и Шостаковича. Два отделения, перед антрактом - Второй концерт Прокофьева, впридачу:  скрипачка из Японии, тоненькая и трепетная Саяка Седзи, в 1999 году она стала самой молодой победительницей конкурса скрипачей имени Паганини в Генуе. Скрипка у нее соответственная - "Recamier", работы Страдивари. Но оркестр она "не переиграла". Там крепкие музыканты собрались. Только скрипичная миниатюра "на бис" - Сарабанда из 2-ой Партиты Баха - прозвучала объяснением, без оркестра у нее как-то убедительней получилось. Звук обнаружился, тембр, владение инструментом.
А с темиркановским "Заслуженным" скрипачка не так впечатляет. От оркестра импульс посильней шел. И главное - я слушала, записывала что-то себе в тетрадочку, по ходу, сейчас поняла: о дирижере мне и сказать-то нечего. Темирканов волшебник, он за пультом настолько естественен, незаметен - внимание зрительское на музыке, исключительно на ней умеет сосредоточить (всегда - я не впервые его слушаю, всякий раз обещаю себе глядеть на дирижера - а вижу только оркестр, слышу музыку - будто само все происходит.) Последний из могикан? Благороден, полон сил (точность движений, нет - отточенность, скорее), и... гениален.




В симфонии Прокофьева - полетность и свет, легкость. Надлом и предвосхищение ужасов и трагедий у Шостаковича. Начало. И сопоставление двух величайших композиторов двадцатого столетия - неслучайно. Да случайного - в 2012 - не происходит. Знаковый год. Долго будем помнить.




Счастье номер 2: Мариинка, один из вечеров вагнеровского "Кольца Нибелунгов", уж больно мне "Валькирию" хотелось увидеть-услышать, свершилось! - 27 сентября, начало в шесть, а распустили зрителей в 00.05, 28 сентября, стало быть. И ничего - при всех опозданиях маэстро, он место за пультом (петербуржцы свидетельствовали)) традиционно уже где-то так на полчаса позже занимает, супердлинные антракты (Валерий Гергиев появляется, скажем так, "ад либитум") - но ведь и произведение сил требует! Настраивается дирижер, его можно понять. И все потом простить - в форме он отменной! (Мы в ложе бенуара сидели,справа,  я глаз с него не спускала, краем глаза - на сцену, потому как главное шоу - это все ж таки коршуном нависающий над оркестрантами дирижер - рубаха черная, глаза горят, властный. Жесты эффектны, да - но и точны, выверены. Музыканты его и с полужеста, небось, понимают.) Виртуозное исполнение! Незабываемое.
И наличествует чудесный (для композитора-философа характерный) эффект вагнеровских опер, что в первую очередь говорит о классе конкретной постановки - речитативы, арии и проч. воспринимаются естественно и органично: вот так герои говорят друг с другом, манера у них такая, ничего странного и нормально все.

Млада Худолей (Зиглинда) - выше всяких похвал (она уже где только не пела, приглашают ее с распростертыми), равно как и Зигмунд (Август Амонов) - хороши оба!.
Георгий Цыпин - художник постановщик - отдельных оваций заслуживает, но концепт оперы они месте с Валерием Гергиевым разрабатывали.




Детище вышло на славу, многоуровневое действо получилось. 3D ( может и 4))  Боги - со страстями и слабостями - на фоне трех слюдяных цыпинских гигантов, властительных свидетелей - ущербны и немощны. Чего уж о людях говорить, казалось бы. Но Зигмунд - во сто крат свободней, чем Вотан. Что чувствует - то и делает. Любит, сражается за любовь, погибает.
И Вотан ему жутко завидует. Брунгильду, дщерь свою любимую, - за непослушание жестоко карает: спи-усни, но разбудит тебя тот, кто будет свободней, чем я. Тема иллюзии власти - на деле связан бог по рукам и ногам - обязательствами, ритуалами, традициями, должон институты блюсти. Бога это мучает - а поделать ничего и не может. Несовершенство сознает при этом.

Актуальный спектакль получился. Я в театре шесть часов провела, так и не выйдя из состояния ошарашенного восторга. А уж Валькирии с полетом - растиражированным, общее место вроде - а мощь необычайная! Спектакль сделан честно, четко, мастерски. Гергиев по праву лучшим интерпретатором Вагнера слывет. Честь ему и хвала. Умеет, когда захочет (разные варианты его выступлений в памяти - это, пожалуй, лучший).
Вопрос возникает, невольно:  другие оркестры, к жестам его непривычные, разве могут так чутко на любое движение пальцев и даже фаланг пальцев откликаться? Вовремя понимать, реагировать - без страха и упрека - нужным ритмическим рисунком и звучанием? Вряд ли.

Вот так приедешь в Питер, на неделю всего - и поймешь (снова поймешь), как должен оркестр звучать, и что такое мастерство. Истинное.    

санкт петербург, спектакли, музыка, СПб

Previous post Next post
Up