on Broadway: "Porgy and Bess"

Feb 12, 2012 13:00

"Richards Rodgers Theatre": знаменитая опера Гершвина, представленная в виде мюзикла, идет с восьмого июля с 2011, премьера сезона, популярнейший спектакль. Попасть на шоу стремятся любители оперы, мюзикла, туристы и просто прохожие: критики активны -  высказались и обозреватели "NYT", и  "The Hollywood reporter", и "Entertainment" etc, энергичность противоположных оценок заставляет пойти и самой разобраться в том, что же там такое с Гершвиным сделали.



В красном платье - звезда и центральная фигура шоу - Одра Мак Дональд (Бесс). Одра - четырехкратная обладательница премии Грэмми, любима телезрителями - она еще и в еженедельном сериале про больницу снимается (один из критиков спрашивает, вопрос риторический: "есть ли что-то такое, чего Одра Мак Дональд делать не умеет?" Подразумевается, что универсальная актриса, обладательница многогранного таланта (с чем я совершенно согласна - видела Одру впервые, нутряная эротичность ее, обреченность в борьбе с низменными инстинктами убеждают... при всей натуралистичности Одра умудряется играть, соблюдая здоровую отстраненность - почти невидимая грань отделяет актрису от обуреваемой страстями Бесс, отождествления не происходит, да и зачем?)  любые роли играет хорошо.  
Рядом с ней и Норм Левис (достойно Порги представлен, но дистанция между образом и актером куда значительней... Левис остается несколько гламурным, прочитывается: переодет, понарошку ноги вывернул, утрированно хромает..) и даже Филип Бойкин (Crown, убийца и страстный любовник - огромный, черный, страшный!... Карабас-Барабас прямо!) кажутся  невсамделишными. 

Более тридцати лет шедевр Гершвина не ставился в Нью-Йорке. В оригинальном, четырехчасовом варианте опера предназначена скорее для сцены "Метрополитен". Но поставлен сейчас - прежде всего бродвейский мюзикл - режиссер Диана Паулус, либреттист Сюзан-Лори Паркс, музыкальный редактор Дидра Л. Мюррей: опера модернизирована адаптирована, переосмыслена и урезана - представление длится два с половиной часа, оставлены только самые яркие музыкальные эпизоды, выбор их критиками оспаривается.

Но жизнь придуманной Гершвиным  местности Catfish Raw in Charleston, S.C,. мне - впервые и наконец-то! - увидевшей и услышавшей оперу, пусть даже в качестве мюзикла - показалась в полной мере убедительной. Результат командной работы более чем достойный: история адаптирована к восприятию зрителем здесь и сейчас, сегодня; кастинг точный, на сцене актеры, получившие классическое образование; оперные голоса в сочетании с умением прекрасно двигаться, (хореограф - Роналд К. Браун создавал рисунок танца применительно к конкретным исполнителям)... словом, жанровые условности отходят на второй план - я воспринимала происходящее как реальность 30-х годов... вот так это было - по принципу).

"Порги и Бесс" задумывалась Гершвиным как опера, базирующаяся на фольклорных мелодиях. "Фольклорные корни" постановки едва ли не главный мотив спектакля. Я даже задумалась - а ведь вне Америки ее и ставить-то невозможно. Это будет нечто другое. Хорошо, плохо - но другое.

image Click to view



Так когда-то в чикагском ночном клубе (серьезные музыканты выступали там "live", клуб был этим и знаменит) - я в принципе поняла, что такое джаз. И не установка была "хочу понять про джаз", нет.
К концу второго часа концерта нон-стоп -  отдельные пьесы, импровизации, джем-сейшен - то ли озарение, то ли констатация: "Вот это и есть джаз"... Может, потому что место было правильное.
Так и в театре на 46 улице - может и урезали оперу, может и переосмыслили, может и смело чересчур - но идею Гершвина донесли. Живую и пылью не покрытую.


new-york, спектакли, музыка

Previous post Next post
Up